Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный

Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, а также его род, сподвижников и тех, кто последовал за ними.

С позволения Аллаха мы продолжаем публикацию перевода цикла статей уважаемого шейха ‘Абдур-Раззака ибн ‘Абдуль-Мухсина аль-Бадра, да хранит его Аллах, на тему «Наставления и назидания из прощальной проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Цикл состоит из тринадцати статей.


Среди великих основ, которые утвердил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальном паломничестве, есть обязательности боязни Аллаха, могущественен Он и велик, стремления к высокому положению и степени путем достижения этой богобоязненности, а не путем гордыни и хвастовством своим родом и происхождением. Все люди – сыновья Адама, Адам создан из глины, и араб не превосходит неараба, и неараб не превосходит араба ни в чем, кроме боязни Аллаха, могущественен Он и велик.

Имам Ахмад приводит в своем «Муснаде» хадис от Абу Надры, который сказал: «Мне рассказал человек, который слышал проповедь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в середине Дней Ташрик. Он сказал: «Поистине, ваш Господь – один, и ваш отец – один! Поистине, араб не превосходит неараба, неараб – араба, красный – черного, а черный – белого ни в чем, кроме богобоязненность. Довел ли я?» Люди сказали: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, довел». («Муснад», 23489; Ибн Таймийя в «аль-Иктида’», (1/412) сказал: «Хадис достоверный».)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в этой великой проповеди и этих великих словах утвердил, что любое превосходство и достоинство человека над другим определяется только богобоязненностью, и ничем другим. Всевышний Аллах сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (49:13). Самый почитаемый перед Аллахом человек – самый богобоязненный, то есть, тот, кто больше всех повинуется Аллаху и избегает Его ослушания. Боязнь Аллаха – это повиновение Аллаху на основе света от Аллаха в надежде на милость Аллаха, и оставление ослушания Аллаха на основе света от Аллаха в страхе перед наказанием Аллаха. Поэтому в зависимости от уровня боязни Аллаха в людях зависит их же положение перед Аллахом. Аллах, могущественен Он и велик, – Знающий, Ведающий: Он знает, кто боится Его внешне и внутренне, и тех, кто не боится, а также Он воздаст всем за то, что они достойны.

Аль-Бухари в «Сахихе» приводит хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какой человек наиболее почитаем?» Он ответил: «Самый почитаемый среди них – самый богобоязненный». Люди сказали: «Мы спрашиваем не об этом». Он сказал: «Самый почитаемый человек – Йусуф, Пророк Аллаха, сын Пророка Аллаха, сына Пророка Аллаха, сына Возлюбленного Аллаха». Люди сказали: «Мы спрашиваем не об этом». Он спросил: «Вы спрашиваете о почетных арабах?» Они сказали: «Да». Он сказал: «Лучшие из вас в неверии останутся лучшими и в Исламе, если обретут понимание».

В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Абу Хурайры, да будет доволен Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не смотрит на ваш облик и на ваше имущество, но Он смотрит на ваши сердца и деяния». В «Муснаде» Имама Ахмада приводится хадис от Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал ему: «Смотри! Ты не лучше красного или черного, если ты не превосходишь его в богобоязненности».

Хадисов на эту тему множество, и люди различаются перед Аллахом в зависимости от своей богобоязненности, а не от родов и происхождения, облика и имущества. Аллах, могущественен Он и велик, установил воздаяние за степень богобоязненности и повиновения Ему, пречист Он. Именно это утяжелит весы и возвысит степень человека.

«А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга. Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне» (23:101-103).

В хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кого задержат дела, того не ускорит его происхождение». Смысл этих слов в том, что именно деяния позволяют рабу занять степени Последнего мира. Всевышний сказал: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили» (6:132). Если деяния остановят раба и не дадут ему достичь высоких степеней перед Всевышним Аллахом, то его происхождение не ускорит его движение для достижения этих степеней. Аллах уготовал воздаяние за деяния, а не за происхождение. Всевышний Аллах приказал спешить к Его прощению и милости посредством деяний, как сказал Всевышний: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (3:133). Также Всевышний сказал: «Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом, которые веруют в знамения своего Господа, которые не приобщают к своему Господу сотоварищей, которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, – все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (23:57-61). (См. «Джами’уль-‘Улюм валь-Хикям» Ибн Раджаба, 1/308)

Таких и подобных этим аятов в Коране множество, и все они указывают на то, что успех зависит от довольства Аллаха, стремления к высоким степеням, что, в свою очередь зависит от благодеяний, повиновения, приближения к Аллаху посредством того, чем Он доволен и повиновения Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, а не оправдываться своим происхождением или родством, богатством, положением и тому подобным.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Истинное превосходство – это степень следования вере и знаниям, с которыми Аллах отправил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, внешне и внутренне. Чем более стойким будет человек в этом отношении, тем лучше он становится. Превосходство зависит от обладания благими именами из Корана и Сунны, таких, как: ислам, иман, благочестие, богобоязненность, знания, праведные деяния, совершение добра и так далее, а не от того, араб ли человек, или неараб, белый он, или черный, городской, или деревенский» («Иктида’у Сыратыль-Мустакыйм», стр. 415).

Арабский поэт говорит:

«Клянусь, человек оценивается только по религии,
Так не оставляй боязни Аллаха, опираясь на родство,
Ислам поднял Сальман из Персии,
А многобожие установили родственники Абу Ляхаба».

Сказанное подтверждается в хадисе ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, который сказал, что слышал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Род такого-то племени – не мои близкие. Близки ко мне Аллах и праведные мусульмане». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что его родственники не являются близкими ему только по причине кровного родства и тому подобного, и что близкими ему являются Аллах и праведные мусульмане. Близость не достигается родством, а достигается верой и благими деяниями. Поэтому чем совершеннее вера и деяния человека, тем ближе он к нему.

Мы просим Щедрого Аллаха, чтобы Он украсил нас украшением имана, чтобы сделал идущими по прямому пути и ведомыми по нему, чтобы направил нас к повиновению и сделал нас одними из богобоязненных рабов.

wasat-media