Сбривания волос и укорачивания их во время Умры и Хаджа

Сбривания волос и укорачивания их во время Умры и Хаджа

Может ли паломник после окончания хаджа стричь волосы себе или другим?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. 

Нет запрета в том, чтобы паломник сбрил или состриг волосы на голове самому себе или другим паломникам. Те, кто совершают ‘умру, должны сделать это после окончания ритуального бега, а совершающие хадж должны побриться после ухода из Муздалифы в Мину. Более того, это сделать обязательно, на основании указаний в священных текстах. В следующем аяте сказано: «Затем пусть они завершат свои обряды» (Коран, 22:29). А также: «Вы побреете головы и подстрижетесь» (Коран, 48:27). 

В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Да помилует Аллах сбривших волосы! Да помилует Аллах сбривших волосы! Да помилует Аллах сбривших волосы! И укоротивших их!». Текст приводится в «Сахихах» Бухари и Муслима от Абуллаха ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом). 

Если бы мы не указали на дозволенность стрижки и бритья самостоятельно или с помощью других паломников, то вынудили бы всех паломников обращаться за помощью к не паломникам, то есть людям, не находящимся в состоянии ихрама. Таким образом, паломник не мог бы совершить этот обряд без помощи не паломника. Однако среди всех обрядов поклонения нет таких, которые нельзя было бы выполнить без посторонней помощи. Так, молящийся не нуждается в помощи, так же как и постящийся или выплачивающий закят. Кроме того, ученые нигде не указывают на необходимость задействовать в этом обряде людей, не являющихся паломниками. Если бы это было условием, то в текстах было бы прямо сказано об этом. 

Поскольку таких указаний нет, значит это не обязательно. Главное требование здесь – это произвести бритье (стрижку) самому или с помощью другого человека (паломника или не паломника). Независимо от того, будем ли мы считать бритье и стрижку одним из обрядов, или просто действием, делающим разрешенным действия, которые были запрещены для паломника (таковы две позиции шафиитов), правовая норма будет одинаковой. 

А именно: паломнику разрешается бриться самому или при помощи других паломников, которые так же, как и он закончили все необходимые обряды. Это основано на том, что с укорачивания волос в это время снимается запрет, действовавший, пока обряды паломничества не были завершены. Таким образом, паломник совершает дозволенное действие. 

Ан-Навави сказал в «Рауда ат-талибин»: «Паломник в состоянии ихрама может брить (стричь) волосы тому, кто не в ихраме». Возможно те, кто считает недозволенным для паломника в ихраме стричь волосы другим, основывается на том, в состоянии паломничества запрещено удалять любые волосы на теле. Это действительно так, но этот запрет действует только до того времени, пока не будут выполнены определенные обряды. После этого паломник обязан выйти из ихрама, побрив волосы, чтобы ему стало разрешенным все то, что было запрещено в ихраме (если это большой выход из ихрама в хадже), или была снята лишь часть запретов (если это малый выход). 

Всевышний Аллах знает лучше.

islam.plus

Стрижка или бритьё головы?

Для выхода из состояния ихрама необходимо побрить голову налысо. Но многие используют для этого электрическую машинку, даже если волосы на голове составляют меньше фаланги пальца. Допустимо ли это? 

Когда человек завершает ритуалы хаджа, он может выйти из состояния ихрама, либо подстригая волосы (по крайней мере, четверть головы), либо полностью сбрив их. Полное сбривание волос считается более добродетельным, так как Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сделал дуа сначала для тех, кто сбривает волосы, а затем включил в него и тех, кто подстригает их.

Абу Хурайра (радияллаху анху) сообщил, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сделал сделал следующую мольбу за тех, кто удалил волосы при выходе из ихрама:

«اللهم اغفر للمحلقين»، قالوا: يا رسول الله، وللمقصرين؟، قال: «اللهم اغفر للمحلقين» قالوا: يا رسول الله، وللمقصرين؟، قال: «اللهم اغفر للمحلقين»، قالوا: يا رسول الله، وللمقصرين؟ قال: «وللمقصرين»

«О Аллах, помилуй тех, кто бреет голову!» Некоторые из сподвижников сказали: «И тех, кто подстригает волосы?» Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «О Аллах, помилуй тех, кто бреет голову!» Люди опять сказали: «И тех, кто подстригает волосы?» Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) снова сказал: «О Аллах, помилуй тех, кто бреет голову!» Люди опять сказали: «И тех, кто подстригает волосы?» И тогда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) включил их в мольбу и сказал: «И (помилуй) тех, кто подстригает волосы». (Сахих аль-Бухари, 1302).

Под стрижкой понимается отрезание части волос, тогда как бритье означает удаление их всех в результате соприкосновения лезвия с кожей. Так как того же самого можно достичь с помощью машинки для стрижки (если человек бреет голову с помощью машинки), то это будет считаться халк (бритьем), и человек будет вознагражден за выполнение данной сунны, инша Аллах.

Имам ибн Хаджар аль-Аскалани (рахимахуллах) упоминает при обсуждении темы бритья волос на теле, что термин халк (бритье лезвием) используется из-за того, что это наиболее распространенный метод удаления волос. Если для удаления волос используются другие способы (помимо станка для бритья), то это также будет соответствовать Сунне. (Фатх-уль-бари, том 10, стр. 343).

После совершения обрядов умры или хаджа встает вопрос бритья головы

Разрешается ли просить помощи человека, который еще не совершил приветственный таваф? После обрядов хаджа, может ли человек еще не вышедший из ихрама (т.е. не прошедшего бритье головы) брить другого?

Бритье и стрижка своих волос и волос другого человека запрещены, когда это делается до завершения ритуалов хаджа, до соответствующего времени выхода из ихрама. Аллах говорит в Коране:
وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّى يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. (Коран, 2: 196)

Когда человек завершает ритуалы хаджа и пора выходить из ихрама, этот запрет не действует. Следовательно, мухриму (человеку в ихраме) разрешено брить или подстригать свои волосы или волосы другого человека во время выхода из ихрама после завершения ритуалов хаджа без какого-либо штрафа. (Иршадуссари иля Манасикиль Мулла Али аль-Кари, стр. 324, Фатава Махмудийа, том 15, стр. 424).

Какие ошибки делают люди, когда сбривают волосы или укорачивают их?

«Среди ошибок, которые совершаются во время бритья или укорачивания, следующие:

- первая: некоторые люди сбривают волосы полностью при помощи бритвы только часть волос на голове, а остальное оставляют, и я видел подобное своими глазами. Я видел, как один мужчина совершил ритуальный бег между холмами Сафа и Марва, и половина его головы была полностью побрита, а на другой половине были волосы. Я остановил его и спросил: „Почему ты поступил подобным образом?“, и он ответил мне: „Я сделал так, потому что хочу совершить малое паломничество дважды, и я сбрил одну половину волос для одного малого паломничества, а вторую оставил для второго“. Это невежество и заблуждение, никто из ученых не говорил о том, что следует поступать подобным образом.

- вторая: некоторые люди, желая выйти из ихрама малого паломничества, состригают некоторое количество волос и только с одной стороны головы. Эти действия противоречат словам Аллаха:

مُحلقِّين رؤوسكم ومقصِّرين Вы побреете головы и подстрижетесь[1].

Укорачивание волос должно быть заметным на голове, известно, что укорачивание одного, двух или трех волос ничего не меняет, и не делает заметным состригание волос на голове у паломника, и таким образом это противоречит благородному аяту.

Исправление этих ошибок в том, чтобы паломник сбривает все волосы на голове или состригает их полностью, если пожелает только укоротить их, но не подстригает только один или два волоска на голове.

- третья: некоторые люди, закончив ритуальный бег и не найдя того, кто мог бы состричь им волосы или сбрить их, возвращаются домой, снимают ихрам и надевают обычную одежду, а после сбривают или укорачивают волосы. Это большая ошибка, так как человек выходит из состояния ихрама только укоротив или сбрив волосы, ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал во время Прощального Паломничества о тех сподвижниках, которые не привели жертвенного животного, совершить малое паломничество: И пусть он укоротит волосы, а после выйдет из ихрама[2]. Эти слова указывают на то, что выход из ихрама возможен только после укорачивания волос.

Поэтому, человек, который закончил ритуальный бег, но не нашел парикмахера или кого-нибудь, кто смог бы укоротить ему волосы, должен оставаться в ихраме, пока не укоротит или не сбреет волосы. До этого выходить из состояния ихрама ему нельзя. Если так получилось, что человек по незнанию сделал подобное, то есть вышел из ихрама до того, как состриг или сбрил волосы, думая, что это разрешено, то на нем нет греха, ведь он не знал. Однако он обязан, как только узнает о своей ошибке, снять обычную одежду и надеть одежду ихрама, так как пребывать вне ихрама после того, как человек узнал о том, что он не вышел из него, запрещено. После этого он, сбрив или укоротив волосы, выходит из ихрама»

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах.

[1] Коран. Сура Победа 48:27.

[2] Аль-Бухари. Ас-сахих, № 1692; Муслим. Ас-сахих, № 1229.

islamqa.info