Совершается ли заупокойный намаз по ребенку, который родился мертвым?

Джаназа-намаз является одним из обязательных действий, которые должны быть совершены по отношению к покойному мусульманину, за исключением некоторых категорий. Это обязанность мусульман (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Одной из главных целей джаназа-намаза является дуа за усопшего. Поэтому чем больше людей совершает джаназа-намаз, тем лучше.
Что касается ребёнка, то если он подаст какой-то звук, крик или заплачет, а затем умрёт, то решение по отношению к нему таково же, как по отношению к обычному взрослому покойному. То есть после подтверждения присутствия жизни и последующей смерти его омывают, заворачивают в саван (кусок материи), по нему совершают джаназа-намаз, а затем хоронят.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الطفل لا يصلى عليه، ولا يرث ولا يورث حتى يستهل
«По ребенку (мертворождённому) не совершается джаназа-намаз, он не наследует и не оставляет наследство, пока не подаст признаки жизни (движение, плач)» (Тирмизи).
В другой версии (риваяте) этого хадиса, который приводит Ибн Маджа, говорится:
إذا استهل السّقط صلي عليه وورث
«Если новорожденный ребёнок издал голос (подал признаки жизни), по нему совершается джаназа-намаз, и он наследует» (Ибн Маджа).
Если ребёнок не подал звука и не заплакал, но при этом проявил признаки жизни (дрожание или шевеление), то по нему также совершают джаназа-намаз и обмывают.
А если у ребёнка признаки жизни не проявились, то по нему не совершают джаназа-намаз, ибо наличие у него жизни не подтвердилось.
Однако и мертворожденного ребенка, если возраст плода достиг четырех месяцев, обмывают, заворачивают в материю и хоронят из уважения к нему как к человеку. Также желательно дать ему имя. Разница состоит лишь в том, что по мертворожденному ребенку не совершается джаназа-намаз.
Если же возраст плода не достиг четырех месяцев, то его не обмывают, и необязательно заворачивать и хоронить его. Однако желательно завернуть его в кусок материи и захоронить, не обмывая и не совершая по нему джаназа-намаз.
В итоге существует три вида состояния ребёнка и три разных последовательности действий, которые совершаются с усопшим:
1. подает звук или другие признаки жизни, которые подтверждают, что он жив; С ним следует поступить, как с обычным взрослым мусульманином.
2. не подаёт звуки или другие признаки жизни, и возраст плода превышает четыре месяца; С ним поступают так же, как со взрослым, но по нему не совершают джаназа-намаз, и необязательно обмывать его.
3. не подаёт звука или других признаков жизни, и возраст плода не достиг четырех месяцев.
По отношению к такому выкидышу нет никаких обязательных действий, то есть с ним поступают, как с любой другой кровью, которая вышла из человека. Однако желательно завернуть его в кусок материи и захоронить.
Мнение шафиитских учёных
Если от выкидыша не было слышно крика и не исходило других признаков жизни, но срок беременности был четыре месяца и более, то его купают, заворачивают в саван и хоронят, но за него не совершают заупокойную молитву. Если же срок беременности был менее четырёх месяцев и у выкидыша не было черт лица, то его лишь заворачивают в ткань и хоронят.
Если же от выкидыша был слышен крик, он дрожал или проявлял другие признаки жизни, то за него совершается заупокойная молитва и всё, что было перечислено выше. В этом отношении не делается различий между выкидышем и взрослым человеком. Передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…».
(Ибн Маджа, № 1508). (См. также ат-Тирмизи, № 1032.)
Плод умер у меня в утробе. О его смерти я узнала лишь по истечении 11 недель и шести дней. Но точное время смерти я не знаю, и врачи также не могут назвать точную дату смерти. Сейчас я стою перед выбором: извлечь его при помощи кесарева сечения или подождать, пока он выйдет сам. Что лучше с точки зрения Ислама? Что мне делать с ним, когда он выйдет? Давать ли ему имя? Какие нормы Шариата нужно соблюсти в этом случае?
Хвала Аллаху Господу Миров.
Во-первых. По вопросу удаления эмбриона или его естественного рождения Вам необходимо обратиться к врачу, заслуживающему доверия, который может определить ваше состояние. Но если пребывание мертвого эмбриона в утробе не вредит Вам, то подождите и не прибегайте к удалению операционным путём. Так как основа в этом вопросе заключается в отсутствии причинения вреда своему телу и использовании наркоза только в случае необходимости.
Ибн Хазм, да помилует его Аллах, сказал: Ученые единодушны в запретности убивать себя, отрезать какую-либо часть тела и причинять себе боль, если только это не делается в целях лечения, при котором необходимо удалить какой-либо больной орган (Маратиб аль-иджма‘. – С, 157) .
Во-вторых. Когда плод выйдет, то его необходимо завернуть в ткань и похоронить. Не нужно ни обмывать, ни совершать по нему погребальную молитву. Также ему не дают имя, и не закалывают жертвенное животное. Так как подобные обряды совершаются по плоду, в котором уже была душа, а душа вдувается лишь после четырёх месяцев беременности.
Если мертвый плод родился лишь по истечению четырёх месяцев, то вышеупомянутые обряды по нему также не совершаются. Это в случае, если на данный момент достоверно известно, что он уже умер.
В-третьих.
Кровь, которая выходит после рождения этого плода считается кровью нифас (кровью, выходящей при родах). Если выкидыш или рождение плода произошло после восьмидесяти дней, то выходящая кровь считается нифасом.
А Аллах знает лучше!