Сновидения и толкования снов в Исламе

Сновидения и толкования снов в Исламе

Сны бывают разными:

1. Правдивые сновидения, которые являются частью пророчества, как передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Правдивые сновидения являются одной из сорока семи частей пророчества». ( ал-Бухари 6472 и Муслим 4201).

2. Сновидения, ознаменовавшие начало Откровений. (ал-Бухари, 3 и Муслим, 231).

3. Правдивость сновидения связана с искренностью того, кто видит этот сон. Самые правдивые сновидения видят самые правдивые в своих речах. (Муслим, 4200).

4. К концу Времени почти все сновидения будут правдивыми, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. «Это будет по причине отдаленности времени пророчества и её влияния. Взамен верующим будет дарованы сновидения, содержащие благие вести, или которые помогут им быть терпеливыми и стойкими в вере» (аль-Бухари, 6499 и Муслим, 4200). То же самое относится и к чудесам (карама), которые появились после эпохи сподвижников. Эти чудеса не происходили в их время, потому что они не нуждались в них, т.к. обладали сильной верой. Последующие поколения нуждались в чудесах, потому что их вера была слаба.

5. Сновидения бывают трех видов: рахмани (от Аллаха), нафси (из подсознания человека) и шайтани (от шайтана). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сны бывают трёх видов: сны от Аллаха, горестные сны от шайтана и сны, связанные с тем, что человек думает, когда он бодрствует, а затем видит это во сне» (аль-Бухари, 6499 и Муслим 4200).

6. Пророческие сны – Откровения. Эти сны защищены от влияния шайтана, по единогласному мнению Уммы. Именно поэтому пророк Ибрахим беспрекословно отправился выполнять полученное во сне повеление Аллаха принести в жертву своего сына, мир им обоим.

7. Что касается сновидений обычных людей (не пророков), они должны рассматриваться через призму ясных Откровений, если они соответствуют им. В противном случае, ничего не нужно предпринимать. Это очень опасные вопросы, которые стали причиной заблуждения многих еретиков из числа суфистов и прочих сект.

8. Тот, кто хочет видеть правдивые сны, должен говорить только правду, есть дозволенную пищу, придерживаться заповедей Шариата, остерегаться того, что запретили Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. А так же ложиться спать в состоянии полной чистоты, обратившись в сторону Каабы и поминать Аллаха до тех пор, пока его не одолеет сон. Если будут выполнены все эти действия, то его сны едва ли будут ложными.

9. Самыми правдивыми являются сны, увиденные перед самым рассветом (сухур), потому что это время, когда Аллах спускается на нижнее небо, и когда милость и прощение близки, как никогда. Это так же время, когда шайтаны уходят на покой, противоположностью чего является начало ночи, когда распространяются шайтаны и дьявольские души. См. Мадаридж ас-Саликин (1/50-52).

10. Все сны можно разделить на две категории:

а. Вещие сны. Это – сны пророков и праведников, которые следуют им. В редких случаях вещие сны видят другие люди (например, правдивый сон царя кафиров, который растолковал для него пророк Юсуф, мир ему). Вещими являются сны, которые в точности сбываются в реальности.

б. Несвязные сны, которые ни о чём не говорят. Они бывают разных типов:

Первый: Игра шайтана, чтобы напустить на человека печаль и тоску. Например, когда человеку снится, что ему отрубили голову, и он бросился за ней. Или, что его обуял страх, от которого он не может избавиться, и подобные бессмысленные сновидения.

Второй: Сны о том, что некоторые ангелы велят ему совершить запретное или другие подобные вещи, противоречащие здравому смыслу.

Третий: Человеку снится то, что случилось с ним в реальности, или то, чего он желал. Так же он видит во сне то, что обычно происходит с ним во время бодрствования, или то, что соответствует его превалирующему настроению. В большинстве случаев эти сны говорят о будущем, во многих случаях – о настоящем, и редко – о прошлом. См. «Фатхь ал-Бари» (12/352-354).

11. Передаётся от Абу Са’ида ал-Худри – да будет доволен им Аллах, – что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который ему понравится, то, поистине, это от Аллаха. Так пусть он воздаст за этот сон хвалу Аллаху и расскажет его другим. Если же ему приснится нечто другое, что ему не понравится, то, поистине, это от шайтана. Так пусть он прибегает к Аллаху от зла шайтана и не рассказывает этот сон никому, и тогда он не повредит ему». Хадис передали ал-Бухари (6584) и Муслим (5862).

Передаётся от Абу Къатады, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хорошие сны от Аллаха, а плохие – от шайтана. Кто увидит то, что ему не понравилось, пусть сплюнет налево три раза и прибегает к Аллаху от шайтана, и тогда это не повредит ему». Хадис передали ал-Бухари (6594) и Муслим (5862).

От Джабира – да будет доволен им Аллах – передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас увидит сон, который ему не понравится, пусть сплюнет налево три раза, прибегает к Аллаху от шайтана три раза и повернётся на другой бок». Хадис передал Муслим (5864).

Ибн Хьаджар сказал: Подводя итог сказанному о хороших снах, можно упомянуть три вещи:

а. Человек должен воздать хвалу Аллаху за этот сон.
б. Он должен возрадоваться за этот сон.
в. Он должен рассказать о нём тому, кого он любит, но не тому, к кому он чувствует неприязнь.

Подводя итог сказанному о плохих снах, можно упомянуть четыре вещи:

а. Человек должен прибегнуть к Аллаху от зла этого сна.
б. Он должен искать убежища у Аллаха от зла шайтана.
в. Он должен сплюнуть налево три раза, когда проснётся.
г. Он никому не должен рассказывать этот сон.

У ал-Бухари в главе «Оковы во сне» приводится хадис от Абу Хурайры, где говорится о пятой вещи. Текст хадиса таков: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть не рассказывает об этом никому, и пусть встанет и совершит молитву». Имам Муслим привёл его в своём «Сахихе» как хадис-мавсуль (хадис с непрерывным иснадом).

Муслим добавил шестую вещь: повернуться на другой бок…

В итоге мы имеем шесть вещей: первые четыре; молитва, например, в два раката; изменение позы, например, лечь на спину. (См. «Фатхь ал-Бари», 12/370)

12. Согласно хадису, который приводит ат-Тирмизи от Абу Разина: «И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как очень близкому другу или мудрому человеку». Согласно другому сообщению: «И пусть не рассказывает никому, кроме как мудрому или другу». В другом сообщении говорится: «И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как ученому или искреннему советчику». Ал-Къады Абу Бакр б. ал-‘Араби сказал: «Ученый даст ему хорошее толкование, на которое он способен, а искренний советчик направит его к тому, что принесет ему пользу, и поможет ему. Что касается мудрого человека, то он знает его толкование и сообщит ему только то, что поддержит его, или промолчит. Что касается друга, то если он знает хорошее, то скажет ему, а если не знает или сомневается, то промолчит». См. «Фатх ал-Бари» (12/369).

13. Имам ал-Багави сказал: «Толкование снов подразделяется на категории. Сны могут быть истолкованы в свете Корана и Сунны, или согласно пословицам, известным среди людей, а так же именами, метафорами и понятиями противоположностей». Конец цитаты из «Шарх ас-Сунна» (12/220).

Он, да смилостивится над ним Аллах, привел некоторые примеры:

— Толкование снов в свете Корана: верёвка означает союз, потому что Всевышний сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе» (Коран, 3:103).

— Толкование снов в свете Сунны: ворона олицетворяет нечестивца (фасикъ), потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал её так.

— Толкование снов согласно пословицам: копание ямы означает коварство, как говорится у людей: «Тот, кто копает яму (другому), попадёт в неё сам».

— Толкование снов с помощью имён: видение во сне человека по имени Рашид (ар.: благоразумный), означает благоразумие.

— Толкование снов понятиями противоположностей: страх означает безопасность, потому что Всевышний сказал: «…и (Он непременно) сменит их страх на безопасность» (Коран, 24:55).

14. Что касается книги Ибн Сирина «Толкование снов», то многие из исследователей сомневаются, что эта книга принадлежит Ибн Сирину. Поэтому, нет уверенности в том, что данная книга принадлежит перу этого великого учёного. А Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Салих ал-Мунаджид

Люди любят проникать в вопросы сокровенного, будь то из прошлого или будущего. Отрицать это явление равносильно отрицанию действительности. Серьёзность или обратное этого феномена зависят от близости людей к свету пророчества и истинной религии, которая твёрдо управляет этим вопросом, о котором Аллах говорит: «Он один – Ведающий Невидимое, и Он не открывает Своего Сокровенного никому, кроме Посланника (из человечества), которого Он избрал». аль-Джин 72:26-27.

В таком случае неудивительно, что в эту современную эпоху мы видим тех, кто вторгается в вопросы невидимого, и наблюдаем, что много неразумных людей хотели бы знать его или посредством суеверных методик или путём догадок, хотя им всё время читаются аяты Аллаха. Аллах говорит: «Скажи (о Мухаммад): «Никто на небесах и на земле не ведает Сокровенное, кроме Аллаха, не могут они и постичь, когда им предстоит быть воскрешёнными»». ан-Намль 27:65.

Этим людям также читаются высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о Невидимом. Среди этих изречений: «Существует пять вещей, которые не знает никто, кроме Аллаха: «Поистине, у Аллаха знание о Часе, Он ниспосылает дождь и знает то, что находится в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Аллаах – Всё Знающий, Всё Ведающий». (Лук\’маан 31:34). Ат-Тирмизи.

Поэтому не следует вторгаться в дела Сокровенного, кроме как в свете Корана и Сунны. Всё, что помимо этого, – всего лишь догадки, если не иллюзии. Ислам в самой его сути – это религия, которая ликвидирует все религиозные предрассудки. Поэтому вера в Невидимое не должна расцениваться как вера в фантазии.Однако есть некоторые люди, которые, хотя, и находятся в безопасности от этого суеверия, впадают в другое зло, посредством которого они воспринимают свои сны как имеющие сильную связь со своим будущим, и вы видите их счастливыми или печальными из-за обыкновенных снов. Это явление свойственно не только простым людям, но сны повлияли и на многих великих мужей, и много наций были поглощены влиянием своих снов. Сон Пророка Юсуфа и царь Египта не безызвестны нам. В обоих снах были благие новости и, в то же время, предупреждение.

Сны обладали важностью в жизни людей до и после появления Ислама, но по мнению учёных и образованных людей та важность может разниться в результате различий в авторитетных источниках. Философы отрицают сны и приписывают их физическим предрасположенностям, которые только отражают то, что находится в уме видящего сон. У некоторых психологов тоже подобное представление, так как они считают сны сочетанием настроений, которое оседает в памяти человека и которое порождается сном.

В Исламе мусульманские учёные следовали путём Пророчества в соответствии с тем, что упоминается в Коране и Сунне. Они полагают, что хорошие и правдивые сны – истинные от Аллааха. Некоторые из них несут благие новости, а некоторые несут предупреждения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пророчество ушло, но вестники остаются». Сподвижники сказали: «Что такое вестники?» Он ответил: «Хорошие сны, которые видит человек, или которые видятся для него».

Возвещающими тут могут быть вестники благих новостей или плохих новостей, ибо Аллах говорит: «И дай им вести о тягостном мучении».

Многие люди были доведены до дистресса в результате духовного вакуума и удалённости от Аллаха и отсутствия веры в Его предопределение – что быть только тому, что Он желает, и что никогда не быть тому, что Он не желает. Многие зависели от снов и видений в отношении, которое противоречит пути наших праведных предшественников. Вопрос снов стал настолько широко распространён среди людей, что они редко говорят о других вещах, и этот предмет доминирует даже на спутниковых каналах и в исламских фатвах до такой степени, что вопросов, имеющих отношение к снам, в два раза больше таковых из других областей религии. Всё это – результат безудержно растущей неосведомлённости о правильной позиции, которую мусульманин должен занимать в отношении снов, несмотря на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил нас на Прямом Пути. Дело дошло до такой степени, что, если кто-то из нас видит сон, он встревожен и не успокоится, пока он не найдёт того, кто истолкует сон для него. Если бы каждый из нас придерживался руководства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы не вовлекли бы себя в это плачевное положение.

Не всё, что человек видит в своём сне, может растолковываться, так как сны бывают трёх видов, как объяснил Посланник Аллааха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он сказал: «Сны бывают трёх типов: Устрашения от Шайтаана, которыми он вызывает у человека печаль. То, чем человек озабочен в состоянии бодрствования и видит в его снах. Сон, который является одной из 46 частей пророчества».

Аль-Багави сказал: «Этот хадиис объясняет, что не всё то, что человек видит в своём сне, может быть верным, хотя это и может толковаться. Истинный сон – тот, который приходит от Аллаха, а всё, что помимо этого, – всего лишь сбивающие с толку сны, у которых нет толкования. В числе таких запутывающих снов тот, который сообщили от арабского бедуина, рассказавшего Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что он видел во сне, что его голову отсекли, и она откатилась, и что это серьёзно взволновало его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Не говори слугам Шайтана забавляться с тобой в твоём сне».»

Всё, что помимо этих снов, – что касается установления исламского управления в отношении халяла, харама, актов поклонения или определения Лайлатуль Кадр, как тот сон, показанный Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и который его заставили забыть, или те, на которых базируются факторы, касающиеся прав людей, или те, которые вызывают предубеждение, или те, которые подвергают сомнению непорочность людей или намерений – всё, что является приводящими в замешательство снами, следует полностью игнорировать, согласно мнению большинства учёных как аш-Шатиби, ан-Навави, Ибн Таймийя, Ибн аль-Каййим и др.

Аш-Шатиби рассказал в своей книге «аль-Итисам», что, когда Халифа аль-Махдии хотел убить Шариика бин Абдиллах аль-Кадии, Шариик спросил его: «О властитель верующих! Почему ты хочешь убить меня, тогда как тебе запрещено убивать невинную душу?\» Аль-Махди ответил: «Потому что я видел во сне, что обратился к тебе, но ты повернулся ко мне спиной. Поэтому я спросил толкователя снов, и он сказал: «Этот человек приходит в твой суд, но втайне не согласен с тобой». Тогда Шариик сказал: «О повелитель верующих! Твой сон – не сон Пророка Юсуфа, сына Пророка Йакуба, и кровь мусульман не должна проливаться из-за простых снов.\» Тогда аль-Махдии опустил свою голову и дал сигнал, что я должен уйти».

Ибн Асакир также сообщил в своей книге, что некто видел Иаама аш-Шафии в своём сне, и что тот сказал ему: «Юнус бин Абдил Аля солгал обо мне в хадисе, который не был частью моего хадиса, и я не сообщал его». Ибн Касир, давая комментарий к этому сну, сказал: «Юнус бин Абдил Аля – один из самых заслуживающих доверия людей. Не должно умалять его авторитет из-за простых снов».

Аз-Захаби сообщил от аль-Маруджи, что тот сказал: «Я привёл Ибрахима аль-Хусари к Ахмаду бин Ханбалю, и он был праведным человеком. Ибрахим сказал Ахмаду: «Я видел сон о тебе, который такой-то и такой-то», и он упомянул Рай. Тогда Имам Ахмад сказал ему: «Брат мой, люди имели обыкновение говорить такие вещи Сахлю бин Саляма, пока он не вышел и не пролил невинную кровь». Имам Ахмад также сказал: «Хорошие сны радуют верующего, но не вводят его в заблуждение».

Много сказав об излишествах людей в вопросах, касающихся снов, акт справедливости говорить о тех, кто растолковывает сны, поскольку они берут на себя огромную ответственность по отношению к видящим сны. Толкователь снов должен быть сведущим в этой области и должен знать пользу и вред этого. Он не должен становиться муфтием снов, особенно на экранах телевидения и в местах для встреч.

Толкование снов и издание фатв – собратья. Ибн аль-Кайим сказал: «Муфтий, толкователь снов и врач одинаковы в этом, они имеют доступ к тайнам людей, чего нет у других. Поэтому они должны утаивать то, что не должно быть раскрыто».

Далее, толкователи никогда не должны спешить в выводах, когда объясняют сны. Они должны учитывать опасность этого, так же как и искушение и бахвальство этим, которые это может вызвать. Они должны также принимать во внимание, что их ситуация является более критической, нежели положение муфтиев и учёных.

Ибн Абдил Барр передал, что Хишам бин Хассан сообщил: «Ибн Сирина спрашивали о сотнях снов, и он ничего не объяснял, прежде чем сказав: «Бойтесь Аллаха в своём бодрствовании, ибо то, что вы видите в свойм сне, никогда не навредит вам». А когда он растолковывал, он говорил: «Я растолковываю только из предположений, а предположения могут быть верны или неверны». Если это – высказывание лидера толкователей снов его эпохи и более поздних поколений, что же тогда говорить о тех, кто пришёл после него.

Толкователи должны понимать, что толкование снов на телеэкранах опасно в свете следующих факторов:

Неумеренная откровенность в толковании снов – это своего рода искушение, в особенности когда он говорит о вопросах Невидимого, которые ведомы только Аллаху.

Его способность знать действительное состояние увидевшого сон. Двое мужчин пришли к Ибн Сирину, и каждый из них рассказал, что видел себя во сне совершающим азан, и спросил его о значения этого сна. Для праведного человека из двух Ибн Сирин растолковал его, что тот совершит Хадж, а для другого человека, который не был праведен, что тот украдёт.

Отсутствие понимания у людей методики толкователя, что может легко привести к тому, что его обвинят в ворожбе, догадке или предсказании будущего.

Что предотвращению вреда нужно давать предпочтение перед получением выгоды.

Что касается аргумента некоторых людей, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение спрашивать его сподвижников после Фаджра: «Кто из вас видел сон?», на это можно ответить в свете следующих моментов:

Что это – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что его толкование является правдой и совершенно.

Его толкования имели место в мечети в присутствии ряда сподвижников-мусульман, которых было намного меньше миллионов, смотрящих это по телевизионным каналам в наши дни.

Не установлено, чтобы кто-либо из сподвижников или их преемников делали это в мечети, как это обычно делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже Абу Бакр ас-Сиддик, которого Пророк засвидетельствовал за его знание толкования снов, никогда так не делал.

Поэтому бойтесь Аллаха и будьте покорны Ему в глубине души и на людях, с тем чтобы вы преуспели.

По материалам хутбы шейха Сауда аш-Шурейма, Мекка

Некоторые люди могут увидеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во сне. Шайтан не может принять образ Пророка, но он может принять любой другой облик и утверждать, что он Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Передается, что Абу Хурайра сказал: Я слышал как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кто увидел меня во сне, тот увидит меня наяву. Шайтан не может принять мой облик». Хадис передали Бухари (6592) и Муслим (2266).

Аль-Бухари добавил: Сказал Ибн Сирин: «Кто увидел его в его истинном образе». В версии Ахмада (3400) говорится: «Поистине шайтан не может уподобиться мне».

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Мы передали его (хадис) с полным иснадом от Исмаила бин Исхакъа аль-Къады, от Сулеймана бин Харб, который был одним из учителей аль-Бухари, от Хаммада бин Зейда, от Айуба, который сказал: Когда Мухаммаду (имеется ввиду Ибн Сирин) кто-то рассказывал, что видел во сне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он говорил: «Опиши мне того, кого ты видел». Если ему давали описание, которое он не знал (т.е. не соответствовало описанию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует), он говорил: «Ты не видел его». Его иснад достоверный, и я нашел ещё одно сообщение, которое подтверждает его. Передал аль-Хаким через Асима бин Кулейба, который сказал: Мой отец сказал мне: «Я сказал Ибн Аббасу, что я видел во сне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал: «Опиши его мне». Я упомянул ему Хасана бин Али и сказал, что он был похож на него, на что Ибн Аббас сказал: «Ты действительно видел его»». Его иснад хороший (джайид)». Фатх аль-Бари (12/383-384)

А тот, кто говорит, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, может появиться во сне в любой форме, ссылается на сообщение, которое передал Ибн Аби Асим от Абу Хурейры, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто увидел меня во сне, тот видел именно меня. Поистине, меня можно увидеть в любом образе»». Это слабый (да’иф) хадис.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «В его иснаде присутствует Салих, вольноотпущенник Тавъама, а он слабый (да’иф), рассудок которого помутнел (от старости), и этот хадис передал тот, кто услышал его после того, как его разум помутнел». Фатх аль-Бари (12/384).

Во-вторых, то, что было сказано в вопросе насчет видения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как молодого человека или ребенка – такое возможно, но в соответствии с приведенными выше условиями, т.е. он должен выглядеть так, как выглядел бы в этом возрасте.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: Слова «(шайтан) не может» указывают, что хотя Всевышний Аллах наделил его способностью принимать любую форму, которую пожелает, Он не дал ему возможность принимать облик Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это мнение группы ученых, которые сказали о хадисе: «Это относится к тому, кто увидел его таким, каким он действительно выглядел».

Некоторые из них (ученых) были категоричны до такой степени, что сказали: «Он должен видеть его таким, каким он выглядел, когда умер. Поэтому, он должен еще принять во внимание количество его седых волос, которых было не больше двадцати».

Правильное мнение: Его можно увидеть в любом состоянии или возрасте, при условии, что увиденный образ соответствует тому, как он выглядел в это время, было ли это время его юности, зрелости или старости, или любое другое время его жизни. Фатх аль-Бари (12/386)

В-третьих: Принимая во внимание вышесказанное, возможно, что шайтан придет к человеку во сне и будет утверждать, что он Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, если он пришел в образе, отличающемся от настоящего образа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на всех этапах его жизни.

Что касается голоса, подобного голосу из старых времён, или очень красивых мужчин, или того, кто сказал: «Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует!», — всё это не имеет отношения к видению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его истинном облике.

И Аллах знает лучше.

Sawab