Шарх хадиса об искуплении грехов

Шарх хадиса об искуплении грехов

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов». Муслим, 233.

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, в шархе этого хадиса сказал: "Пять обязательных молитв искупают грехи, совершенные между ними. Например, человек совершил утренний намаз (фаджр) и обеденный (зухр), и эти намазы стали искуплением тех грехов, которые были совершены между ними. Если человек совершил что-то плохое, но выстаивает обязательные намазы должным образом, то стирается то плохое, что он совершил между этими намазами.

«…если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов» ― каждый грех, за который Аллах Всевышний установил особое наказание, является тяжким. 

Грех также считается тяжким, если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял того, кто его совершает. Тяжким также считается грех, за который в этом мире установлено шариатское наказание. К такой категории грехов, например, относится прелюбодеяние (зина). 

Грех также считается тяжким, если относительно него приходит угроза, связанная с Последней жизнью. Здесь в пример можно привести ростовщичество (риба) . 

Грех также считается тяжким, если отрицается наличие веры (имана) у того, кто его совершает. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе» (аль-Бухари, 13; Муслим, 45). 

Грех также считается тяжким, если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отрекся от того, кто его совершил. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто обманывает нас, тот не из нас» (Муслим, 101). 

Всё это относится к тяжким грехам.

Ученые, да помилует их Аллах, разногласили относительно слов: «…если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов». 

Заключается ли смысл этих слов в том, что малые грехи будут искуплены только тогда, когда человек не совершает тяжких грехов? Или же их смысл в том, что искупаются только малые грехи, а тяжкие не будут искуплены? 

Скорее всего, а Аллах знает лучше, имеется в виду то, что совершение пяти ежедневных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий рамадан после предыдущего искупают те грехи, которые были совершены между ними, за исключением тяжких грехов. 

Что же касается тяжких грехов, то за их совершение человек должен покаяться. Если же человек не покаялся, то праведные деяния не стирают этих тяжких грехов".

См. "Шарх Рийад ас-салихин", хадис № 130