Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель». Сура Аль-Исра’, аят 81

Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель». Сура Аль-Исра’, аят 81

Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель». Сура Аль-Исра’, аят 81

Истина — это откровения, которые Аллах ниспослал Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, и повелел открыто проповедовать. Ему была открыта истина, которой невозможно противостоять, и поэтому ложь сгинула и исчезла. А иначе и быть не могло, потому что ложь обречена на погибель и исчезновение. Безусловно, иногда ложь обретает силу и распространяется. Однако происходит это только тогда, когда ей не противодействует истина. Но стоит истине явиться, как ложь притихает и даже не смеет шелохнуться. Вот почему ошибочные воззрения распространяются лишь в тех странах, где люди предают забвению ясные знамения своего Господа.

«Тот, кто не считает кафира кафиром, или не обвиняет кафира в неверии, сам становиться кафиром», то есть в неверии тех кафиров, куфр которых установлен достоверными шариатскими текстами.

Тот же, кто не делает такфира, споря в применении правил такфира и сути самого поступка, то он не становится сам кафиром. Но, все эти ложные выводы, которые сделали эти неомурджииты в отношении делающих ширк и куфр, результатом чего стало практически полное избегание их последователями такфира как такого, и в результате непротивление ширку и куфру, все эти утверждения, являются нововведенческими и еретическими! Что и открыло двери ширку и куфру и ослабило панцирь Ислама перед его врагами! Поэтому, мы обвиняем их в нововведении в Религии Аллаха и внесении смуты и призыве к заблуждению!

Важность исламского призыва

Призыв — это действие, направленное на то, чтобы склонить человека в свою сторону и возбудить в нём интерес. Призыв человека к Исламу означает склонить его к тому, к чему ты призываешь, и возбудить в нём интерес к этому. Призыв к Исламу не ограничивается речами, а включает в себя все слова и действия, способные склонить человека и возбудить в нём интерес. Поэтому ведение призыва происходит всем — как делами, так и словами. Своим соблюдением норм Ислама мусульманин представляет собой живой пример того, к чему он призывает языком, а своей приверженностью истине он демонстрирует подлинный образ Ислама.

Всевышний Аллах говорит:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلاً مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحاً وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»?» (41:33).

Также Всемогущий Аллах говорит:

فَلِذَلِكَ فَادْعُ وَاسْتَقِمْ كَمَا أُمِرْتَ

«Посему проповедуй и следуй прямым путём, как тебе было велено» (42:15).

Призыв к Аллаху является обязательным, и это — поклонение, посредством которого мусульманин приближается к своему Господу, зная, что степень носителя призыва высока и что Аллах возвысит его в этом мире и в Будущей жизни.

Призыв к Аллаху — это миссия пророков. Посредством призыва они установили на земле религию своего Господа.

Всевышний Аллах говорит:

وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (16:36).

Также Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ شَاهِداً وَمُبَشِّراً وَنَذِيراً ، وَدَاعِياً إِلَى اللَّهِ بِإِذْنِهِ وَسِرَاجاً مُّنِيراً

«О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» (33:45,46).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) донёс Ислам и наставил Умму. Он свидетельствовал перед людьми о том, к чему он призывал их в этом мире — донёс ли он послание Аллаха, и даже потребовал от них свидетельствовать и просил Аллаха быть свидетелем сказанного. Во время прощального хаджа Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أَلَا هَلْ بَلَّغْتُ؟ اللَّهُمَّ فَاشْهَدْ

«Донёс ли я? О Аллах, засвидетельствуй!» .

Призыв — это наследие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для Уммы. Если мы хотим сохранить Ислам, то должны сохранить это наследие.

Невозможно представить влияние Ислама без призыва.

Невозможно представить чистоту Ислама в его последователях без призыва, очищающего от мрака нездоровых идей и их влияния.

Невозможно представить становление Ислама без призыва.

Невозможно представить масштабное распространение Ислама без призыва.

Без исламского призыва религия не была бы столь сильна и распространена, не была бы сохранена и не утвердились бы доводы Аллаха против Его созданий.

С призывом Ислам возвращается к своему прежнему величию и силе. Как же мы нуждаемся сегодня в этом!

Посредством призыва Ислам распространится среди всех людей, и вся религия будет принадлежать Аллаху. Как же мир сегодня нуждается в этом!

С призывом к Исламу мусульманин приобретает довод в свою пользу, в то время как неверный теряет его, лишаясь какого-либо оправдания своим оставлением Ислама.

Всевышний Аллах говорит:

رُّسُلاً مُّبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ لِئَلاَّ يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ وَكَانَ اللّهُ عَزِيزاً حَكِيماً

«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах — Могущественный, Мудрый» (4:165).

Отсюда вытекает важность призыва для мусульман. Сначала призыв несли первые поколения мусульман во главе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Они берегли призыв так же, как и свою религию. Без призыва Ислам не дошёл бы до нас, и миллионы людей не приняли бы его. Возможно, религия Аллаха закончилась бы на самом Посланнике (да благословит его Аллах и приветствует). Первое, что было ниспослано ему (да благословит его Аллах и приветствует) — «Читай!» . Аллах приказал читать для себя и для людей. Также одним из первых ниспосланных аятов Аллаха было «Встань и увещевай!» .

Призыв Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) возродил Ислам во всех отношениях и воспитал первые поколения мусульман, которые стали лучшими носителями послания после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Именно их призыв заставил уверовать в Ислам тех, кто пришёл после них. Так продолжалось по сегодняшний день и должно продолжаться до Судного дня.

Для Ислама призыв настолько неотъемлемо важен, как и течение для воды. Вода насыщает, орошает и приносит людям благо, но для этого кто-то должен доставить её; так же и Ислам. Правильное представление о жизни кто-то должен донести до человека, чтобы повести его прямым путём к довольству Аллаха. Отсюда возникает крепкая связь между Исламом и призывом.

Следовательно, призыв является прочным столпом и жизненно важным вопросом в Исламе, и он необходим для распространения и увеличения влияния Ислама. Призыв живёт вместе с Исламом с самого рождения и до того дня, когда Аллах унаследует землю и тех, кто на ней.

Исходя из этого, призыв очень важен в жизни мусульманина. Он должен озадачиться этим делом и тратить на это своё время и силы.

Фард и Ваджиб

В книге «Система Ислама» упоминается, что «фард» — это действие, за исполнение которого предписано вознаграждение, а за неисполнение — наказание. Однако в третьем томе «Исламской личности» говорится, что это — действие, ведущее к наказанию за неисполнение, и при этом не упомянуто о вознаграждении для исполнителя. Скажите, какое из этих определений будет табанни (принятое)?

Для начала стоит отметить, что нет разницы между упомянутым в «Системе Ислама» и в третьем томе «Исламской личности», если не затрагивать контекст рассмотрения. Рассмотрение слова «фард/ваджиб» в «Системе Ислама» приближено к общему определению, т.е. не ограничивается только рассмотрением довода (къарины) категоричности (аль-джазм) на исполнение или оставление действия. Это ясно прослеживается в самой книге: «Таким образом, человек, исполняющий поступки, относящиеся к категории фард и ваджиб, заслуживает похвалы, а воздерживающийся от совершения этих обязательных поступков заслуживает порицания. Другими словами, человек, который оставляет выполнение поступка, который решительно требуется выполнить, заслуживает наказания. Человек же, который выполняет запрещённое действие, заслуживает порицания, а отказывающийся от запретного действия заслуживает похвалы, или, иными словами, человек, выполняющий запретные поступки, заслуживает наказания» . «Порицание и похвала» упоминаются в общем определении «фарда», а затем упомянут довод (къарина) на категоричность (аль-джазм) в пользу фарда: «Человек, который оставляет выполнение поступка, который решительно требуется выполнить, заслуживает наказания» . Но о похвале ничего не говорится, поскольку сама по себе похвала не подразумевает, что действие — фард, ведь может подразумеваться и мандуб. А вот упоминание наказания за неисполнение уже указывает на то, что действие несёт в себе категоричность. То же самое касается довода (къарины) на категоричность для «харама», как приведено в книге: «Человек, выполняющий запретные поступки, заслуживает наказания» .

Что касается определения в третьем томе «Исламской личности», то оно несёт характер рассмотрения вопроса в рамках усуль-фикха, фокусируя внимание на доводе (къарине) категоричности (аль-джазм), а не на общем определении. В третьем томе «Исламской личности» сказано: «Обязательным — ваджиб или фард — является то действие, за умышленное невыполнение которого человек заслуживает порицание. Под порицанием человека, который умышленно не исполняет это предписание, имеется в виду порицание, которое приводится в Коране, Сунне и Иджма Сахаба. В данном случае речь не идёт о порицании со стороны людей за отказ от выполнения действия, ибо суть заключается в порицании со стороны Шариата... Если обращение Законодателя касается категоричного требования воздержаться, значит, речь идёт о запрете, т.е. хараме или махзуре. Согласно исламской терминологии, харам — это действие, совершитель которого заслуживает порицания» . Тут виден акцент на доводе (къарине) категоричности с упоминанием порицания, а не похвалы. Причина в том, что в данном случае порицание указывает на харам, ведь порицание служит в пользу категоричности. Таким же образом порицание за неисполнение действия указывает на то, что этот поступок — фард. И, как Вы видите, тут нет упоминания о похвале, потому что похвала не говорит в пользу категоричности, так как похвалы заслуживает не только тот, кто совершает фард, но и тот, кто совершает мандуб.

Вывод заключается в том, что в «Системе Ислама» определение приведено в более общем и широком выражении: «Таким образом, человек, исполняющий поступки, относящиеся к категории фард и ваджиб, заслуживает похвалы, а воздерживающийся от совершения этих обязательных поступков заслуживает порицания. Другими словами, человек, который оставляет выполнение поступка, который решительно требуется выполнить, заслуживает наказания. Человек же, который выполняет запрещённое действие, заслуживает порицания, а отказывающийся от запретного действия заслуживает похвалы, или, иными словами, человек, выполняющий запретные поступки, заслуживает наказания» . А в третьем томе «Исламской личности» внимание акцентировано на доводе категоричности:«Обязательным — ваджиб или фард — является то действие, за умышленное невыполнение которого человек заслуживает порицание. Под порицанием человека, который умышленно не исполняет это предписание, имеется в виду порицание, которое приводится в Коране, Сунне и Иджма Сахаба. В данном случае речь не идёт о порицании со стороны людей за отказ от выполнения действия, ибо суть заключается в порицании со стороны Шариата... Если обращение Законодателя касается категоричного требования воздержаться, значит, речь идёт о запрете, т.е. хараме или махзуре. Согласно исламской терминологии, харам — это действие, совершитель которого заслуживает порицания».