Шейх Усаймин: Можно ли совершать итикаф во всех мечетях

Спросили шейха Усаймина (да смилуется над ним Аллах): "Какого положение итикафа (непрерывного пребывания) в какой-либо мечети, помимо трех мечетей: в мекканской Заповедной мечети, мединской мечети Пророка и в иерусалимской мечети Аль-Акса? Да воздаст Вам Аллах благом!"
Шейх ответил: "Непрерывное пребывание (итикаф) в других мечетях, помимо трех мечетей, а это Заповедная мечеть, мечеть Пророка и мечеть Аль-Акса, узаконено в определенное время (в последние десять дней Рамадана). Совершение Итикафа не ограничивается только тремя мечетями, а разрешается и в других мечетях. Это мнение великих исламских имамов. Также этого мнения придерживались имамы-основатели суннитских мазхабов: имамы Ахмад, Малик, Шафии, Абу Ханифа и другие имамы, да смилуется Аллах над ними всеми.
Доводом на это являются слова Всевышнего: «Не вступайте с ними (с вашими женами) в близость, когда вы пребываете в мечетях» (Св. Коран, 1:187). Слово "мечетях"- общее, подразумевает мечети во всех странах на земле. Это предложение ("когда вы пребываете в мечетях") находится в конце аятов, в которых идет речь о посте, и посему его положение охватывает всю исламскую общину во всем. Оно обращается ко всем, кто держит пост. По этой причине эти всеобъемные положения (в аятах, касающихся поста) заканчиваются следующими словами Всевышнего Аллаха: «Таковы ограничения Аллаха, так не приближайтесь же к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям для того, чтобы они устрашились» (Св. Коран, 1:187).
Сложно поверить в то, что обращение Аллаха (совершать итикаф) ко всей общине в этих аятах в действительности охватывает совсем маленькое количество людей.
Что же касается хадиса Хузайфы Ибн Йамана, да будет доволен им Аллах: «Нет непрерывного пребывания (итикафа), кроме как в трех мечетях», и если допустить, что этот хадис является достоверным, то здесь отрицается идеальный итикаф. Т.е. идеальный итикаф может быть только в трех мечетях, так как достоинство этих мечетей превыше всех остальных мечетей.
Примеров подобного оборота множество. Я имею ввиду отрицание, в котором подразумевается отрицание полноты какой-то вещи, а не ее истинности или действительности. Например, слова Пророка (мир ему и благословение): «Нет молитвы, если еда подана» (Муслим), и другие подобные хадисы.
Да, нет сомнений в том, что основа в отрицании чего-либо это отрицание действительности этой вещи. Однако, если имеется довод, препятствующий такому пониманию, то обязательно принять этот довод, как в случае хадиса Хузайфы. Это в том случае, если допустить, что хадис Хузайфы является достоверным. Аллах знает лучше" (Маджму шейх Усаймин).
Итикаф. Правила и условия его совершения
Вопрос: Расскажите о таком виде поклонения, как и’тикаф. Когда его нужно совершать, сколько времени он занимает, какие условия для его совершения? Особенно нас интересует вопрос и’тикафа для женщин – известно, что если мужчина должен находиться во время и’тикафа в мечети, то женщина может совершать его дома. Расскажите, пожалуйста, более подробно – как конкретно женщина должна совершать и’тикаф дома?
Ответ: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
И'тикаф – это уединение с соблюдением определенных правил в мечети или в месте, которое считается мечетью, с намерением совершения поклонения Аллаху.
Ханафитские ученые выделяют три вида итикафа:
Первый – это ваджиб итикаф, который совершается по обещанию. Например, когда человек говорит, что если у меня уладится такое-то дело, то я совершу столько–то дней и‘тикафа, или без определения какого-то дела просто сказать, что я сделаю обязательно столько-то дней и‘тикафа. Это становится ваджибом, и необходимо исполнить и’тикаф столько дней, на сколько сделано намерение.
Второй вид — это суннат и‘тикаф, который совершается в последние десять дней Рамадана. Совершение и‘тикафа в эти дни было привычкой Посланника Аллаха (мир ему и благословение) .
Третий вид — это нафль и‘тикаф. Для него нет определенного времени, ограничения дней. Разрешается делать намерение и‘тикафа на всю жизнь. В определении наименьшего срока есть разногласия между алимами.
Так, по мнению имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи), нельзя делать намерение меньше, чем на один день. Но, по мнению имама Муххамада (рахматуллахи ‘алейхи), разрешается намерение даже на небольшое время. И заключительная фетва дается именно по этому мнению. Поэтому каждому человеку надо делать намерение и‘тикафа при входе в мечеть для того, чтобы получать саваб и‘тикафа, пока он занят намазом или другими делами.
Условием итикафа является, чтобы человек был разумным, совершеннолетним мусульманином. Он не должен находиться в состоянии осквернения (джунуб) или хайда и нифаса (месячных или послеродовых кровотечений для женщин).
Правила поведения в период совершения итикафа:
Перед совершением и’тикафа нужно выразить намерение и быть в состоянии ритуальной чистоты.
• В дни совершения итикафа человек не должен произносить ничего, кроме благого. Нет ничего предосудительного в общении между людьми, не отвлекающем от исполнения итикафа. Воздержание от речей, считающихся греховными, – одно из основных условий этого поклонения.
• Во время итикафа следует уделить особое внимание чтению Корана, религиозной литературы, получению знаний по вопросам веры.
• Мусульманин, находящийся в и’тикафе должен быть одет опрятно и чисто, от него должен исходить приятный запах. В мечеть он может вносить с собой вещи, которые не причинят ей вреда.
Если в мечети есть соответствующие условия, в ней можно совершать омовение; при их отсутствии эти потребности удовлетворяются в ближайших местах, приспособленных для этого, после чего следует немедленно вернуться на место совершения и’тикафа.
• Мусульманин, находящийся в и’тикафе, может взойти на минарет для провозглашения азана (призыва к молитве), причем в данном случае не имеет значения – находится минарет вне мечети или нет.
• Человек, находящийся во время и’тикафа в мечети, может покинуть ее по религиозной причине и по собственной нужде. Например, с целью совершения пятничного намаза в другой мечети, если в данной мечети не проводится пятничный намаз, омовения и мытья, из-за боязни нанесения вреда своему здоровью, опасения за свое имущество или вынужденного выхода из мечети по какой-либо иной причине.
Действия, нарушающие и’тикаф:
1. Выход из мечети без уважительной причины.
2. Посещение человеком, находящимся в и’тикафе, больного, участие в похоронном обряде или длительная отлучка по причине собственного недуга.
3. Потеря рассудка, длительный обморок или умопомрачение во время и’тикафа.
4. Вступление в интимные отношения.
5. Нарушение поста во время и’тикафа (по мнению ученых ханафитского мазхаба, пост является условием и’тикафа).
Особенности и’тикафа для женщин:
Мужчина должен совершать и’тикаф в мечети, женщина же может совершать его дома, в той комнате, где она обычно совершает намаз. Если она совершает намаз в спальне, она может совершать и’тикаф в этой же комнате.
Хотя женщины часто пренебрегают этим видом поклонения, на самом деле для них это поклонение не стоит такого труда, как для мужчин (просто оставаться в комнате в уединении), и при этом она может заработать такое же вознаграждение.
Поскольку во время и’тикафа не разрешается вступать в супружеские отношения, женщина совершает и’тикаф только с разрешения мужа. Если муж дал разрешение жене на и’тикаф, он уже не может взять обратно свое разрешение.
Поскольку женщина во время совершения и’тикафа не должна покидать отведенное для этого помещение, кроме как для обновления омовения (или по какой-то серьезной необходимости), то домашние дела в это время нужно передать другим членам семьи (или прислуге, если она имеется).
Если же в доме нет человека, который мог бы приготовить для нее еду, ей разрешается выйти на кухню, чтобы приготовить какую-то быструю еду.
Если у женщины во время и’тикафа начались месячные или нифас (послеродовое кровотечение), ей нужно прекратить и’тикаф. По окончании этих дней ей нужно будет восполнить оставшиеся дни итикафа как када (долг) - если и’тикаф был ваджибом или сунной.
Во время итикафа женщина может спать на своей кровати и сидеть на стуле. Ей также разрешается походить по комнате, чтобы дать отдохнуть своим конечностям.
________________
Примечание: Мнение, что женщина может совершать и'тикаф дома - это мнение только ученых-ханафитов. Ученые шафиитского мазхаба, в частности, считают, что и'тикаф можно совершать только в мечети (женщине - с разрешения мужа).
А Аллах знает лучше.
По материалам сайта Даруль-Фикр и Jamiаtul Ulama.