Салахаддин Аюби - освободитель Палестины...

Салахаддин Аюби - освободитель Палестины...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Основатель государства аюбидов. Полное имя – Малик Наср Абу Музаффар Юсуф бин Аюб бин Шади. Родился в 1137-м году в Тикрите. Его отец Наджмеддин Аюб, происходил из племени Хазбани селения Двин в Азербайджанском Ариване (Ереван). Был наместником крепости Тикрит при Сельдужкском султане Мас'уд-шахе.

Детство Салахаддина Аюби прошло в Тикрите и Баальбеке, где отец был наместником. Проведя юные годы в Тикрите, Баальбеке и Дамаске получил прекрасное образование и воспитание. Находясь в Баальбеке, вместе с отцом, под командованием сельджукского атабека (высокий сельджукский титул, регент) Нуреддина Махмуда Зенги, участвовал в военных кампаниях против крестоносцев. В сражениях обратил на себя внимание героизмом и отвагой. В 17 лет был взят во дворец атабека Нуреддина Махмуда Зенги, где овладел навыками государственного управления. В это время его отец Наджмеддин был назначен губернатором Дамаска, а дядя Ширкух – губернатором Хомса.

Нуреддин Зенги, в 1162-м году начал проявлять интерес к Египту. Своего командующего Ширкуха направил фатимидскому халифу аль-Адиду как союзника в борьбе против крестоносцев. Салахаддина отправили с ним в качестве помощника. Армия под предводительством Ширкуха и его племянника Салахаддина за короткое время установила порядок в Египте и подавляя возникающие восстания взяло под контроль управление 18-го января 1169-го года. Вместо казненного визиря Шавера, визирем Египта стал Ширкух. Но спустя непродолжительное время Ширкух умер и халиф аль-Адид, 26-го марта 1169-го года вместо Ширкуха назначил визирем Египта Салахаддина. Таким образом Салахаддин Аюби стал командующим армии Нуреддина Зенги и визирем Египта от фатимидов. Фактически он подчинялся Нуреддину а фатимидскому халифу подчинялся лишь формально.

После этого Салахаддин Аюби, действуя с выдающимся политическим расчетом, назначал в управленцы опытных и способных людей. В своих делах он поддерживал хорошее отношение с дворцовой знатью, населением, военачальниками, соседями и исламскими государствами. Пусть его действия привели к восстанию шиитских солдат из Египта и Судана, но оно было подавлено. Таким образом в полной мере утвердился в управлении Фатимидского дворца.

Деятельность Салахаддина в Египте вызвало беспокойство у крестоносцев, особенно у папства. Франкские крестоносцы в Иерусалиме, чья союзная система против мусульман была нарушена с приходом Салахаддина, почувствовали угрозу своему господству на Ближнем Востоке. Чтобы устранить Салахаддина, на помощь крестоносцам Иерусалима пришло подкрепление из Европы и Византии. В ответ Салахаддин Аюби обратился за помощью к к Нуреддину Зенги для противостояния крестоносцам, европейцам и мятежникам в Египте. В 1170-м году, он оказал ожесточенное сопротивление крестоносцам, напавшим на Египет, и вынудил их отступить. В 1171-м году он захватил портовый город Эйле (современный Эйлат) на побережье Красного моря.

В 1171-м году, по настоянию атабека Нуреддина Зенги, велел прочитать пятничную хутбу от имени багдадского Аббасидского халифа, а не от имени больного Фатимидского халифа Абида. Хутба прочитанная от имени Аббасидского халифа вызвало большую радость среди мусульман. В том же году умер фатимидский халиф Абид и после этого Салахаддин Аюби полностью взял власть в Египте в свои руки.

Аббасидский халиф вознаградил почетными дарами и церемониальными одеждами Нуреддина Зенги в честь одержанных побед его командующего Салахаддина Аюби. Нуреддин Зенги отправил эти подарки вместе с посольством Салахаддину Аюби.

Смена правления в Египте побудило крестоносцев к новым действиям. В 1173-м году, мощный флот сицилийских норманнов высадился в Александрии. Салахаддин Аюби на протяжении 3-х дней вел с ними ожесточенную борьбу на суше. Все вражеские силы, высадившиеся на берег, были уничтожены, а армия Салахаддина захватила значительные трофеи.

После кончины в 1174-м году султана Нуреддина, в Сирии начались внутренние распри. Этим решил воспользоваться правитель Иерусалима и осадил Хомс. Салахаддин быстро перебросил войска к Хомсу, но крестоносцы уже захватили город. В 1175-м году, Аббасидский халиф, видя успехи Салахаддина, признал его правление. Таким образом, Салахаддин Аюби, ставший фатимидским визирем в 1169-м году, в 1171-м году ставший правителем Египта, в 1175 году провозгласивший независимость и принявший титул султана, в 1176-м году уничтожил последние следы шиитских фатимидов в регионе.

На бывших землях фатимидов он основал мощную государственную структуру. Особое внимание уделил развитию государственной системы, благоустройству страны, а также школьному и религиозному образованию. Он искоренил еретические учения и способствовал распространению истинного и умеренного вероучения ахли сунны. Также инициировал строительство Каирской крепости.

В 1177-ом году начал поход в Палестину против крестоносцев. Разрушил военные укрепления в Газе и Ашкелоне. Крестоносцы воспользовались тем, что мусульманские войска разбрелись для сбора добычи, и нанесли неожиданный удар под предводительством виконта замка Керак Рено де Шатильона. Их целью было нанести крупное поражение армий Аюбидов и убить самого Салахаддина. Но Салахаддин, раскрыв их замыслы, быстро собрал войска. 25-го октября 1177 года нанес сокрушительный удар по крестоносцам под Рамлой. Но Иерусалим все еще оставался в руках крестоносцев. В 1178-79-м годах усилил свои наступления на крестоносцев. Аюбидские полководцы захватили в плен множество вождей крестоносцев. Летом 1179 года Салахаддин Аюби завоевал крепость крестоносцев у Якубова брода на реке Иордан у моста Якуб. В 1180-м году крестоносцы предложили заключить двухлетнее перемирие. Однако, нарушив его, они стали нападать на караваны, направлявшиеся в Египет, с целью нарушить торговые связи Египта с мусульманскими странами и ослабить экономику Айюбидов.

Для установления контроля над Сирией, летом 1183-го года захватил город Халеб (Алеппо), а затем область Аль-Джазира (Месопотамия). Действия Аюбидов в Сирии вызвало беспокойство среди крестоносцев, которые опасались оказаться в ловушке под властью Аюбидов. По просьбе Раймонда III, графа Триполи, было заключено четырехлетнее перемирие. Однако крестоносцы снова нарушили договор, напав на крупный торговый караван, проходивший недалеко от Замка Керек (Карака). Салахаддин Аюби потребовал возмещения нанесенного ущерба и выплаты компенсации. Но они отказались и тогда Салахаддин Аюби начал военные действия и захватил область Керек в феврале 1184-го года заставив крестоносцев полностью возместить ущерб нанесенный каравану.

В 1180-м году, Салахаддин Аюби начал масштабную подготовку, чтобы изгнать крестоносцев, которые были источником раздора на Ближнем Востоке. Он собрал войска в Египте и приказал набрать армию в Сирии. Крестоносцы, понимая всю серьёзность ситуации мобилизовали крупный военный контингент. Король Иерусалима Ги с армией численностью двадцать тысяч человек, а остальные короли, принцы, графы и военачальники собрали все возможные подкрепления и заняли позиции в Сафурии. Салахаддин Аюби прибыл на берег озера Табария (Тивериадское озеро, Бахр-Табария, Генисаретское озеро, Галилейское море) летом 1187-го года. В начале июля того же года завоевал город Табария (Тверия).

Силы крестоносцев, находящиеся в крепости, оказывали сопротивление и пытались оставить мусульманские войска без воды, чтобы ослабить их. Предложение короля Триполи Раймонда организовать защиту крепости было расценено другими крестоносцами как сотрудничество с аюбидами. Крестоносцы решили напасть на Салахаддина Аюби. Однако он разгромил крестоносцев пришедших в Хиттин, нанеся им сокрушительное поражение. В плен были взяты король крестоносцев и многие выдающиеся предводители.

Крестоносцы, годами угнетавшие мусульман, понесли суровое наказание. После победы в Хиттине были завоеваны города Акко, Назарет, Наблус, Хайфа, Джинин и Арсуф (Апполония). За ними последовали завоевания Тибнина, Джубейла (Сайда-Джебель) и Бейрута.

После победы при Хиттине в июле 1187-го года, Салахаддин Аюби продолжил наступление, несмотря на уже завоеванные территории Палестины. Его следующей целью стал Иерусалим, находившийся под контролем крестоносцев с Первого крестового похода (1096-1099 гг.). В сентябре 1187-го года были освобождены Иерусалим, Асария (аль-Азария) и Джебель аз-Зейтун (Масличная Гора). Прибыв к Иерусалиму, Саладдин расположил свой штаб в западной части города. Когда крестоносцы укрепили оборону в этом направлении, он начал осаду с северной стороны. Для атаки использовал осадные орудия. Крестоносцы не выдержав натиска сдались в конце сентября 1187-го года. После завоевания благословенного Иерусалима Салахаддин не стал мстить за резню, устроенную крестоносцами в 1099 году, когда они убивали мусульман в мечетях без разбора: мужчин, женщин, детей и стариков а улицы были залиты кровью так, что кони шли по брюхо утопая в крови. Вместо этого он отпустил богатых крестоносцев и христиан за выкуп, простил бедных и разрешил остаться в городе тем, кто согласился выплачивать джизью.

возвращение Иерусалима под контроль мусульман после 89-и лет очень обрадовало весь исламский мир. В знак победы Салахаддина, в мусульманских странах были проведены торжественные церемонии. Салахаддин Аюби заслужил любовь и уважение всех мусульман.

Начал восстанавливать разрушенные крестоносцами города. Начались ремонтные работы по восстановлению святых мест Иерусалима, жилые дома, Масджидуль-Акса, Куббат-уль Сахра. Построил в городе такие общественные учреждения как больницы, школы и медресе. Эмиры Аюбидов преобразили город возведя в Иерусалиме общественных сооружений и изящных зданий, стремясь стереть следы резни и разрушений, оставленных крестоносцами. Летом 1188 года были отвоеваны Лазкия (Латакия), Джебеле (Джабла) и Бусра (Босра). Салахаддин осадил Антакью (Антиохия) но король предложил перемирие, которое было принято. В середине января 1189-го года он освободил Сафед (Цфат), Кевкеб, крепости Керек и Шевбек.

После потери Иерусалима крестоносцами, благодаря пропаганде папства, в Европе и христианском мире началась подготовка к новому крестовому походу против мусульман. При поддержке папы Клемента III был организован Третий крестовый поход (1189-1192 гг.) против Аюбидов под командованием королей Франции, Англии и императора Германии. Король Франции Филипп Огюст и король Англии Ричард Львиное Сердце, прибыли в Палестину морем и высадились в Суре (Тир).

После завоевания Иерусалима Салахаддином Аюби, крестоносцы, ранее освобожденные из плена, предали его. Они направили войска крестоносцев под командованием французского и английского королей, начав осаду Акки (Акра), одну из самых известынх военных операции того времени. Осада Акки велась как на суше, так и на море. Хотя Аюбиды ставили крестоносцев в тяжелое положение на суше, но постоянная военная помощь, поступавшая из Европы морем, позволила им продолжать сопротивление. Осада продолжалась до лета 1191-го года. Во время переговоров о заключении мирного договора крестоносцы убили три тысячи человек и потребовали сдачи Иерусалима.

Мужественная и героическая борьба Салахаддина Аюби сподвигла крестоносцев на немыслимые прежде действия. Король Англии Ричард Львиное Сердце выдал свою дочь за правителя Иерусалима Адиля, а его сыну Малик Камилю даровал символичное звание рыцаря. Салахаддин противостоял армии мобилизованной всей Европой и христианским миром, в продолжительных войнах длившихся до ноября 1192-го года. Король Англий Ричард Львиное Сердце был пленен Аюбидами. Салахаддин Аюби проявил великодушие к христианам и предоставил Королю Ричарду Львиное Сердце свободу.

Он разрешил христианам посещать их святые места. Третий крестовый поход, для которого были мобилизованы все возможности христианского мира, закончился поражением крестоносцев на четвертый год и они были вынуждены вернуться обратно. После окончания Третьего крестового похода окончанию Третьего крестового похода, Салахаддин укрепил свою власть в Палестине, усилил оборону Иерусалима и отправился в Сирию.

В феврале 1193-года Салахаддин Аюби заболел и 14 дней провел в болезни. Он скончался 4-го марта 1193-го года, в возрасте 56 лет в Дамаске. Его усыпальница находится в дамасской Медресет'уль-азизия.

Его 25-летняя деятельность на посту визиря и султана была полностью посвящена служению исламу. Он был одной из редчайших и выдающихся личностей в истории.

Султан Салахаддин очень ценил знания и оказывал покровительство ученым. Он был правителем с высокими человеческими качествами: добродушным, великодушным, справедливым, культурным, терпимым, снисходительным и мягким. В его страну стекались ученые со всех уголков мира, делясь своими знаниями и внося огромный вклад в развитие общества. Во времена его правления в медресе Дамаска преподавали более 600 факихов. Врачи, литераторы, поэты, математики, химики, архитекторы и многие другие ученые самоотверженно трудились на благо развития страны.

Салахаддин Аюби общался со своими командирами и чиновниками как с друзьями, проявляя искреннюю доброжелательность. Благодаря этому каждый мог открыто высказывать свои мысли и пожелания. Знаменитый ученый его времени Имадуддин аль-Катиб про него сказал: «Тот кто сидел с ним рядом ощущал себя в компании близкого друга, а не султана. Он был проницательным, верным своей вере, чистосердечным, великодушным, прощал ошибки и старался не замечать недостатки. Он никгда не сердился, всегда улыбался и не выглядел угрюмым. Ни одна просьба не оставалась без ответа. Султан был вежлив с каждым и никогда не провлял грубости. Всегда выполнял данное обещание».

Абдуллатиф аль-Багдади про него сказал: Салахаддин Аюби предстал передо мной как величественный, внушительный человек. Его слова трогали сердца. В ночь когда я его увидел впервые он находился среди ученых. Каждый из них говорил об отдельной науке. Приближенные султана подражали ему и стремились превзойти друг друга в добродетели. Его любили все, будь то мусульманин, будь то кафир. С его смертью люди потеряли своего настоящего отца, не было человека который не переживал бы его смерть.

Салахаддин Аюби даже по отношению к врагу не отступал от исламской справедливости и доброжелательности. Когда крестоносцы беспощадно убивали пленных мусульман он благосклонно относился к пленным христианам, как того требует ислам. Он никогда не поступал так, как поступали крестоносцы.

Когда его слуга, отвечая на просьбу, сначала принес горячую воду, а затем слишком холодную, он не стал его ругать, а спокойно заметил: «Субханаллах! Даже воды, которую мы желаем, мы не можем выпить».

Завоевав Египет и Иерусалим и став обладателем несметных сокровищ, он прожил всю свою жизнь, как простой солдат. Он никогда не тратил средства на излишества, расходуя только на самое необходимое и на военные нужды. После его смерти в его кошельке нашли всего одну золотую и несколько серебряных монет.

Был чрезвычайно щедрым человеком. Во время осады Акки он раздал солдатам более десяти тысяч лошадей, а сам остался без коня.

Его храбрость также была безгранична. Он мог разгромить закованных в железные железо крестоносцев с небольшой группой воинов, чьи сердца были полны веры, несмотря на то что они сражались без брони, обнаженными грудями. Однажды он сказал: «Мы будучи плотью, сражаемся против железа. Если нас сто, то против нас тысяча. Их крепости извергают огонь, а моря извергают врагов».

Во всех своих сражениях количество его солдат было меньше, чем воинов врага. Все свои войны он вел ради возвышения ислама, защиты мусульман от угнетения крестоносцев и сохранения своей страны от вторжения врагов.

Салахаддин Аюби, придававший огромное значение знаниям и ученым, став султаном Египта, распорядился построить медресе по мазхабам шафии, малики, ханафи и ханбали. Такие города как Каир, Дамаск, Александрия превратились в крупные центры науки. Также провел реставрацию многих мечетей построенных до него. Масджид-уль-Акса, которую крестоносцы превратили в дворец, вновь сделал мечетью. Михраб и многие части мечети были облицованы мрамором и мозаикой. Знаменитый минбар Агах построенный по велению Султана Нуреддина в Алеппо, перевез в Иерусалим и установил в мечети.