Родители имеют право на то, чтобы дети слушались их, проявляли к ним почтение и обращались с ду’а за них, даже если они допускали упущения в воспитании детей и их обеспечении
Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُلْ رَبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا «Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: „Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком“». (Коран, 17:24].
Я слышал, как кто-то, чьим знаниям я не доверяю, сказал, что в случае, если отец или мать не принимали участия в воспитании ребенка, то нет обязательства подчиняться им, почитать их или обращаться к Аллаху за них. Доводом этому приводились слова «Ведь они растили меня ребенком». Я не смог узнать насколько достоверно такое мнение. Верно ли это мнение по Шариату?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Во-первых: Неуместно брать знания у тех, кто не относится к числу ученых, знания остаются до тех пор, пока остаются ученые. Но когда Аллах пожелает забрать знания, Он забирает людей знания. Мухаммад ибн Сирин сказал: «Воистину, знание — это религия, так смотрите же, от кого вы берете свою религию». Сахих Муслим. Введение. Т. 1. С. 14.
Во-вторых: Родители имеют право на благочестивое и благонравное отношение к себе со стороны детей, даже если у них есть некоторые упущения в вопросах воспитания детей и их содержания.
Если отец не выполняет все обязанности перед своим ребенком и не занимается воспитанием его должным образом, то он совершает грех, за который он будет наказан. Однако это не оправдывает неповиновение родителям, потому что неповиновение родителям является одним из самых тяжких грехов.
Если бы каждый раз, когда отец не выполнял долг перед ребенком, было бы допустимо, чтобы и ребенок не выполнял свой долг по отношению к отцу, тогда все мусульманские семьи были бы разрушены: ребенок перестал бы подчиняться своим отцу и матери по малейшему поводу и оправдывал бы себя, говоря: «Мой отец не справился и не выполнил свои обязанности передо мной, моя мать проявляла упущения и не относилась ко мне так же, как к моим братьям и сестрам». Таким образом, он ослушивается их и оправдывает себя, считая, что ничем не обязан своим родителям. Подобное приводит к разрушению семей и разложению общества.
Ибн База, да помилует его Аллах, спросили о человеке, которого отец, по словам сына, не воспитывал и никак не заботился о нем, даже когда тот был маленьким, хотя имел возможность обеспечивать своего сына. Должен ли сын поддерживать связь со своим отцом?
Он ответил: «Да, сын обязан уважать своего отца и относиться к нему благочестиво, он должен признавать его права и относиться к нему с добротой, даже если отец поступил плохо, и даже если он проявил упущения. Отец должен покаяться перед Аллахом за свои упущения в отношении воспитания сына, но это не оправдывает неповиновение со стороны сына. Сын обязан уважать своих родителей, даже если они не исполняли свои обязанности перед ним должным образом. Аллах говорит о правах неверующих родителей в истории Лукмана:
وصاحبهما في الدنيا معروفا «Но сопровождай их в этом мире по-доброму», даже если они неверующие. Сура «Лукман» 31:15.
Ребенок должен по-доброму относиться к родителям, благонравно и мягко говорить с ними и относиться к ним хорошо, даже если они проявили упущение в его правах». С официального сайта шейха.
Что касается слов Всевышнего Аллаха:
وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُلْ رَبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا
«Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: „Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком“». Сура «Ночной перенос» 17:24.
Таков обычай: родители воспитывают своих детей, а дети должны молиться за родителей, просить милости для них и отвечать им благодарностью. Этот обычай иногда нарушается, но решения не строятся на том, что является исключением.
По аналогии с тем, что говорит этот человек, можно было бы сказать и так: если бы оба родителя или один из них умер сразу после рождения ребенка, то оба они или один из них не заслуживает мольбу о милости за них, потому что они не принимали участия в воспитании ребенка и не обеспечивали его. В мольбы о милости заслуживает больше тот, кто воспитал и обеспечивал ребенка. Но такого же никто не говорит.
А Всевышний Аллах знает лучше.