Решающее слово в споре относительно чтения Корана за умерших

Решающее слово в споре относительно чтения Корана за умерших

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам! А затем:

Почти все «суфии» и их последователи в один голос заявляют, что признаком ваххабитов является то, что они не читают Коран за умерших. Пишет один из их сайтов, перечисляя «ваххабитские» признаки: «Они отрицают чтение Кур’ана умершим». Там же, ниже читаем: «Подобного рода высказывания ваххабитов ошибочны», и в качестве доказательства приводит хадис, который не имеет никакого отношения к данной теме.

Мазхаб Имама аш-Шафи’и в этом вопросе

Достоверно известно, что мнением аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) было то, что награда за чтение Корана не может доходить до покойного.

Сказал Имам аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах): «Доходит до покойника, из дел совершённых не им, три дела: 1) «Хадж». 2) «Садакьа» за него. 3) «Дуа». А что-то другое вроде намаза, поста, то награда за них только тому, кто делает их». («Аль-Умм», 4/120).

В этих словах Имама аш-Шафи’и, мы ясно видим, что перечисляя дела которые доходят до покойного, аш-Шафи’и не указал нам на чтение Корана за них.

Пишет Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах): «Награда за чтение Корана до покойного не доходит, и это общеизвестно в мазхабе Шаф’ии». («Шарх Муслима», 7/90 И 11/75).

Ибн Касир приводит, что Имам аш-Шафи’и (рахимаху-Ллах) говорил: «Мёртвые не получают награду за чтение Къурана над их душами». («Тафсир Ибн Касир», 4/258).

Ибн Теймия также сказал, что имам аш-Шафи’и считал чтение Корана над умершим нововведением. («Аль-Икътида», 182).

Говорит Ибн Касир аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) в своем Тафсире к суре «Наджм», аят 39: «Человеку уготовано только то, что [заслужил] он усердием». «Т.е. так же, как на него не ложится ответственность за чужие дурные дела, так же он не получит награды, кроме как за то, что он сам приобрел. Из этого аята Имам аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, и его последователи посчитали, что не доходит награда за чтение Корана до покойных, потому что это не является их делом и приобретением. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не побуждал к подобному в Сунне, не указав на подобное ни текстом, ни намеком. Ничего подобного не пришло от Сахабов, да будет доволен ими Аллах. А если бы в этом было благо, то они опередили бы нас в этом. Приближение [к Аллаху] ограничено в текстах [Корана и Сунны], и не следует об этом рассуждать, сравнивая по аналогии и выражая собственный взгляд. А что по поводу “дуа”, “садакьа”, то по поводу этого есть “Иджма” и Шариатские тексты о том, что они доходят до покойного». («Тафсир аль-Кур’ан аль-Азым», том 6 , стр. 38).

Спросили Султан аль-Улема, ‘Изза ибн Абдус-Салама [умер 660 году]: «Есть ли в «талкине» для умершего, благо и что-то из наследия (т. е. со слов Пророка, Сахабов или Табиинов) или нет? Доходит ли награда за чтение Корана, мёртвому, или нет?». Ибн Абдус-Салам ответил (да смилуется над ним Аллах): «Нет ничего достоверного о «талкине», – это «бид`а» (новшество), а слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Делайте «талкин» умирающим (говоря): «Ля иляха илля Ллах», относятся к тому, кто при смерти и потерял надежду на жизнь. А что по поводу награды за чтение (Корана), то она только для чтеца, не доходит она к другому, согласно Слову Его: «Человеку уготовано только то, что [заслужил] он усердием». Так же аяты: «Ему (Человеку) достанется то, что он приобрел», «Мы сказали: «Если вы творите добро, то поступаете во благо себе».

А так же слова Посланника Аллаха (мир ему и благословления Аллаха): «Кто читал Коран, тому за каждую букву 10 благих дел». И сделал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) награду за чтение каждой буквы, для чтеца. А тот, кто сделал её для другого (умершего или живого), тот противоречит прямым указаниям аятов и хадиса, без шариатского доказательства. Кто делает награду за своё чтение Корана, для умершего, тот противоречит Слову Аллаха: «Человеку уготовано только то, что [заслужил] он усердием».

Поистине чтение – не является усердием и делом умершего. Так же Аллах, указал, что праведные дела для совершающего их: «Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе». А тот, кто сделал награду дела, для тех, кто это не делал, тот противоречит Корану и Хадису. И моё крайнее удивление, на то, что некоторые люди, утверждают дозволенность обратного, опираясь на сны. Нет во снах, шариатского доказательства, которым можно утверждать. Наверняка видимое во сне, это преукрашения шайтана. Нельзя посылать награду за свое чтение Корана…». («Фатуа ‘Изза ибн Абдус-Салама» стр. 98-100).

Также суфисты убеждены что, любой вид ‘ибады можно подарить умершему, приводя в качестве довода хадис о достоинстве дарить подарки. Подобное можем прочитать в книгах «Хасан-устара». И это мнение является ошибочным, и оно противоречит высказываниям шафиитских ученых.

Сказал ‘Изз Ибн Абдус-Салям: «И если он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме того, что исключил из этого сам шариат, то есть милостыня, пост и хадж». («Фатуа ‘Изза ибн ‘Абдус-Саляма» 2/24)

Мазхаб других ученых в вопросе чтение Корана за умерших

Согласно мнению большинства праведных предшественников и имамов, таких как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и других – чтение Корана на могилах является порицаемым нововведением.

Имам Малик сказал: «Я не знаю, чтобы кто-то делал это, ведь известно, что сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведные предшественники не делали этого». («аль-Икътида», 182)

Абу Дауд рассказывал: «Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Корана у могил. На что он ответил - Нет». («Аль-Масаиль», 158)

Имам аз-Забиди в «Шарх аль-Ихья» пишет что, этого же мнения придерживались ханафитские ученые. (10/369)

Шейх уль-Ислам Ибн Теймия сказал: «Чтение Корана над умершим – это новшество». («Аль-Ихтиярат», 53)

Ибн аль-Кайим в «Задуль-Ма’ад» писал: «То, что делают в наше время: садясь вокруг могилы, разговаривая с умершим, читая над ним Коран или подсказывая ему ответы на вопросы, которые ему будут задавать в могиле, является новшеством, не имеющим никакой основы в религии».

«Читайте вашим умершим суру Ясин»

«Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: اقرأوا يس على موتاكم что означает: «Читайте суру «Ясин» своим умершим».

Разбор данного хадиса:

Во-первых, многие имамы, среди которых и Шейх уль-Ислам Ибн Теймия, говорили, что правильно понимать следует этот хадис так: «Читайте вашим умирающим суру Ясин».

То есть, не умершим, а умирающим. Такое понимание подтверждается следующим хадисом: «Внушайте вашим умирающим, чтобы они говорили: “Ля иляха илля-Ллах”». (Муслим, 2/321).

В другой версии хадиса есть следующая добавка: «ибо тот, чьи последние слова были “Ля иляха илля-Ллах” рано или поздно войдет в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше». (Ибн Хиббан, 719. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса хорошим).

В этом хадисе, как и в рассматриваемом, упоминается слово «маутакум» (вашим умершим), однако речь идет об умирающих, ведь внушать произнесение слово «ля иляха илля-Ллах» следует тому, кто еще жив, а не тому, кто уже умер, а иначе как они могут стать последними словами умирающего, если внушать их уже умершим?!

Во-вторых, этот хадис является слабым. Имам ад-Даракутни говорил: «У этого хадиса слабый иснад и неизвестный смысл! Нет относительно этой темы достоверного хадиса!». («Ат-Тальхис», 153)

Также этот хадис назвали слабым Абу Бакр ибн аль-Араби, хафиз Ибн аль-Каттан, Имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и др. («Аридатуль-ахуази» 6/34; «аль-Уахм уаль-ихам» 5/49; «Ируауль-гъалиль» 688)

Хвала Аллаху, Господу миров!

Автор: Имам Али ибн Мухаммад ас-Саляфи

Некоторые виды поклонений/действий у могил

Намаз в местах захоронений (не важно, в сторону или отвернувшись от могилы)

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вся земля является местом для поклонения, кроме кладбищ и бань». (Хадис достоверный; Ахмад 11801; Абу Дауд 492; Тирмизи 317; Ибн Маджа 745 и др; шейх аль-Албани, Мукбиль и др. назвали хадис достоверным. См. «аль-Ируа» 1/320 и «ас-Сахих уль-Муснад» № 380).

Абу Марсад аль-Ганауи рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершайте намаз, направившись в сторону могил, и не садитесь на них». (Хадис достоверный; Муслим 972; Абу Дауд 3229; Тирмизи 1050; Насаи 759; и др.).

Намаз в мечети, в которой есть могила - запрещен. Является ли намаз, совершенный в местах захоронений действительным?

Достоверным мнением в этом вопросе является то, что намаз, совершенный в местах захоронений, или в мечети, в которой есть могила, или намаз у мавзолеев и гробниц, является недействительным и его необходимо совершить заново в ином месте. Это потому что намаз это поклонение, и если его совершают там, где это запрещено, то оно недействительно. Это потому что запрет несет за собой недействительность деяния и грех, совершающего его. Как может человек быть подчиняющимся Аллаху, ослушиваясь Его?! Как он может быть из тех, кто выполняет приказ Аллаха, совершая то, что Он запретил?! Как он может приблизиться к Аллаху, совершив то, что отдаляет от Аллаха?! [См. «аль-Мугни» 2/477].

На это указывает хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если, кто-то совершит дело, на которое не было нашего приказа, оно будет отвергнуто». (Хадис достоверный; Муслим 1718 со слов ‘Аиши).

Каково постановление совершения намаза джаназа на кладбище?

Узаконенность и разрешенность этого, при этом без разницы, совершен ли был намаз джаназа над умершим до этого или нет. Это мнение большинства ученых, среди которых имам Ахмад, аш-Шафи’и, а также захириты.
В довод за это мнение были приведены следующие хадисы:

а)
Хадис о женщине, которая убиралась в мечети, затем скончалась. Ее захоронили без ведома посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда он сказал: «Почему же вы не известили меня? Укажите мне на ее могилу». После чего Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил над ней намаз джаназа. (Хадис достоверный; Бухари 1337; Муслим 956; со слов Абу Хурайры).
б)
Хадис о мужчине, который заболел, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) навещал его. После этого он скончался ночью, и его захоронили. Утром об этом сообщили пророку (да благословит его Аллах и приветствует), на что он сказал: «Что помешало вам известить меня?» Сподвижники ответили: «Была ночь, и мы не хотели затруднить тебя». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправился на его могилу и совершил над ним намаз джаназа. (Хадис достоверный; Бухари 1247; со слов Ибн ‘Аббаса).
в)
Также хадис от Анаса ибн Малика о том, что «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил намаз над могилой». (Хадис достоверный; Муслим 955).
Подобное же действие пришло от некоторых сподвижников. Пришло достоверно от Ибн ‘Умара, что он совершил намаз над своим братом ‘Асымом ибн ‘Умаром через три дня после его похорон. Также от ‘Аиши, что она совершила намаз над могилой своего брата ‘Абдуррахмана через месяц после его захоронения.

Жертвоприношение в местах захоронений

Нет никаких разногласий среди ученых Ислама в том, что резать животное в местах захоронений является сильно порицаемым деянием.

Что же касается ученых ханафитского мазхаба [См. «Табйин уль-Хакаик» 2/246], маликитского [См. «аль-Мадхаль» 3/267], шафиитского [См. «аль-Мажму’» 5/290] и ханбалитского [См. «аль-Фуру’» 2/269], то все они считают жертвоприношение в местах захоронений запретным деянием (харам) и одним из самых мерзких нововведений (бид’а).

Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет в Исламе принесения в жертву животных у могил». (Хадис достоверный, соответствует условиям Бухари и Муслима; Абу Дауд 3222; Ахмад 13055; аль-Бейхакый 7069 и др.)

Сказал шейх уль-Ислам: «Что же касается жертвоприношения у могил, то это абсолютно запрещено. Имам Ахмад запрещал есть мясо животного, зарезанного на могиле». [«Иктида» с. 182].

Здесь необходимо обратить внимание на следующее: если человек приносит жертву одному Аллаху и Его Именем, но делает это в местах захоронений, то это запрещено и является нововведением. Если же при этом человек имеет убеждение, что жертвоприношение у могилы желательно, или лучше, чем в остальных местах, то это заблуждение и нововведение более великое, нежели первое. Если же человек совершает жертвоприношение, посвящая его захороненному в могиле, как, например, для того, чтобы этот праведник исполнил их просьбу, или излечил больного, или вернул пропавшего, то этот человек многобожник, совершающий явное многобожие, выводящее из Ислама. Не говоря уже о том, что некоторые из них отмечают животное уже при его рождении для принесения его в жертву определенной могиле. По их убеждениям это животное нельзя заменить или кастрировать, так как это считается недостатком, неподобающим величию могилы. [«аль-Ма’ариж уль-кабуль» 1/407].

Жертвоприношение Аллаху в тех местах, в которых приносят жертвы неверующие и многобожники

Сабит ибн Даххак рассказывал: «Один человек дал обет совершить жертвоприношение в Буане [Сказал имам аль-Багауи: «Это название местечка в нижней части Мекки со стороны Ялямляма». (см. «Фатх уль-Мажид» с. 253)] и задал об этом вопрос пророку (да благословит его Аллах и приветствует). На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «Стоял ли в этом месте какой-либо идол времен невежества, которому поклонялись?» Люди ответили: «Нет». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: «А проводились ли в этом месте какие-либо из их постоянных собраний?» Люди сказали: «Нет». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда исполни свой обет». (Хадис достоверный, соответствует условиям Бухари и Муслима; Абу Дауд 3313; аль-Бейхакый 10/83; Табарани 1341; достоверным его назвал шейх Мукбиль (№ 186)).

Из этого хадиса можно сделать следующие выводы:

1. Этот человек задал свой вопрос пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а не ограничился тем, что говорят обычаи и устои его народа или его предков.

2. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не стал порицать его за его вопрос, потому что в Исламе не разрешается совершать жертвоприношение где угодно. А если бы приносить жертву можно было в любом месте, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) высказал бы ему порицание за лишние вопросы.

3. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал расспрашивать этого человека, что говорит о том, что есть определенные факторы, которые могут запретить совершение жертвоприношения в каком-либо месте.

4. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал расспрашивать его, так как решил, что возможно есть какие-то причины, которые побудили этого человека дать обет на совершение жертвоприношения именно в Буане.

5. Слова «Тогда исполни свой обет» говорят о том, что если бы этот человек положительно ответил хотя бы на один из этих двух вопросов, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил бы ему резать животное в Буане.

6. В этом хадисе довод на то, что совершение греха может оставлять свой след на той земле, на которой этот грех совершался.

7. Этот хадис является доводом на то, что если многобожники исполняли свои обряды в каком-то определенном месте, то единобожникам запрещается исполнять их там, так как это приводит к внешнему уподоблению единобожника многобожнику, даже если сейчас многобожники уже не исполняют своих обрядов в этом месте. А что сказать, если эти неверующие исполняют свои обряды в этих местах до сих пор, так, что обычные люди даже не способны отличить мусульманина от язычника, и не способны понять, кому посвящаются эти обряды, в числе которых жертвоприношения?!

8. В этом хадисе довод на то, что уподобление многобожникам и неверующим может произойти, даже если человек не имел намерения уподобляться. И вне зависимости от того, хотел ли человек уподобляться многобожникам или не хотел, его действие запрещено, так как этот человек не имел этого намерения, но, несмотря на это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал его расспрашивать.

9. Этот хадис является важной основой того, что нам необходимо отделяться от многобожников и отличаться от них во всем. Мы не должны выполнять свои обряды вместе с ними, или в тех местах, где совершают свои обряды они, или в те времена, когда собираются они. Эта основа несет очень большое значение, так как она исходит из обязательности различения истины и лжи, правды и неправды, прямого пути от заблуждения, и запрета на их смешение.

Мольба (ду’а) за себя у могилы

Делать ду’а за умерших во время посещения кладбища является установленной Сунной.

Когда человек посещает кладбище и хочет поприветствовать умерших, то приветствует их, направившись лицом к кладбищу, и это мнение большинства ученых (джумхур), среди которых маликиты [«Маухиб уль-Джалиль» 2/237], шафииты [«аль-Мажму’» 5/286], ханбалиты [«аль-Мугни» 5/466].

Что же касается того, кто после приветствия делает ду’а за умерших, то все четыре имама единогласны в том, что поворачиваться при этом нужно в сторону Кыйблы, и ни в коем случае не делать ду’а повернувшись к могилам, чтобы со стороны это не выглядело так, что человек просит ду’а у умерших, а не за умерших.
Что же касается того, чтобы делать ду’а за себя, находясь в местах захоронений, то если это произошло случайно, проходя через эти места, или ду’а ограничена тем, что пришло в Сунне [Как это пришло в хадисе: «Я прошу за нас и за вас облегчения»], то в этом нет ничего страшного и это узаконено.

Если же человек стремится делать ду’а именно в этих местах, считая, что ду’а в этих местах принимается Аллахом лучше или быстрее, или награды за нее в этом случае больше, то это является нововведением, заблуждением и запретным убеждением.

Стремление к могилам для того, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой около них не пришло в священных контекстах ни в Коране, ни от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни в сообщениях от сподвижников, ни в книгах кого-либо из имамов общины. Никто из них не ходил к местам захоронений для того, чтобы обратиться к Аллаху. Это говорит о том, что это деяние новое, запретное и порицаемое в Исламе.

Сподвижники, их последователи, а также имамы общины не только не делали этого сами, но и порицали это. Сообщения об этом мы упоминали в разбросанном виде в разных главах книги.

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Множество ученых написало книги о достоинстве ду’а (мольбы), о тех временах и местах, в которых она получает ответ от Аллаха. И среди всех этих ученых не нашлось ни одного, кто хотя бы одной буквой упомянул, что мольба в местах захоронений лучше и достойнее. Праведные же предки отрицали это, а не подтверждали, запрещали это, а не приказывали». [«аль-Иктида» 2/728].

Чтение Корана у могил

Абу Хурайра [Шейх ‘Абдуррахман ибн Хасан привел этот хадис в «Фатх уль-Мажид» (с. 394) со слов Ибн ‘Умара, что является ошибкой] рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не превращайте ваши дома в кладбища, поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читается сура «аль-Бакара». (Хадис достоверный; Муслим 780).

Сказал Кады Абу Я’ля: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил дом, в котором не читается Коран с кладбищем, потому что Коран не читается на кладбище» [«ар-Риуаятейн уаль- уажхейн» 2/212].

Исходя из этого хадиса, а также из того, что ни от кого из сподвижников и их последователей не было известно чтение Корана на могилах, большинство ученых (джумхур) не разрешали читать Коран на могилах. Это мнение принадлежит также имаму Абу Ханифе [«Хашия аш-Шильби ‘аля Табйин иль-Хакаик» 2/246. Также об этом сказал имам Ибн Абиль-‘Изз в "Шарх 'Акыда ат-Тахауия", с. 534], Малику [«аль-Мадхаль» 3/ 263] и Ахмаду.
Более того, от имама Ахмада передается, что он сказал: «Чтение Корана на могиле – нововведение (бид’а)». [«Масаиль имам Ахмад риуаяту Исхак» 1/190].

Сказал Абу Хафс ибн Муслим аль-‘Абкари: «Более десяти человек передают от имама Ахмада, что чтение в местах захоронений – нововведение (бид’а)» [«ар-Риуаятейн уаль - уажхейн» 2/213].

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Что же касается имама аш-Шафи’и, то от него в этом вопросе вообще ничего не пришло. Это потому что такого вообще не делали в его времена. И сказал имам Малик: «Я не знаю никого, кто бы делал такое». Из этого становится ясно, что ни сподвижники, ни их последователи такого не делали». [«аль-Иктида» с. 182].

Что же касается хадисов о достоинстве чтения Корана в местах захоронений, то все они ложные!

‘Али ибн Аби Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто будет проходить мимо кладбища и прочитает суру «аль-Ихлас» одиннадцать (11) раз, а затем подарит награду от этого чтения умершим, тот получит награду в соответствии с количеством умерших». (Хадис выдуманный, ложный; Ибн уль-Джаузи в «аль-Мауду’ат» 3/239; см. «Ахкам уль-джанаиз» с. 245).

Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то войдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то похороненным на этом кладбище будет облегчено наказание в этот день, а ему запишется столько добрых деяний, сколько умерших захоронено на этом кладбище». (Хадис не имеет даже цепочки передатчиков и является ложным; см. «ад-Да’ифа» 3/397).

«Кто посетит могилу своих родителей или одного из них и прочитает около нее суру «Ясин», простятся ему его грехи». (Хадис ложный; см. «Файд уль-Кадир» № 8717). Также и чтение на могиле суры аль-Фатиха является нововведением. [См. «Тафсир уль-Манар» 8/268].

Обход вокруг могил (Тауаф)

Совершение тауафа (обхода) вокруг чего-либо с намерением совершения религиозного обряда запрещено и является одним из самых мерзких нововведений. Это потому что Всевышний Аллах выделил для обхода (тауафа) только Каабу и ничего более. Сказал Аллах: «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг Древнего Дома (Каабы)». (22: 29).

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «А обход (тауаф) вокруг чего-либо, кроме Каабы, одно из самых великих запретных нововведений. Тот, кто совершает тауаф вокруг чего-либо, кроме Каабы, как религиозный обряд, его приводят к покаянию, если же он не кается, то казнят». [«Мажму’ уль-Фатауа» 26/121]. Имеется в виду, что в странах мусульманского мира, такому человеку могут вынести смертный приговор, как вышедшему из религии (муртадд). Вынесение же смертного приговора и его исполнение является исключительной прерогативой правителя мусульманской страны.

О том, что обход (тауаф) узаконен только вокруг Каабы, говорили многие ученые. [См. «ар-Рауд уль-Мурби’» аль-Бахути с. 152; «Мажму’ расаиль иль-Кубра» 2/410; «аль-Идах филь-Манасик» имама ан-Науауи с. 160; «аль-Мадхаль» Ибн уль-Хадж 1/263; «аль-Амр биль-Иттиба’» ас-Суюти с. 125 и др.]

Сказал шафиитский факих Иззуддин Ибн Джамаъа (694-767 х/1294-1366 м) в книге «Хидаятус Салик» по поводу тавафа во круг могил: «Не дозволено по единогласию совершать таваф вокруг могилы Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, или вокруг какого-либо другого здания кроме Достопочтенной Каъабы. И нельзя совершать намаз на могиле Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, как совершается намаз на могиле другого мертвого (имеется в виду джаназа). Таково достоверное мнение у шафиитов и такое же мнение у ханафитов». Источник: Ибн Джамаъа: Хидаятус Салик: 1528. Дар Ибниль Джавзи: 1422.

Целование могилы или чего-либо с целью получить благодать (барака) или из обожествления и почета

При целовании черного камня во время совершения Хаджа, ‘Умар ибн уль-Хаттаб сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты всего лишь камень, который не приносит ни пользы, ни вреда. И если бы я не видел, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) целовал тебя, я бы не поцеловал тебя». (Сообщение достоверное; Бухари 1597; Муслим 3070; Ахмад 325).

Сказал имам Ибн Дакыйк аль-‘Ид: «В этом хадисе доказательство на желательность целования черного камня». [«аль-‘Удда» 3/347].

Из этого сообщения однозначно понимается, что причиной целования чего-либо в форме выполнения религиозного обряда, является приказ из Корана или Сунны. И если приказа на целование чего-либо, как, например, могилы, нет, то целовать это недозволенно.

Поэтому шейх уль-Ислам сказал: «Нет в этом бытие какого-либо предмета, целовать который было бы узаконено, кроме черного камня Каабы. Целование и дотрагивание разрешено только в отношении Каабы – Запретного Дома Аллаха, и нельзя уравнивать дом творений с Домом Творца». [«Мажму’ уль-Фатауа» 27/79].

Целование черного камня узаконено только для следования в этом пророку (да благословит его Аллах и приветствует), как один из элементов обряда Хаджа, а не потому, что этот камень обладает физической благодатью.

Также сказал имам Ибн уль-Кайим: «На лице земли нет такого предмета, который было бы узаконено целовать или дотрагиваться до него, кроме черного камня и йеменского угла Каабы». [«Зад уль-Ма’ад» 1/48].

Слова Ибн уль-Кайима означают, что до черного камня можно дотрагиваться, а также целовать, а что касается йеменского угла Каабы, то до него дотрагиваются, но целовать его не узаконено. [См. «аль-Фатауа» 26/121].

Все, что было упомянуто выше, касается целования и дотрагивания религиозного, имеется в виду совершение этого в форме религиозного обряда. Что же касается целования и дотрагивания бытового, то это разрешено вне всяких сомнений.

Исходя из этого, не разрешается целовать что-либо, желая приблизиться этим к Аллаху. Это относится также и к свитку Корана, не говоря уже о могилах и мавзолеях.

Постоянному Комитету был задан вопрос о положении целования свитка Корана, в ответ они сказали: «Хвала одному Аллаху, благословение и мир его посланнику, семье и сподвижникам, а затем: мы не знаем никакого довода на узаконенность целования мусхафа. Коран был ниспослан для чтения и размышления над ним, а также для его возвеличивания, и чтобы те, кому он ниспослан, поступали в соответствии с ним». [См. «Мажаллят уль-бухус иль-исламия», с. 45].

А что касается того, что передают от ‘Икримы ибн Аби Джахля о целовании им мусхафа, то это недостоверно. Это сообщение не приходит словами «поцеловал мусхаф», все что есть, это слова: «положил мусхаф себе на лицо и сказал «Слово моего Господа», повторив это трижды». (См. его биографию в «аль-Исаба» ибн Хаджара 5654, «Усдуль гъаба» 3741, «аль-Исти’аб» 1857, «Табакат» ибн Са’да (8/329), а также «Сафуа ас-Сафуа» ибн уль-Джаузи).

Некоторые из могилопоклонников не ограничиваются целованием могилы, или ее решетки, но делают то, что хуже этого – целуют землю вокруг могилы, считая, что физическая благодать похороненного в ней праведника, переходит и на эту земля также. [«Уафа уль-Уафа» ас-Самахуди 4/1406].

Целование могилы или тем более земли вокруг могилы, или же земли Иерусалима или мяча или кубка (как это делают футболисты), или денег (как это делают торговцы), все это является следствием неправильных убеждений. Этим своим действием они хотят либо возвеличить этот предмет, либо перенять его благодать, либо и то и другое.

Дотрагиваться до могилы и тереться об нее

Также одним из распространенных явлений, которые происходят в подобных местах – обтирание об могилы праведников или предков, а также об решетки или постройки над могилами. Все это в надежде получить выздоровление от какой-либо болезни. Также некоторые берут «благодатную» почву с собой, чтобы воспользоваться ее благодатью могли также и родственники.

Сказал Хафиз аль-Хаками: «Используют они эту почву по-разному: кто-то берет ее и обтирает ею свою кожу, кто-то валяется в этой пыли словно животное, кто-то растворяет ее в воде, затем обливается ею, а кто-то даже пьет эту воду. И все это является следствием убеждений о том, что праведник, захороненный в этой могиле, способен приносить пользу и наносить вред. Затем они решили, что благодать переходит также и на почву вокруг его могилы». [«Ма’ариж уль-Кабуль» 1/373].

Также из того, что делают в основном женщины, является то, что они обтирают гробницу платками и одеждой, после чего обтирают этими платками свои головы и головы своих детей. После этого они не стирают эти платки для того, чтобы обтереть ими остальных членов своей семьи, которые не смогли посетить могилу этого праведника (по уважительной причине!).

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Что касается обтирания об могилу, кому бы эта могила не принадлежала, или целование ее, то это запрещено по единогласному мнению мусульман. И если бы это было разрешено, это делали бы сподвижники и имамы общины. Более того, это является проявлением многобожия, особенно если все это сопровождается мольбами к умершему и взываниями к нему». [«Мажму’ уль-Фатауа» 27/91].

Многое из вышеупомянутого можно увидеть при посещении могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Многие, из своего невежества, пытаются целовать ограждения могилы, тереться об них, прислонять к ним живот, спину и щеки, или даже просто пристально смотреть на эти ограждения для получения благодати.

Что же касается того, что люди прислоняют лица, грудь и руки к Каабе (конкретнее к месту, которое называется «мультазам» – между дверями Каабы и черным камнем), то это не относится к обтиранию об Каабу, но это делается для проявления униженности перед Аллахом Всевышним. Сама Кааба тоже не обладает физической благодатью и не передает ее, поэтому не узаконено дотрагивание ни до каких ее частей, кроме черного камня и йеменского угла. Направляются же к ней не для того, чтобы возвеличить ее, а для того, чтобы возвеличить Всевышнего Аллаха, выполняя Его приказ. Сказал Аллах: «Люди обязаны перед Аллахом совершить Хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». (3: 97).

Поэтому нельзя искать благодати у одеяния Каабы, что является нововведением, а тем более просить Каабу о чем-либо и делать ей ду’а, что является большим многобожием.

Ибн ‘Аббас рассказывал, что он делал обход (тауаф) вокруг Каабы вместе с Му’авией. Му’авия начал дотрагиваться до всех углов Каабы, после чего Ибн ‘Аббас сказал ему: «Зачем ты делаешь это, ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не делал этого?» На что Му’авия ответил: «Этот Дом заслуживает того, чтобы не избегали ни одну из его сторон». Тогда Ибн ‘Аббас сказал ему: «И был для вас в посланнике Аллаха хороший пример». Му’авия сказал: «Ты прав», после чего перестал это делать. (Хадис достоверный; Тирмизи 858).

Чтение проповеди (хутбы) в местах захоронений

Чтение проповеди в местах захоронений при посещении могил также является порицаемым нововведением, на которое нет указаний в Сунне. Доводом на это служит то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не собирал людей в местах захоронений и не читал там проповедей. Напротив, все, что делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), это приветствовал умерших, делал за них ду’а и сразу уходил.

Сказал Аллах: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!». (4: 115).