Шейх Ас-Сухейм: Запрет слепого следования

Шейх Ас-Сухейм: Запрет слепого следования

Некоторые мусульмане обязывают следовать за конкретным мазхабом или указывают на достоинство конкретного мазхаба (помимо других). Есть и такие, которые говорят о достоинстве мазхаба аш-Шафи’и, есть те кто велит следовать за школой имама Абу Ханифы, другие советуют за направлением имама Малика, кто-то говорит о достоинстве мазхаба Ахмада.

Что нам ответить им? Что ответить тем, кто говорит, что здесь этот мазхаб ближе к Истине, или более подходящий, или лучше, что им сказать шейх?

Ответ: «Мы им ответим: нет такого мазхаба, в котором не были-бы ошибки. Если мы скажем, что именно этот мазхаб истина, тогда (нам придется) оставить все мазхабы.

Предположим: пришел к нам человек на мазхабе имама Малика, и говорит: «Мазхаб имама Малика – истина», что это значит? Это значит, что все остальные мазхабы ложь. Или придет такой-же на мазхабе Абу Ханифы, или на мазхабе аш-Шафи’и или Ахмада и скажет тоже самое.

Т.е. если он утверждает о истинности конкретного единственного мазхаба, то обязательно отсюда понимается неправильность остальных мазхабов. Никто такого (из ученых) не говорил. Даже сами имамы мазхабов такого не говорили. Ведь нету такого мазхаба в котором нету разногласия. Этот вопрос нуждается в беспристрастности. Мы не должны проявлять фанатизм к какой либо личности.

Как было сказано ранее: у каждого ученого есть какие-то ошибки. Слова ученого не подобны словам Пророка ﷺ .

Пришло от Ибн ‘Аббаса, ‘Ата и Муджахида что они сказали: «Слова каждого принимаются и отвергаются, кроме Мухаммада ﷺ».

Если до нас дошло мнение аш-Шафи’и, или Малика, или Ахмада, или Абу Ханифы, или ал-Лейса и оно соответствует словам Пророка ﷺ то следует их принять, и не важно, кто именно высказал это мнение.

Ни один ученый не заявлял о том, что он ничего не упустил! Нет такого ученого, который ничего из сунны не упустил.

Когда спросили имама Ахмада: «Возможно ли охватить всю сунну?» На что он ответил: «Это не возможно». Быть не может такого, чтобы ученый познал всю сунну целиком. Имам Ахмад что-то упустил, другие имамы что-то упустили.Сподвижники что-то упустили, не смотря на то, что они жили с пророком ﷺ.

Абу Бакр упустил некоторые вещи, ‘Умар упустил некоторые вещи, и это при их великом положении и достоинстве. Большие сподвижники не знали некоторые (шариатские) вопросы, что даже сами были (вынуждены) спрашивать.

Обо всем этом говорил имам Ибн аль-Къайим а за ним и имам аль-Къасими в тафсире аята «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними» в своем тафсире «Махасину ат-Таъуиль».

Они также упомянули, что молодые сподвижники иногда знали то, что не знали взрослые. Ибн ‘Умар иногда противоречил (своему отцу) ‘Умару, зная, что в этом вопросе истина.»

Попросим у Аллаhа стойкости и удачи, и чтобы Он посредством вас принес пользу умме и примкнул всех нас к мудрым ученым.