Шейх Сулейман Ар-Рухейли: Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

Шейх Сулейман Ар-Рухейли: Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

Ответы, пояснения и наставления выдающегося факыха Медины, профессора Мединского Исламского Университета, доктора наук шейха Сулеймана Ар-Рухейли

Вопрос: Мир вам милость Аллаха и Его благословение наш шейх, да воздаст вам Аллах благом и да принесет по средствам вашего знания нам пользу!
У нас есть требующие знания, и мы не знаем о них ничего, кроме благого, пусть Аллах принесет по средствам них пользу. Они обучают книгам по вероубеждению и Сунне. И появились некоторые братья, которые стали распространять среди обучающихся (слушающих эти уроки), что знания не берутся, кроме как у больших (в знании). А второе: что обязательно должны быть рекомендации (тазкият) от больших ученых тому, кто занимается обучением. Все это стало причиной тому, что были оставлены эти даваемые уроки, кроме которых нет больше уроков в этой нашей местности. Как нам быть в этой ситуации, надеемся на ваше разъяснение, да благословит вас Аллах?

Отвечает шейх Сулейман ар-Рухейли, да сохранит его Аллах:

«Нет сомнений, что знание берется от больших, и что необходимы рекомендации (тазкият). Однако, кто они большие (в знании)?
Большие – это те, кого сделали большими их знания, и они известны своим знанием, даже если сами малы в годах, даже если они молоды. Были большие (в знании) из сподвижников малые в годах, было принято от них знание, и их знание осветило этот мир.
Этот вопрос, он очень важен в своем роде, а именно, что молодой в годах делает его большим его знание, и он становится известным по средствам этого крепкого, полезного знания. И примеров этому много среди саляфов (предшественников), начиная от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и продолжая теми, кто после них, из числа имамов (этой общины).
Так же необходимы рекомендации (тазкият), так как знание – это религия, поэтому нужно нам знать (смотреть) от кого мы принимаем нашу религию. Однако, как получают эти рекомендации?

Рекомендации бывают 3-х видов:

Первый вид: рекомендация, которая дана признанными учеными в виде текста или слов. То есть, когда ученые или некоторые из них, и мы не ограничиваем эту рекомендацию одним ученым или двумя или тремя. Главное чтобы она была, от одного из признанных ученых, или же от группы (этих признанных) ученых. Чтобы была рекомендация их в том, что такой-то пригоден для того, чтобы принимать от него знания. 

Второй вид: когда (человек) известен своим преподаванием, своим обучением, и никто из обладающих знанием не порицает его. Известен тем, что он дает уроки, это распространено от него, и никто из признанных обладающих знанием не порицает это его преподавание. Это называется «молчаливая рекомендация» (тазкияту сукутия). Ибо не подобает положению ученых молчать и дозволять обучать тому , кто достоин того, чтобы ему это запретили.

Третий вид: это тот вид рекомендаций, о важности которой мы говорим , а это тогда, когда рекомендацией человеку служит его знание. Когда он обучает только Сунне, то есть, ничему, кроме истины, когда сам берет знания только от ученых Сунны, когда его слова соответствуют тому, что есть в книгах ученых Сунны. И неизвестно от него, чтобы он опровергал слова признанных ученых, и неизвестно, чтобы он противоречил самой Сунне – такому рекомендацией служит его знание. 

Ведь ученые не могут быть осведомлены о каждом требующем это полезное знание и распространяющем его. Однако, нужно смотреть на то знание, которое он распространяет: обучает ли он Сунне, уважает ли он мнение ученых Сунны, принимает ли он слова ученых Сунны? И если оно так и есть, то рекомендацией ему будет его знание, и от такого знание принимается.

А слова тех, кто говорит, что знание принимаются только от того, кому дали рекомендацию большие ученые (первый вид), то это закрывает двери к благу!
Во многих странах требующие знания обучают людей Сунне, приводят людям разъяснения ученных Сунны, и обучают по мере того, что изучили, однако они не имеют рекомендаций от какого-то определенного ученого. Но вместе с этим не известно чтобы кто-то опроверг их, дискредитировал их (сделал «джарх») в их знании. И если мы скажем, что от таких не принимается знание, то не останется знания в большинстве таких стран, и закроются двери к благу, и поднимутся сторонники новшеств и станут преподавать и обучать. А сторонники Сунны будут удерживаться (молчать). И тогда получится, что сторонники Сунны будут обучаться у сторонников нововведений, или через интернет или еще откуда. А это не является правильным и не является верным!

Поэтому мы говорим, что рекомендации обязательны, и не должно быть в этом деле послабления, не то знание будет приобретаться от кого попало. 

Но как получаются эти рекомендации?

(Ответ:) или непосредственно от ученого или группы признанных ученых, известных приверженностью Сунне, или по причине распространения и известности (проповедника), которому не делают порицания ученые, или же по причине правильного, достоверного знания у требующего его и обучающего ему, которое не было опровергнуто, дискредитировано (другими обладающими знанием).
Так же, нет сомнения в том, что обязательным является каждому останавливаться у границ того что он знает и не переходить их, даже если закончатся те знания, которым он обучает других (и нечем будет ему продолжить).

Во многих странах мусульмане нуждаются в том, чтобы им объяснили основы религии, и тот, кто изучил эти основы согласно убеждениям Сунны, усвоил их, тому дозволено обучать других этому. Однако он не должен становиться при этом Шейхуль-Ислям ибн Теймией!!
То есть, как некоторые требующие знания, которые изучили (с учеными) книгу или две, затем взялись преподавать и обольстились, почувствовали свою важность, и стали опровергать больших ученых, стали выносить решения (давать фетвы) по каждому вопросу. Нет сомнения, это есть заблуждение! Однако тот, в ком благо, тот останавливается на границе того, что знает, такой распространяет Сунну и благо. И не надлежит нам быть преградой тому, кто распространяет Сунну и благо.

Это то, на чем мы застали наших ученых, таких как шейх Ибн Баз, да будет милостив к нему Аллах, шейх Ибн ‘Усеймин, да будет милостив к нему Аллах, в их взаимоотношении с требующими знания.

Однако, того, кого опровергли, дискредитировали (сделали джарх), тот, у кого в знание неопределенность, неясность, или тот, кто является неизвестным со всех сторон, от такого не принимается знание ! И Аллах лучше знает».

Шейх Сулейман Ар-Рухейли: Зазнавшийся студент и наставление ему

Из высказываний имама Малика, которые не должны остаться незамеченными для требующих знание, его слова: "Щит ученого - слова "я не знаю". Если он пренебрежет ими, получит смертельный удар". "Щит ученого, - щит, которым он себя защищает: слова "я не знаю". Если он пренебрежет ими, получит смертельный удар". Этот щит требующий знание непременно должен взять на вооружение. И если его спросят о чем-то, чего он не знает, пусть ответит: "Я не знаю". 

Из бедствий нашего времени то, что многие требующие знание стали осмеливаться говорить без знания. Бывает, зададут ему вопрос... Придут паломники, совершающие хадж (большое паломничество). Или придут паломники, совершающие умру (малое паломничество). А он - "шейх" в Медине. Требующий знание в Пророческой мечети. Приходит к нему совершающий умру и спрашивает: "О шейх, каково правовое положение того-то?" И он постесняется (не ответить). Как же ему не ответить? Он ведь "шейх", 10 лет уже как не был в своей стране. Приходят сейчас к нему его земляки, а он ответит "я не знаю"?! И дает фатву. Основываясь на догадках. И он ошибся в таком случае, даже если угадал правильный ответ! 

Более того, осмеливается на слова без знания в великих вопросах! Его спросят про некую личность: "Каково твое мнение о таком-то?" Или: "Знаешь ли ты такого-то?" А он не знает ничего о нем. Он ничего не знает о нем. Но говорит о нем, например: "Я думаю, что ученые плохо отзывались о нем". А он ничего не слышал! Однако, есть такая вероятность, и он говорит: "Я думаю, что ученые плохо отзывались о нем". И, быть может, он еще зазнаётся и говорит: "Он - маджхуль (неизвестный - вид джарха) для меня!" Или говорит: "Я уже 10 лет в Медине, а он ни разу не посетил меня!" И будет считать это джархом (дискредитацией) для того человека. И это - великая ошибка! Требующий знание должен говорить только на основании знания, и его щитом должны быть слова "я не знаю". Кем бы он ни был! Если он не имеет того знания по данному вопросу, при котором, отвечая, он останется чистым перед Аллахом, то пусть говорит: "Я не знаю". Или же пусть попросит отсрочку. Скажет: "Дай мне один день, я проверю". И тому подобное. Братья, мы много раз видели, как шейху Ибн Базу задавал спрашивающий вопрос, а шейх отвечал: "Подойди за ответом на следующей неделе". А он был имамом этого мира в его время! Однако, он уточнял ответ, прежде чем его дать.
Требующие знание должны быть внимательными к этому положению, которое заключается в том, что щитом для требующего знание является крепкая хватка за слова "я не знаю", если он не знает. И он не должен говорить кроме как на основании знания.

Сл.: "И'дад аль-муфтий", даура 1, запись 3/1.

islam-forum

Говорит шейх Сулейман ар-Рухейли, да хранит его Аллах:

«Вопрос научного опровержения одних ученых другими, является общепризнанным делом. Одни ученые опровергают других. Как говорил имам Малик в свое время: «Нет из нас того, кто бы ни был опровергающим или тем, кого опровергают». Поэтому научные опровержения существуют и требуются шариатом. И если какой-то ученый сделал опровержение другому ученому, то это не является недостатком ни для опровергающего, ни для опровергаемого, пока вопрос (в котором делают опровержение) не выходит за научные рамки. Так например, мы можем увидеть, что два выдающихся два шейха ученых, и две горы: как шейх Ибн Баз и шейх аль-Альбани, да помилует их обоих Аллах, опровергали друг друга в некоторых вопросах научным опровержением. Даже шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, говорил о том, что то, что Ибн Баз считал Сунной, а это складывание рук на груди после поясного поклона, говорил что это является хиджазийским нововведение«. И несмотря на это, это не лишило их любви и похвальных отзывов друг о друге. Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах до самой смерти хвалил шейха аль-Альбани, да помилует его Аллах. И шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, до самой смерти хвалил шейха Ибн База. Таким должно быть научное опровержение между учеными, которые на манхадже праведных предшественноков. Опровержение ученого ученому или требующего знания требующему знания, из числа тех, кто правильно следует пути праведных предшественников, не является причиной, обязующей сбрасывать со счетов одного из них, или порочить одного из них за это.

А что касается опровержения приверженцев нововведений и разъяснения их нововведений, то если ученые, ясным образом, разъяснили нововведение человека, то здесь возможны одна из двух ситуации:

Первая ситуация: если ученые будут единогласны в этом (мнении). Если все ученые, известные своей приверженностью к тому, на чем были праведные предшествениики, буду единогласны в том, что такой-то человек — приверженец страстей, приверженец нововведения. В таком случае не допускается противоречие им, потому что следование за учеными — обязательно.

Вторая ситуация: когда они не будут единогласны в этом. В таком случае возможны два варианта.
Первый вариант: если это выскажет (один) признанный ученый, и никто из ученых не выскажется с противоречием ему. Например, если есть некий человек, и один из признанных ученых знает его, никто ему не противоречит, и сказал этот признанный ученый: «Этот человек из числа приверженцев страстей. Мы знаем его. Он говорит так-то и делает то-то». И ни кто из ученых, за которыми принято следовать, не стал противоречить ему. Тогда следует принимать мнение того ученого. Потому что его мнение в данном положении подобно единогласному мнению, по причине отсутствия тех, кто противоречит ему.

Второй вариант: когда признанные ученые разногласят об определенном человеке. В подобном случае вопрос становится вопросом (иджтихада) научного усердия. И каждый человек, который нуждается в этом, старается (делает иджтихад) чтобы познать более сильное из мнений на основе верных шариатских правил. Не на основе переменчивых принципов, и не на основе правил, лишенных устойчивой прямоты. И если для него стало более весомым то, что данный человек — приверженец страстей, то он принимает для себя это мнение, и нет ему за это порицания. А если для него стало более весомым то, что он не приверженец страстей и нововведений, то он принимает для себя это мнение, и нет ему за это порицания.

Например, мы можем увидеть, что шейх Раби’, да хранит его Аллах для этой общины и да поддержит его в следовании истине, описал некоего человека — я привожу пример сугубо теоретический — описал некоего человека тем, что он из числа приверженцев нововведений и разъяснил это.

И видим, что шейх Абдуль-Мухсин аль-Аббад, да хранит его Аллах для этой общины и да поддержит его в следовании истине, описал этого же человека тем, что он из числа приверженцев сунны.

А каждый из этих двух шейхов — гора из гор сунны в это время. Какой должна быть наша позиция? Наша позиция заключается в том, что мы выбираем более сильное мнение на основе верных правил. И если для меня стало более весомым то, что сказанное шейхом Раби’ более правильно, то я беру это в убеждение и действую в соответствии с этим. И если для моего брата стало более весомым то, что сказанное шейхом аль-Аббадом более правильно, то он берет это в убеждение и действует в соответствии с этим.

И я убежден, исповедую перед Аллахом религию и поступаю в соответствии с тем, что не разрешается нам воевать друг с другом и браковать друг друга в подобных вопросах. То есть в вопросах, в которых разногласят ученые, и каждый сказал свое слово, по-своему аргументировал и разъяснил свое мнение.

Во-первых, нам не следует вступать в обмен обвинениями, так что я тебя назову муташаддидом (жестким), а ты меня назовешь мумайиом (размывающим границы) — эти названия, нет в них нужды в подобном вопросе. Мы не отрицаем, что есть те, кто проявляет чрезмерную жестокость, и есть те, кто размывает границы. Однако мы говорим в подобном вопросе: «Брат, я, следуя богобоязненности, выбрал то, что стало более очевидным для меня, не по страстям и не по пристрастию. И ты, следуя богобоязненности, выбрал то, что стало более очевидным для тебя, не по страстям и не по пристрастию. Так не будем же обмениваться обвинениями и называть друг друга унижающими и дискредитирующими названиями. Не будем сбрасывать со счетов друг друга. И не будем обязывать друг друга своим мнением».

Слова: «Или ты станешь придерживаться моего мнения, — или: мнения моего шейха, или я тебя заджархую (декредитирую)», — неправильны!

Слова: «Или ты станешь придерживаться моего мнения, — или: мнения моего шейха, или я тебя заджархую, — или: или ты станешь заджархованным», — неправильны!

И это не является правильным манхаджем в том вопросе, о котором мы говорим и который описываем.

Однако, порок будет в том, что ты оставишь ради людей то, что проявится тебе в качестве истины. Не оставляй истину из-за людей. И не поступай несправедливо в отношении кого-либо из-за чьих-то слов, кем бы ни был сказавший. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Опасайтесь причинять несправедливость. Несправедливость — это покрывала тьмы в Судный день». И сказал: «Опасайся мольбы того, с кем поступили несправедливо. Между мольбой того, с кем поступили несправедливо, и Аллахом нет преград». И Аллах знает то, что в твоем сердце. Когда я говорю, я имею возможность говорить то, что пожелаю, но Аллах, Свят Он и Возвышен, знает то, что в сердце. Остерегайся же! Остерегайся! Остерегайся говорить языком то, о чем Аллах знает, что его нет в твоем сердце. Я говорю абсолютно правдиво и ясно, я говорю: эту болезнь обязательно нужно лечить. Некоторые из наших братьев, например, убеждены, что Сулейман ар-Рухейли из числа шейхов, следующих пути праведных предшественников. Этого не существует, но я выдвигаю это от себя в качестве теории, чтобы не перейти на другие темы. Некий брат убежден, что он (Сулейман ар-Рухейли) из числа шейхов, следующих пути праведных предшественников. Однако, потому что группа молодежи, которая окружает этого брата, говорит: «Сулейман ар-Рухейли — приверженец нововведений». — Этот брат так же высказывает их мнение. В то время как Аллах знает, что в его сердце обратное этому. Это — несправедливость. Это — несправедливость. Великий и Величественный Аллах спросит раба о его поступках, а не о поступках других людей.

Поэтому я говорю: может быть так, что есть два брата, которые высказывают одно и то же мнение, но один из них получает награду, а второй — тиран. Что касается того, который получает награду, то это тот, для кого стало более очевидным, что это мнение — истина, на основе довода и правил, и он взял это в убеждение, стал поступать в соответствии с этим и высказал это.
А что касается того, который является тираном, то это тот, кому на основе довода стало более очевидно обратное тому, что он говорит языком.

Мой совет себе и братьям:
Во-первых: держаться больших ученых в подобных вопросах.
Во-вторых: если пришли к единогласию ученые, о которых нам известно, что это признанные ученые…
Так как нам не положено выделять одного ученого оставляя другого, не положено ограничивать истину определенными личностями, оставляя остальных признанных ученых.
Поэтому если ученые пришли к единогласию, то мы следуем за ними.
Если ученый высказал мнение, и нам неизвестно противоречия ему, то мы следуем за ним. Потому что наша обязанность — спрашивать обладателей знания.
А если разногласят наши ученые в подобных вопросах, то мы стараемся узнать более сильное мнение, зная и понимая, что это вопрос иджтихада, и сохраняя братство между нами.
Это вкратце мое мнение по этому вопросу».