Считается ли головной убор мусульманина Сунной?

Считается ли головной убор мусульманина Сунной?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:

В наше непростое время иногда возникают такие проблемы, которых, в принципе, не должно быть. Тому есть разные причины: невежество, неправильное понимание, неприятие противоположной стороны. 

Зачастую такие проблемы связаны с адатами – реалиями правовой жизни, напрямую не отраженные в Шариате. 

Одним из таких вопросов, особенно актуальным для мусульманских республик и областей, является ношение мужчинами головного убора. 

У некоторых народов ношение мужчиной головного убора считается нормой, в том числе и дома в присутствии гостей. Представители старшего поколения, например, считают неприличным, если мужчина находится в обществе посторонних людей с непокрытой головой. 

Молодежь, в свою очередь, относится к этому адату как к пережитку прошлого. В результате молодые люди, в том числе и строго соблюдающее предписания Ислама, не только не носят головной убор на улице, но и не покрывают голову во время намаза. 

На этой почве возникает «конфликт отцов и детей», вспыхивают скандалы, мусульмане начинают враждовать друг с другом, в том числе и в мечетях! 

Между тем, если бы обе стороны обратились к Корану и Сунне, как предписывает поступать Шариат в случае разногласий, то подобного рода конфликты не возникали бы. 

Поклонение без головного убора разрешены всегда, а с головным убором есть запреты

Запрещено мусульманину одевать головной убор во время ритуалов хаджа и умры, а не одевать чалму или тюбетейку дозволительно всегда - это не относится к аурату.

Что касается слов шейха Хусайна аль-Ауаиши: «Если умащение себя благовониями, использование сивака и облачение в одежду белого цвета относится к украшению, то разве не относится к украшению и покрытие головы?», то ведь дело в том, что упомянутые им вещи, как "использование благовоний", "сиуака" и "белой одежды", на все эти вещи есть прямые тексты в Сунне, либо в виде побуждения к их использованию, либо в виде достоинства этого. 

Тогда как в отношении чалмы, которую носили арабы, или вообще иного головного убора, нет никаких указаний в Сунне, ни в виде побуждений, ни тем более в виде достоинств. Поэтому шейх аль-Мубаракфури сказал: "Я не нашел о достоинстве чалмы ни одного достоверного хадиса. А все, что передается об этом, является либо слабым, либо вымышленным". См. "ат-Тухфа" 5/339.

А что касается головного убора в общем, то он связан не с вопросом религии, а возвращается к традициям и обычаю того или иного народа. Поэтому желательность этого связана с той или иной местностью и их традициями.

Имам в вопросах основ и правил фикъха - аш-Шатыби говорил: “Традиции бывают двух видов. Одни из них – это шариатские традиции, которые подтвердил шариатский довод или которые он стал отрицать. Т.е. шариат обязал этим или сделал это желательным, либо же наоборот, запретил это строгим запретом или порицанием…

Второй пример – это традиции, которые распространены среди людей, но на которые нет никакого довода в шариате ни подтверждением, ни отрицанием.

Что касается первого вида традиций, то он установлен навсегда, как и прочие веления шариата…

А что касается второго вида, то эти традиции могут быть утвержденными, а могут и меняться, и это причины, на которые основываются некоторые законоположения. Утвержденные – это такие вещи, как желание к еде и питью, совокуплению, взгляду, словам…

А меняющиеся традиции – это то, что может из хорошего стать скверным и наоборот, как например обнажение головы. Поистине, это различается от местности к местности. В странах востока - это из плохих поступков, тогда как в странах запада это не является плохим поступком. И шариатский хукм различается в зависимости от этого. По этой причине подобное (обнажение головы) у жителей востока является причиной упрека достойности (‘адаля) человека, тогда как для жителей запада нет”. См. “аль-Мууафакъат” 2/489.

Известный ученый Сулейман ибн Сахман сказал: “Знай, что мы не имеем в виду порицание ношения этой чалмы, ибо это из числа дозволенных вещей и традиции. Однако порицания заслуживают их заявления, что посланник (мир ему и благословение Аллаха) сделал Сунной это и узаконил это для своей общины!” См. «Минхадж ахль аль-хаккъ уаль-иттиба’» 33.

Спросили шейха Ибн База: «Каково положение совершение имамом молитвы с неприкрытой головой?»

Шейх Ибн Баз ответ: “Нет в этом проблем, поскольку голова не является ‘ауратом. Однако уаджиб совершать молитву в изаре и рида, как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть никто из вас не совершает молитву в одной одежде, с непокрытыми плечами». Но если человек украсит свое одеяние, то это будет лучше, как сказал Всевышний Аллах: «Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети». Однако, если это происходит в городах, где прикрытие головы не является традицией, то нет проблем в обнажении головы”. См. “Фатауа Ибн Баз” 10/405.

Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Является ли ношение чалмы из числа твердых Сунн?», он ответил: “Ношение чалмы не имеет отношение ни к твердой Сунне, ни к обычной, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) носил ее, следуя традициям своего народа. По этой причине нет ни единой буквы из Сунны, которая повелевала бы ее ношение. Это из числа традиции людей, которые если носят ее в обществе, то следует носить ее чтобы не выходить из традиции народа, чтобы не было это шухра (выделением). Если же ношение ее не имеет отношение к традиции, то не следует ее надевать. Это и есть правильное мнение относительно чалмы”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”.

Спросили шейха Мукъбиля ибн Хади: «Некоторые братья порицают совершение молитвы без чалмы. Какое доказательство на запрет? И является ли ее ношение Сунной?»

Шейх Мукъбиль ответил: “Чалма имеет отношение к традиции, которую одобрил Ислам. Однако, чтобы она входила в число Сунны, то нет такого. Это относится к традиции. Однако если человек будет иметь намерение тем самым следовать за пророком (мир ему и благословение Аллаха), то получит награду за это. Что же касается молитвы без чалмы, то она действительна. И нельзя порицать того, что совершил молитву без нее! И не следует порицать кого-либо, кроме как на основании довода из Корана и Сунны! Но мы делаем наставлением надевать чалму, будь это во время молитвы или вне ее. Однако, если человек выйдет на улицу с неприкрытой головой, то мы не выражаем ему порицания, и не говорим, что молитва его недействительна”. См. “Тухфатуль-муджиб” вопрос № 120.

Является ли Сунной одевание тюбетейки на молитву джума?

Что касается именно дня джума, то пришел в этом вопросе ряд хадисов от Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), однако все они являются выдуманными.

Передал Ибн Ади в «Ад-Дуафа», что Посланник Аллаха, мир ему и молитва, одевал чалму в день молитвы джума.

Сказал имам Ибн Ади, приведя этот хадис: «Его передал Абу Бухтари, от Хусейна Ибн Абдуллаха и Хусейн близок к Абу Бухтари» (а Абу Бухтари — из известных лжецов) см. «Камиль фи дуафа ар-риджаль», 7-65. Также назвали этот хадис выдуманным имам Ибн Кайсарани, шейх Альбани, имам Ас-Сахави, и другие мухаддисы.

Также пришел по этому вопросу еще один хадис, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) якобы сказал: «Воистину, Аллах и Его Ангелы благословляют обладателей чалмы в день джума».

Передал его Ат-Табарани, в «Аль-Кабир», Абу Наим, в «Аль-Хилья», 5-189, и другие, и он тоже является выдуманным, по причине наличия лжеца Аюба Ибн Мудрика в иснаде, см. «Маджму аз-зауаид», 2-176, «Ад-Дуафа», 42, «Сильсиля аль-ахадис ад-даифа», 159, «Камиль фи дуафа ар-риджаль», 1-18, и др.

Также хадис, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), якобы сказал: «Молитва в чалме равняется двадцати пяти молитвам без чалмы, а джума в чалме равняется семидесяти джума без чалмы». Сказал хафиз Ибн Хаджар аль Аскалани: «Этот хадис — выдуманный» см. «Лисануль мизан», 3-244. И согласись с ним в этом и другие ученые, такие как шейх Альбани, Ас-Суюты, имам Ас-Сахави, и другие уляма.

Подводя итог в общем — нет не единого достоверного хадиса о необходимости или желательности ношения головного убора ни в джума, ни в другие дни, и это не является Сунной. Однако, это вещь из традиции людей, и если люди данной местности носят головной убор, то лучше следовать за ними в этом, однако же, если люди данной местности напротив, смотрят на одевающего какой-либо из головных уборов, будь то чалма, тюбетейка, или что либо другое, «не так», показывают на него пальцем, и так далее, то нужно оставлять это.

Сказал шейх Мухаммад Ибн Салих Аль-Усаймин: «Одевание чалмы не является Сунной, однако это традиция людей, и Сунна для каждого человека — одевать то, что одевают люди, кроме того, что является запрещенным само по себе. И мы говорим так, поскольку если он оденет то, что будет противоречить тому, к чему привыкли люди, то это будет одеждой для привлечения внимания, и Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запретил одежду, которая вызывает повышенное внимание. Если мы будем в стране, где носят чалмы, то будем носить чалму, а если будем в стране, где их не носят, то не будем. И я думаю страны мусульман в наши дни различаются друг от друга, и есть страны где большинство людей носят чалму, а есть некоторые страны, где наоборот. И Посланник Аллаха, (мир ему и благословения Аллаха) одевал чалму, лишь поскольку она была привычным одеянием в его время, и поэтому он не приказал одевать ее, а лишь предостерег от одежды, привлекающей к себе внимание, давая нам понять, что Сунна в одежде для человека — одевать то, к чему привыкли люди, за исключением того, что является запретным. И если мы предположим, что мужчины в какой то местности привыкли носить шелковую одежду, то мы скажем: это харам, и мы не согласимся в этом с ними, и если в какой либо стране привыкли носить одежду, спускающуюся ниже щиколоток, то мы скажем: это харам, и мы не согласимся с ними в этом» см. «Ликоуль баб аль-мафтух», 23-160.

И спросили шейха Мухаммада Солиха аль Мунаджида: Является ли Сунной покрывание головы в молитве?

Он ответил: «Хвала Аллаху. Сказал Аллах: «О сыны Адама, облекайтесь в свои украшения перед каждой мечетью» (7:31), и если будет покрывание головы из облекания в украшения, в традиции людей данной местности, то узаконено покрывание головы, а если нет, то нет» см. "Аль-Фатауа", 2436.

Поэтому, заключая: само по себе ношение головного убора во время джума Сунной не является, но если у людей данной местности есть традиция носить головной убор и украшаться им, то Сунна — следовать в этом за людьми.

А Аллах знает лучше.