С кем остается ребенок после развода?

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:
Ученые, не пришли к единому мнению! Поэтому, мы упомянем самое основное, и самое надежное, иншаАллаh:
Если родители развелись, и у них ребенок, а именно мальчик, то как говорит шейх Мухаммад Муса аш-Шариф: если мальчик, достигает двух летнего возраста, то он сам выбирает к кому идти.
Я добавлю: не всегда дети в это возрасте способны выбирать, бывает такое, что ребенок может выбрать одного из родителей, просто по причине того, что кто-то из них забавляет его, балует, таким образом мальчик и тянется к нему. Надо учитывать, чтобы выбор мальчика, не был связан с грехом родителей.
Для того, чтобы выбор мальчика был справедлив, оба родителей должны быть набожными, богобоязненными людьми.
К примеру, муж нечестивец, а мать праведная, и мальчик тянется к нечестивцу отцу, отдаем ли его отцу? Нет! Не отдаем, судья выносит решение в пользу матери. А если на оборот, то судья выносит решение в пользу отца, и т.д.
В данном вопросе важно учитывать пользу и вред, как сказал шейх Сулейман аль-Маджид.
Если женщина, справедлива, пусть даже не очень набожна, она сам по себе достаточно надежный человек, то как указал имам Ибн аль-Къайим, она более достойна ребенка. И вообще из книги имама Ибн аль-Къайима «Заду аль-Ма’ад» в разделе, где он разбирает эту тему, видно, что он склоняется к тому что лучше для ребенка.
Все же, ситуации могут различаться! И лучше, в данной ситуации мальчика к тому родителю, в котором он получит должное воспитание, и никто из родителей не может запретить своему сыну, посещать одного из родителей, как сказал имама Ибн Къудама!
Это что касается мальчика, а по поводу девочки, то тут вопрос еще обширней, обо всем по порядку:
Большинство ученых на том, что девочка, более достойна быть с матерью, так как именно мать знает все тонкости этого вопроса, и нужные элементы, связанные именно с девочкой.
Имам Ахмад, и Абу Дауд передали хадис, где одна женщина подошла к пророку мир ему и ему и благословение Аллаhа, и сказала: «О посланник Аллаhа, поистине, для моей девочки, живот мой служил сосудом, а мои груди, напитком, а мои колени, ложем, а ее отец развел меня, и теперь хочет отнять ее у меня». И посланник Аллаhа мир ему и благословение Аллаhа ответил: «Ты более достойна ее, до тех пор, пока не выйдешь замуж».
И это основа в данном вопросе, что ребенок остается с девочкой, до тех пор, пока (т.е. мать девочки) не выйдет замуж.
Но другая группа ученых, а именно имам Ибн Къудама, ссылаясь на имама Абуль Къасима аль-Харакъи, на том, что мать достойна девочки до тех пор, пока девочке не исполнится семь лет.
Другая же группа ученых, а это передается от Абу Ханифы, что мать достойна девочки, пока мать не выйдет замуж, или пока у девочки не пойдут месячные.
Другая группа ученых сказала, а именно имам Малик, мать достойна девочки, пока ее мать не выйдет замуж, и совокупится с мужем.
Другие же ученые сказали, что если мать вышла замуж, то ребенок переходит к ее матери, т.е. к бабушке девочки, а если нету, то только потом к отцу. Это мнение шейха, Ибн База, его зама, ‘АбдуРаззакъ ‘Афифи, а также ‘АбдуЛлаh ибн Гъудаян, Салиха аль-Фаузан, и муфтия Салих Али Шейх.
Мнения ученых на этот счет множество, однако самое правильное мнение в этом вопросе, как указал шейх аль-Маджид, это принятое, обговорённое, правило.
Т.е. дело надо вернуть к судье, ученому, и по ситуации решить дело. Ведь разные положения у родителей.
Так, например, Абу Бакр ас-Сыддикъ (да будет доволен им Аллах), провел такой суд, и вынес решение, отдать ребенка матери.
Заключение:
Мать более достойна девочки, тем более если она не достигла семи лет, и тем более если ее мать вышла замуж.
Но если мать грешница, ослушница, и девочка уже не нуждается в грудном молоке, то девочка переходит к отцу, ибо в этом масляха больше.
А если женщина вышла замуж, и бывший муж ослушник, нечестивец, то девочку такому не возвращают, а остается она дальше с матерью, пусть даже мать уже замужем.
Но бывает и такое, что оба праведные, и мать и отец, но отец живет в другом – далеком городе, то здесь он забирает ее собой, нельзя оставлять девочку с матерью в городе, где нет по близости отца. На этом мнении имам Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и, и Ахмад, это мнение так же выбрал Шейхуль Ислям Ибн Теймийя, сказав: «То в это случае, девочка остается с отцом, пусть даже мать более достойна ее», это мнение так же выбрал имам ханбалитов своего времени Абу аль-Хасан аль-Мардауи.
А знание у Аллаhа!