Следование за имамом в земного поклоне из-за ошибки /саджа сахъу/

Следование за имамом в земного поклоне из-за ошибки /саджа сахъу/

Известно, что если при совершении молитвы в четыре молитвенных цикла /ракаата/, например, имам по ошибке встает на пятый ракаат, то тот, кто понимает, что имам ошибся, не должен вставать вместе с ним, а должен подождать, а после сказать приветствие в конце молитвы вместе с имамом. Должен ли тот, кто не встал с имамом на пятый ракаат и остался ждать, пока имам не сказал салям, совершать вместе с ним саджа сахъу?

Хвала Аллаху Господу миров!.

Во-первых: Если имам по ошибке встанет на пятый молитвенный цикл /ракаат/, то молящиеся за ним, должны предупредить его об этом. Если он не вернется и не сядет, то тот, кто молится за ним, должен сесть и прочитать ташаххуд. Затем он может сказать приветствие в конце молитвы сам и оставить имама, или он может подождать имама во время ташаххуда, чтобы сказать салям вместе с имамом.

Во-вторых: Ученые единодушны в том, что молящийся, который застанет первый ракаат вместе с имамом и собирается сказать салям в конце молитвы с ним, должен следовать за имамом в том числе и в совершении имамом земного поклона из-за ошибки /сахъу/. Не важно совершит имам этот земной поклон до приветствия в конце или после, и не важно ошибся только имам или в том числе и тот, кто читал молитву за ним, — все равно земной поклон совершается.

Об этом свидетельствуют слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Имам назначен только для следствия за ним, поэтому не отличайтесь от него... Когда он совершает земной поклон, то совершайте его (за ним)»[1]. Общее значение этих слов включает в себя и земной поклон сахъу, поэтому, когда имам делает земной поклон, молящийся за ним должен также совершить его.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Если имам совершит ошибку, то молящийся ним, должен вслед за имамом совершить саджа сахъу, независимо от того, запутался он вместе с имамом, или только имам запутался и совершил ошибку.

Ибн аль-Мунзир сказал: „Все ученые, у которых мы получили знания, были единодушны в этом“.

Исхак упомянул, что это соответствует единодушному мнению ученых, независимо от того, совершается этот земной поклон до саляма или после него, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Имам назначен для следствия за ним, поэтому не отличайтесь от него... А когда он совершает земной поклон, то совершайте его (за ним)“»[2].

Исходя из этого, молящийся за имамом должен вслед за ним совершить земной поклон сахъу.

Аллах знает лучше.

_________________________________________

[1] Аль-Бухари. Ас-Сахих; Муслим. Ас-Сахих.

[2] Ибн Кудама. Аль-Мугни.

islamqa.info

В каких случаях «саджда саху» нужно совершать до саляма, а в каких после?..

Исходя из хадисов Пророка ﷺ, приводимых в достоверных сборниках, известны три причины для совершения «саджда саху» в молитве. 

Первая причина: упущение в молитве из обязательного. Например, первый ташаххуд в трех- или четырехрака’атной молитве. Доводом на это является хадис от ‘Имрана ибн Хусейна E, в котором он рассказывает следующую историю: «Пророк совершил ‘аср в три рака’ата, и зашел к себе домой. Когда ему об этом сказали он вернулся к людям и помолился еще один рака’ат, потом дал салам, потом совершил два суджуда, потом еще раз дал салам» [1]. 

Вторая причина: сомнение. Например, в количестве рака’атов. Доводом на это является хадис от Абу Са’ида аль-Худри E который рассказывал о том, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то из вас засомневался в молитве и не знает, сколько рака’атов совершил три или четыре, — пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит «саджда саху» до того, как произнесет салам» [2]. 

Третья причина: когда сделано что-то больше, чем необходимо. Например, добавление в молитве, руку’, саджда, стояние или сидение в молитве. Доводом на это является хадис от ‘Абдаллаха ибн Бухейна, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ помолился два рака’ата, затем встал и не садился, и люди встали вместе с ним. Когда он закончил свою молитву, и мы ждали, когда он даст салам, он сказал: «Аллаху Акбар» и совершил два земных поклона до таслима, затем дал салам» [3].

Время выполнения «саджда саху» зависит от вышеупомянутых причин. Как сказал имам ас-Са’ади: «Совершай саджда саху до саляма, кроме как если ты это делаешь по причине упущения». 

В первом случае, если ты что-то забыл в молитве из уаджиба, то должен совершить «саджда саху» после саляма. 

В двух последних случаях, как то сомнение или добавление лишнего, — «саджда саху» совершается до саляма. А Аллаху ведомо лучше...

[1] Сахих Муслима, хадис № 574, т. 2, с. 87. 

[2] Сахих Муслима, хадис № 571, т. 2, с. 84. 

[3] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1230, т. 2, с. 68; Сахих Муслима, хадис № 570, т. 2, с. 83...

Источник