Самое ясное указание на то, что Аллах не находится везде Своей Сущностью, а отделен от Своих творений...

Самое ясное указание на то, что Аллах не находится везде Своей Сущностью, а отделен от Своих творений...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

О, ашарит! Если ты читаешь эту запись, ответь на элементарный вопрос: «Что яснее всего указывает на то, что Аллах не находится везде, как сказали первые джахмиты, а отделен от Своих творений?» А затем сравни свой ответ с тем, что говорит этот великий имам из числа наших праведных предшественников Исхакъ ибн Рахауейх.

Сказал аз-Захаби: «Сказал Харб аль-Кирмани: Я спросил у Исхакъа: “Что ты говоришь относительно аята: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым»(*) Он ответил: “Где бы ты ни был, Он ближе к тебе, чем яремная вена, и в то же время Он отделен от Своих творений. И яснее всего указывают на это Его Слова: «Милостивый утвердился на Троне»”».

قال حرب الكرماني : قلت لإسحاق : ما يكون من نجوى ثلاثة إلا هو رابعهم كيف تقول فيه ؟ قال : حيثما كنت ، فهو أقرب إليك من حبل الوريد ، وهو بائن من خلقه ، وأبين شيء في ذلك قوله : الرحمن على العرش استوى

«Сияр а’лям ан-Нубаля», 11/371

В этих словах опровержение двум ашаритским мазхабам: тафвиду и таъвилю.

Что касается сторонников тафвида, то они утверждают, что саляфы признавали произношение аята, но не конкретизировали его смысл, говоря при этом, что очевидный смысл, понимаемый из этого аята, является невозможным. Но эти слова Исхака указывают на обратное, ведь он привел этот аят в качестве довода, указывающего на ложность утверждения джахмитов, что Аллах везде, а следовательно конкретизировал смысл.

Что касается сторонников таъвиля (аллегорического толкования), то они говорят, что этот аят нужно толковать аллегорически, однако ни одно аллегорическое значение из возможных (по утверждениям ашаритов — прим.) не опровергает утверждение джахмитов, что Аллах везде. Однако опровергает их очевидное значение, из которого следует, что Аллах на Троне, а не везде.

(*) «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше — Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает о всякой вещи». Сура аль-Муджадиля, аят 7. 

Джахмиты приводили часть этого аята в качестве аргументации на то, что Аллах везде Своей Сущностью, и ответили им саляфы тем, что в этом аяте имеется ввиду знание Аллаха, т.е. Он везде Своим знанием, а Сам Он на Троне, как указывают на это Его Слова: «Милостивый утвердился на Троне».

Существуют джахмитские группы, которые утверждают, что Аллах «везде», т.е. везде в прямом смысле: дома, на улице, уборной, в еде, в человеке, в шайтане и.т.д. Этим самым утверждением они смешивают Аллаха с творениями, всё от Аллаха и Аллах во всем, то, конечно же, это является куфром, и люди с подобными убеждениями являются кафирами зындиками, на котором единогласное мнение всех учёных.

Имам Ахмад ибн Ханбаль (да помилует его Аллах) опровергая слова джахмитов о том, что Аллах “фи кулли макан” (вездесущ, а дословно во всех местах) сказал: «Если ты хочешь убедиться в том, что джахмиты лгут на Аллаха, заявляя что Он вездесущ и что Он не находится в каком-либо определенном месте, тогда спроси его: «Разве не было когда-то так, что был Аллах и не было ничего кроме Него?». Он скажет тебе: «Да!». Потом задай ему следующий вопрос: «А когда Он что-то создавал, Он творил это в Себе или вне Себя?».

Джахмит тебе ответит одним из трех предложенных вариантов:

1) Если он заявит, что Аллах создал творения в Себе, то станет неверным. Так как он полагает, что джинны, шайтаны и Иблис находятся в Нем (да убережет нас Аллах от этой ереси).

2) А если он скажет: «Он сотворил их вне Себя, а затем вошел в них» — то также станет неверным. Потому что он считает, что Аллах вошел во все места и в пыль, и в грязь

3) Ну а если же он скажет, что Аллах создал творения вне Себя, а затем не входил в них, значит он вернулся от своего прежнего мнения к убеждению Ахль ас-Сунна”».

Источник: «Ижтима джуюш аль-Ислямий» стр. 76-80. Подобное приводится и у шейха Абдуль-Карима ар-Рифаи в послании «Ма`рифа».

Имам аш-Шафи’и сказал:

وَأَنَّهُ فَوْقَ الْعَرْشِ «Он (Аллах) над Троном».  Ибн Къудама в «аль-‘Улюу» 91.

Имам Абу Ханифа сказал:

من قال لا أعرف ربي في السماء أم في الأرض فقد كفر، وكذا من قال إنه على العرش، ولا أدري العرش أفي السماء أم في الأرض

«Тот, кто скажет: “Я не знаю, где мой Господь: над небом или на земле”, впал в неверие. То же самое относится к тому, кто скажет: “Он над Троном, но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”». См. «аль-Фикх аль-абсат» 46.

Имам Малик сказал:

اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ فِي السَّمَاءِ وَعِلْمُهُ فِي كُلِّ مَكَانٍ لَا يَخْلُو مِنْهُ شَيْءٌ، وَتَلَا هَذِهِ الْآيَةَ: مَا يَكُونُ مِنْ نَجْوَى ثَلَاثَةٍ إِلَّا هُوَ رَابِعُهُمْ وَلَا خَمْسَةٍ إِلَّا هُوَ سَادِسُهُم

«Аллах над небесами, а Его Знание во всех местах. Ничто не скрыто от Него», и затем прочитал аят: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым...» (Коран 58:7). ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» 11.

Асары о Возвышении Аллаха над Троном, из книги «Хальк ‘афаль аль-’Ибад»

Здесь инша-Аллах будут выкладываться асары о Возвышении Аллаха над Троном, из книги «Хальк ‘афаль аль-’Ибад». А пока что скажу об этой книге – эта книга Имама аль-Бухари по акыде, которую он написал с целью опровержения на джахмитов, и собрал в ней сообщения от саляфов в разных вопросах – в вопросах возвышения Аллаха над Троном, в вопросе несотворенность Корана и других.

Асар №1 (в книге номер 6):

    قال أبو عبد الله: وقال وهب بن جرير الجهمية الزنادقة انما يريدون أنه ليس على العرش استوى

    Сказал Абу Абду-Ллах (то есть я, аль Бухари), и сказал Уахб Ибн Джарир: «Джахмиты – зиндыки (безбожники), воистину, они хотят (сказать), что Он не вознесся над Троном». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», страница 11-12).

    Асар №2 (в книге номер 12):

      وقال حماد بن زيد القرآن كلام الله نزل به جبرائيل ما يجادلون الا انه ليس في السماء إله

      Сказал Хаммад Ибн Зейд (великий ученый, вроде как я помню таби’ин, и по крайней мере он точно ученик одного из великих ученых табиинов, Аюба ас-Сахтияни): «Коран – Слова Аллаха, был спущен с ними Джибриль. И не спорят они (джахмиты), кроме как (чтобы доказать), что воистину, нет над небесами Господа». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», страница 13, и он передан также в «Муснаде» имама Ахмада, и других книгах с достоверным иснадом).

      Асар №3 (в книге номер 13):

        قال ابن المبارك : «لا نقول كما قالت الجهمية إنه في الأرض ههنا، بل على العرش استوى

        Сказал (Абдуллах) Ибн Мубарак: «Мы не говорим, как сказали джахмиты, что воистину, Он здесь, на земле, однако напротив, вознесся Он над Троном». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», стр. 14).

        Асар №4 (в книге номер 14):

          وقيل له كيف تعرف ربنا قال فوق سماواته على عرشه

          И было сказано ему (Абдуллаху Ибн Мубараку): «Как мы познаем нашего Господа?».

          И он ответил: «Сверху небес Его, над Троном Своим». (См. «Хальк ‘афаль аль-Ибад», стр. 15).

          Асар №5 (в книге номер 18):

            18- وَقَالَ سَعِيدُ بْنُ عَامِرٍ: الْجَهْمِيَّةُ شَرّ قَوْلًا مِنَ الْيَهُودِ وَالنَّصَارَى، قَدِ اجْتَمَعَتِ الْيَهُودُ وَالنَّصَارَى وَأَهْلُ الأَدْيَانِ أَنَّ اللَّهَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى عَلَى الْعَرْشِ، وَقَالُوا هُمْ: لَيْسَ عَلَى الْعَرْشِ شَيْءٌ.

            Сказал Саид ибн ‘Амир (алим басры, родился в 140 г.): »Джахмиты хуже словами, чем иудеи и христиане: собрались яхуды, христиане, и люди всех религий на том, что Аллах, Благороден Он и Возвышен, над Троном, а эти говорят: «Нет над Троном никого». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», стр. 18).

            Асар №6 (в книге номер 22):

              22- وَقَالَ: احْذَرْ مِنَ الْمَرِيسِيِّ وَأَصْحَابِهِ، فَإِنَّ كَلَامَهُمْ أَبِيجَاد [1] الزَّنْدَقَةَ، وَأَنَا كَلَّمْتُ أُسْتَاذَهُمْ جَهْمًا فَلَمْ يُثْبِتْ أَنَّ فِي السَّمَاءِ إِلَهًا.

              И сказал ‘Али ибн Асым (алим, мухаддис, родился в 108 году хиджры): «Остерегайся аль-Мариси и его сподвижников! Воистину, их слова – вошло в них зиндычество, и я говорил с их устазом Джахмом, и он не верит в то, что на небесах есть Господь!». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», стр. 19).

              Асар №7 (в книге номер 28):

                28- وَقَالَ ابْنُ مَعْدَانَ: سَأَلْتُ الثَّوْرِيَّ: {وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَمَا كُنْتُمْ}، قَالَ: عِلْمُهُ.

                И сказал Ибн Мадан: «Спросил я (Суфьяна) ас-Саури (об аяте) «И Он с вами, где бы вы не были», и он сказал – Это о Его Знании». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», стр. 21).

                Асар №8 (в книге номер 61):

                  61- وَقَالَ الْفُضَيْلُ بْنُ عِيَاضٍ: إِذَا قَالَ لَكَ جَهْمِيٌّ: أَنَا أَكْفُرُ بِرَبٍّ يَزُولُ عَنْ مَكَانِهِ، فَقُلْ: أَنَا أُؤْمِنُ بِرَبٍّ يَفْعَلُ مَا يَشَاءُ.

                  И сказал Фудейл ибн ‘Ияд (имам, аскет, умер 187 г.): «Если скажет тебе джахмит: Я не верю в Господа, который покидает свое место; то скажи ему: А я верю в Господа, Который делает все, что Он пожелает». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», стр. 36).

                  Сказал Шейх-уль Ислам Ибн Теймия комментируя слова Фудейла (смысловой перевод): «Хотел Фудейл выразить противоречие джахмиту, который говорит, что воистину, Аллах не совершает деяния по своему выбору, и не возможно представить от него Приход (аль- Итьян), или Снисхождение (на небеса в последнию треть ночи), или возвышение над Троном, и другое… И сказал Фудейл: »Когда тебе скажет джахмит: Я не верю в Господа, который покидает свое место; то скажи ему: А я верю в Господа, который делает все что пожелает», и приказал ему уверовать в Господа, который делает все, что пожелает…».

                  Асар №9 (в книге 63):

                    63- وَحَذَّرَ يَزِيدُ بْنُ هَارُونَ عَنِ الْجَهْمِيَّةِ فَقَالَ: مَنْ زَعَمَ أَنَّ الرَّحْمَنَ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى عَلَى خِلَافِ مَا يَقِرُّ فِي قُلُوبِ الْعَامَّةِ فَهُوَ جَهْمِيٌّ، وَمُحَمَّدٌ الشَّيْبَانِيُّ جَهْمِيٌّ.

                    И предостерег Язид ибн Харун от джахмитов, и сказал: »Кто утверждает, что (аят) »Милостивый вознесся над Троном» (понимается) иначе, чем это утвердилось в сердцах простых людей [1], тот джахмит, и Мухаммад аш-Шайбани – джахмит». [2] (Cм. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», стр. 38).

                    [1] То есть: известно простым людям из их фитры, если она не испоганена джахмитством, отрицанием и философией, что Аллах находится над Троном, и когда они слышат этот аят, они так его и понимают, в отличие от философов и прочих заблудших.

                    [2] Мухаммад Ибн Шайбани – ближайший сподвижник Абу Ханифы, в самом начале своего пути был джахмитом но затем покаялся и встал на акыду саляфов, см. «Лисан уль-Мизан», 5-139, и др.

                    Асар №10-11 (в книге 64-65):

                      64- وَقَالَ ضَمْرَةُ بْنُ رَبِيعَةَ، عَنْ صَدَقَةَ: سَمِعْتُ سُلَيْمَانَ التَّيْمِيَّ يَقُولُ: لَوْ سُئِلْتُ أينَ اللَّهُ؟ لَقُلْتُ فِي السَّمَاءِ، فَإِنْ قَالَ فَأَيْنَ كَانَ عَرْشُهُ قَبْلَ السَّمَاءِ؟ لَقُلْتُ عَلَى الْمَاءِ، فَإِنْ قَالَ: فَأَيْنَ كَانَ عَرْشُهُ قَبْلَ الْمَاءِ؟ لَقُلْتُ: لَا أَعْلَمُ.

                      65- قَالَ أَبُو عَبْدِ اللهِ: وَذَلِكَ لِقَوْلِهِ تَعَالَى: {وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاءَ} يَعْنِي: إِلَّا بِمَا بَيَّنَ.

                      Сказал Дамра ибн Робиа, от Садка, сказал он: «Я слышал, как Сулейман Ат-Тейми (табиин) говорил:

                      «Если меня спросят «Где Аллах?», Свят Он и Высочайш? То я скажу: «На небесах».

                      Если меня спросят: «А где был Его Трон до создания небес?». То я скажу: «Над водой».

                      А если спросят меня: «А где был Трон до создания воды?». Я отвечу: «Не знаю».

                      И сказал Абу Абду-Ллах (то есть я, аль-Бухари): «И это в соответствии со Словами Аллаха: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает». (2/255), то есть: кроме того, что разьяснил Аллах». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», стр. 38).

                      Асар №12 (в книге 67):

                        67- وَقَالَ مُحَمَّدُ بْنُ يُوسُفَ: مَنْ قَالَ إِنَّ اللَّهَ لَيْسَ عَلَى عَرْشِهِ فَهُوَ كَافِرٌ، وَمَنْ زَعَمَ إِنَّ اللَّهَ لَمْ يُكَلِّمَ مُوسَى فَهُوَ كَافِرٌ.

                        И сказал Мухаммад ибн Юсуф (аль-Фирьяби, из главных учителей и шейхов аль-Бухари): »Кто сказал, что воистину, Аллах не над своим Тронорм, тот кафир, и тот, кто утверждает, что Аллах не разговаривал с Мусой, тот кафир». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», 38).

                        Асар №13 (в книге 70):

                          70- وَحَدَّثَنِي أَبُو جَعْفَرٍ قَالَ: سَمِعْتُ الْحَسَنَ بْنَ مُوسَى الأَشْيَبَ، وَذَكَرَ الْجَهْمِيَّةَ فَنَالَ مِنْهُمْ، ثُمَّ قَالَ: أُدْخِلَ رَأْسٌ مِنْ رُؤَسَاءِ الزَّنَادِقَةِ يُقَالُ لَهُ شَمْعَلَةُ عَلَى الْمَهْدِيِّ فَقَالَ: دُلَّنِي عَلَى أَصْحَابِكَ، فَقَالَ: أَصْحَابِي أَكْثَرُ مِنْ ذَلِكَ، فَقَالَ: دُلَّنِي عَلَيْهِمْ، فَقَالَ: صِنْفَانِ مِمَّنْ يَنْتَحِلُ الْقِبْلَةَ، الْجَهْمِيَّة وَالْقَدَرِيَّةُ؛ الْجَهْمِيُّ إِذَا غَلَا قَالَ: لَيْسَ ثَمَّ شَيْءٌ، وَأَشَارَ الأَشْيَبُ إِلَى السَّمَاءِ، وَالْقَدَرِيُّ إِذَا غَلَا قَالَ: هُمَا اثْنَانِ خَالِقُ شَرٍّ وَخَالِقُ خَيْرٍ، فَضَرَبَ عُنُقَهُ وَصَلَبَهُ.

                          Рассказал мне Абу Джа ‘фар, сказал он: слышал я Хасана Ибн Мусу аль-Ашиба, упомянул он джахмитов, и выругался на них, и сказал затем:

                          «Был введен главарь из главарей зиндыков, чье имя Шам’аля, к Махди (Мухаммад Ибн АбдулЛах аль-Мансур, халиф), и халиф сказал: «Укажи мне на твоих сподвижников». Тот ответил: «Моих сподвижников много». Халиф сказал: «Укажи мне на них». Тот ответил: «2 вида из тех, кто прикрываются Киблой, джахмия и кадария. Джахмит, когда впадает в крайность, говорит: «Нет там никого», и указал аль-Ашиб на небеса. «А кадарит, когда впадает в крайность, говорит: «Их два- творец добра, творец зла». И отрубил халиф его голову, и распял его». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», 41).

                          Асар №14 (в книге 98):

                            98- وَقَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ رضي الله عنهما: لَمَّا كَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى كَانَ النِّدَاءُ فِي السَّمَاءِ، وَكَانَ اللَّهُ فِي السَّمَاءِ.

                            Сказал Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: «Когда говорил Аллах с Мусой, был зов на небесах, и был Аллах на небесах». (См. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», 53).

                            Асар №15 (в книге 105):

                              105- وَقَالَ جُبَيْرُ بْنُ مُطْعِمٍ، عَنِ النَّبيِّ صلى الله عليه وسلم: «إِنَّ اللَّهَ عَلَى عَرْشِهِ فَوْقَ سَمَاوَاتِهِ، وَسَمَاوَاتُهُ فَوْقَ أرضه مِثْلُ الْقُبَّةِ».

                              Сказал Джубейр Ибн Мутым, от Пророка, мир ему и милость Аллаха: «Воистину, Аллах сверху своих небес, а Его небеса над Его землей как купол». (см. «Хальк ‘афаль аль-’Ибад», 56).

                              Данный хадис разногласят ученые в его достоверности по причине одного из передатчиков, однако суть в том что имам аль-Бухари привел его, опровергая его смыслом джахмитов, и это показывает нам акыду имама аль-Бухари.

                              Асар №16 (в книге 106):

                                106- وَقَالَ ابْنُ مَسْعُودٍ فِي قَوْلِهِ {ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ} قَالَ: الْعَرْشُ عَلَى الْمَاءِ، وَاللَّهُ فَوْقَ الْعَرْشِ، وَهُوَ يَعْلَمُ مَا أَنْتُمْ عَلَيْهِ.

                                Сказал Абдуллах Ибн Масуд касательно Его Слов: »Затем вознесся над Троном». Сказал Абдуллах Ибн Масуд: »Трон Его над водой, а Аллах выше (над) Троном, и он знает, на чем вы». (См. «Хальк ‘афааль аль-’Ибад», 57). Иснад этого хадиса достоверен.