Религиозно-правовое заключение о посте беременной женщины и кормящей матери

Религиозно-правовое заключение о посте беременной женщины и кормящей матери

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Кормящие матери и беременные могут быть в двух положениях:

Первое: пост никак не вредит женщине, ей не тяжело его соблюдать, и она, соблюдая пост, не боится за своего ребенка. В этом случае она обязана поститься и ей запрещено разговляться.

Второе: женщина боится за себя или своего ребенка, ей очень тяжело соблюдать пост. В этой ситуации она может разговляться и в будущем возместить пропущенные дни поста. В подобной ситуации разговение предпочтительнее, а пост – нежелателен /макрух/. Некоторые ученые даже говорили, что если женщина опасается за своего ребенка (за свой плод), то пост ей запрещен, и она обязана разговеться.

Ученые разногласили о хукме (религиозно-правовом решении — прим. пер.) оставления поста для беременной и кормящей грудью женщины. И в этом вопросе есть несколько мнений:

1. Они обязаны лишь возместить пропущенные дни, и это мазхаб имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Из числа сподвижников это мнение высказал `Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах).

2. Если они (оставили пост), побоявшись за своё здоровье, им нужно только возместить пост, а если они побоялись за своего ребёнка, то им нужно возместить пост и накормить бедняка за каждый (пропущенный) день. Это мазхаб двух имамов: Аш-Шафи` и Ахмада, а аль-Джассас передал это от Ибн `Умара (да будет доволен Аллах ими обоими).

3. Им нужно лишь накормить бедняков, и не нужно возмещать пропущенные дни. Из сподвижников это мнение высказал `Абдуллах ибн `Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими). Также, это мнение передал Абу Кудама в аль-Мугни [3/37], от ибн `Умара (да будет доволен Аллах ими обоими).

Между законоведами нет разногласий относительно того, что беременным и кормящим женщинам разрешено не поститься, если они боятся за своё здоровье или здоровье своих детей. Ибн аль-Каттан сказал: «Все [богословы] единодушны в том, что беременной женщине, которая боится за свой плод, и кормящей, которая боится за своего ребёнка, разрешено не поститься» [Аль-Икна‘ фи масаиль аль-иджма‘. Т. 1. С. 230]. Однако они разошлись во мнениях относительно того, как они должны возмещать пропущенный пост.

Ханафиты считали, что беременным и кормящим женщинам достаточно просто возместить пропущенные дни после рамадана. Аль-Касани пишет: «Что же касается беременных и кормящих, которые боятся навредить своим детям, то им разрешено не поститься в соответствии со словами Всевышнего: «А тот, кто болен или находится в пути, [пусть постится] столько же дней в другое время». (сура 2 «Корова», аят 185). Мы уже разъясняли, что в данном случае не имеется в виду сама болезнь, так как больной, которому пост не причиняет вреда, не имеет права не поститься. Под болезнью здесь подразумевается всё, что наносит вред во время поста. Поскольку в данном случае вред имеет место, то разрешение не поститься касается также беременных и кормящих. <…> Они обязаны возместить пост и не обязаны совершать искупление по нашему мнению» [Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 2. С. 97].

Этого мнения также придерживались ‘Ата ибн Абу Рабах, аль-Хасан аль-Басри, ад-Даххак, Ибрахим ан-Наха‘и, Са‘ид ибн Джубайр, аз-Зухри, Раби‘а, аль-Ауза‘и, ас-Саури, Абу ‘Убайд, Абу Саур и некоторые шафиитские богословы. Они опирались на слова Всевышнего: «А тот, кто болен или находится в пути, [пусть постится] столько же дней в другое время». Это значит, что пропустившему пост по причине болезни приказано только возместить его. Тот, кто добавляет к возмещению искупление, делает добавление к священному тексту, что позволительно только при наличии доказательства, а в данном случае Всевышний не приказал больному ничего, кроме возмещения.

Другой аргумент в пользу этого мнения — слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Великий и Могучий Аллах освободил путника от половины молитвы и освободил путника, беременную женщину и кормящую женщину от поста» (Абу Давуд 2408, ан-Насаи 2315, Ибн Маджа 1667 и ат-Тирмизи 715). Законоведы единодушны в том, что путники обязаны только возместить пропущенные дни поста, а раз беременные и кормящие женщины упомянуты вместе с ними в одном контексте, они тоже должны только лишь возместить пропущенные дни.

По мнению шафиитов и ханбалитов, беременные и кормящие женщины, опасающиеся за своё здоровье, обязаны просто возместить пост. Если же они опасаются за здоровье своих детей, то они обязаны, помимо возмещения поста, накормить бедняка за каждый пропущенный день. Ибн Кудама пишет: «Если беременная или кормящая женщина опасается за себя, то она имеет право не поститься и обязана только лишь возместить пост. Мы не знаем разногласий между учёными по этому вопросу, так как они находятся в положении больного, опасающегося за себя. Если же они боятся за своих детей, то не обязаны поститься, но должны возместить пост и накормить бедняка за каждый [пропущенный] день» [Мугни. Т. 3. С. 149].

В качестве доказательства они приводят слова Всевышнего: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка». (сура 2 «Корова», аят 184). Как известно, когда был ниспослан данный аят, тем, кому пост был в тяготу, разрешалось не поститься, но вменялось в обязанность накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Потом Всевышний Аллах отменил это положение, но оно осталось действительным для пожилых, которые не способны поститься, для тех, у кого имеются хронические заболевания и нет надежды на излечение, а также для беременных и кормящих, которые сами по себе способны поститься, но это отягощает их по причине опасения за своих детей. [Ибн Касир. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘азим. Т. 1. С. 367.]

Маликитские богословы считали, что беременная женщина должна только возместить пост, так как она подобна больному, ибо плод в утробе является частью матери и опасение за него равноценно опасению за себя. Однако кормящая женщина, опасающаяся за своего ребенка, обязана, по их мнению, возместить пост и накормить бедняка за каждый пропущенный день [Ибн ‘Абд аль-Барр. Кафи. Т. 1. С. 340]. По мнению некоторых маликитов, кормящая женщина освобождается от поста, только если ребенок не питается ничем, кроме материнского молока, и у семьи нет возможности нанять ему кормилицу [Хашия ад-Дасуки ‘аля аш-Шарх аль-кабир. Т. 1. С. 535-536].

Есть ещё одно мнение, согласно которому беременные и кормящие женщины должны только накормить бедняка за каждый пропущенный день и не обязаны возмещать пост, независимо от того, опасаются ли они за себя или за своих детей. Этого мнения придерживались ‘Абдаллах ибн ‘Умар, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас и Са‘ид ибн Джубайр. Они основывались на словах Всевышнего: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка». (сура 2 «Корова», аят 184).

Ибн ‘Аббас сказал: «Если беременная женщина боится за себя, а кормящая — за своего ребенка, то они не должны поститься, а должны накормить бедняка за каждый день и не обязаны возмещать пост» [Джами‘ аль-баян. Т. 3. С. 427]. Также сообщается, что однажды Ибн ‘Аббас увидел свою беременную или кормящую невольницу и сказал: «Ты подобна тому, кому в тяготу поститься. Ты должна накормить бедняка за каждый день и не должна возмещать пост». Ад-Даракутни (2384) назвал это сообщение достоверным.

Са‘ид ибн Джубайр рассказывал, что Ибн ‘Умар сказал: «Беременная и кормящая женщины не постятся и не возмещают пост». Ад-Даракутни (2385) назвал это сообщение достоверным. Также сообщается, что как-то раз беременная жена Ибн ‘Умара спросила его о том, как она должна поступить, и он ответил: «Не постись. Накорми за каждый день по бедняку и не возмещай [пост]» (ад-Даракутни 2388). В другом сообщении говорится о том, что дочь Ибн ‘Умара, которая была замужем за одним курайшитом, испытывала жажду в рамадане, будучи беременной, и он велел ей не поститься и накормить бедняка за каждый пропущенный день (ад-Даракутни 2389).

Данное мнение предпочтительнее других по нескольким причинам:

Во-первых, нам неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников высказывал по данному вопросу мнение, отличное от мнения Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, и есть большая вероятность того, что данная ими фетва восходит к самому Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Утверждать это с абсолютной уверенностью мы не можем, но суждение авторитетнейших сподвижников, даже если оно опирается на их собственный иджтихад, в любом случае предпочтительнее, чем слова других улемов.

Во-вторых, это мнение соответствует духу Шариата, поскольку облегчает выполнение религиозных заповедей для тех категорий верующих, которые нуждаются в облегчении. Известно, что женщина носит ребенка во чреве приблизительно девять месяцев и по этой причине она не может поститься. После родов она порой не может возместить пост до наступления следующего рамадана по причине послеродовых кровотечений и кормления, которое может длиться длительное время. Случается, что в этот период женщина снова беременеет, из-за чего у неё накапливается большая задолженность по посту, а в соответствии с правилами шариата трудность требует облегчения.

В-третьих, это мнение учитывает интересы бедняков, которых требуется накормить вместо возмещения поста.

Что же касается совмещения кормления бедняков с возмещением поста, то мнение на этот счёт слабое, потому что неправильно обязывать человека сразу двумя видами возмещения. Помимо того, что это мнение не подтверждается ясными текстами, так оно ещё применяется к людям, которые более других заслуживают облегчения в данном вопросе. Ведь если путнику, не испытывающему никакого дискомфорта в пути, разрешено не поститься и всего лишь возместить пост, то как можно обязывать женщину возмещать пост и кормить бедняков, притом что она испытывает бóльшие трудности во время беременности и кормления, да к тому же не ради самой себя?! Подобное противоречит духу исламской религии, религии великодушия, милосердия и облегчения.

Таким образом, становится ясным, что беременная и кормящая женщины могут не поститься, если они опасаются за своё здоровье или здоровье ребёнка, и обязаны накормить бедняка за каждый пропущенный день. Разрешается кормить по одному бедняку каждый день по завершении дня поста. Также разрешено накормить 29 или 30 бедняков (в зависимости от продолжительности месяца) после окончания рамадана. Сообщается, что когда Анас ибн Малик стал не в состоянии поститься, он приготовил похлёбку и накормил ею досыта тридцать бедняков (ад-Даракутни 2390). Большинство законоведов считают, что неправильно кормить заранее за те дни рамадана, которые ещё не наступили, так как пост в эти дни ещё не стал обязанностью человека.

Вместо непосредственно кормления также разрешается раздать беднякам продукты. В этом случае следует давать один мудд (примерно 510 г) продуктов за каждый пропущенный день. Разрешается дать каждому бедняку по одному мудду или дать несколько муддов одному из них. Нафи‘ рассказывал, что у Ибн ‘Умара спросили о беременной женщине, опасающейся за своего ребёнка, и он сказал: «Пусть она не постится и накормит за каждый день одного бедняка муддом пшеницы» (аш-Шафи‘и 1/266, аль-Байхаки 4/230, Малик 1/308/52). А Аллах знает лучше.

Более расширенный ответ по этому вопросу

В связи с разногласиями, существующими вокруг восполнения поста пропущенного по причине беременности или кормления грудью, многих мусульманок интересует вопрос, чем обязана беременная и кормящая грудью? Обязаны ли они поститься или нет, и необходимо ли им возмещать пост в том случае, если они его пропустили.

С соизволения Аллаха эти вопросы будут рассмотрены с приведением доводов всех сторон:

О том, что беременная и кормящая грудью могут при необходимости прервать пост

От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста». ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани.

Беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод, за пропажу или нехватку молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Однако, если они способны поститься, не опасаясь за все вышеперечисленное, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» (аль-Бакъара 2: 184).

Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: “Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сказал ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.

Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.

Таким образом, беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие.

Примечание: Если у беременной женщины происходит выкидыш в стадии формирования у плода различных частей тела, таких как голова или руки, то подобный случай рассматривается как ан-нифас (послеродовое кровотечение), и женщина не постится. Если же выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то в отношении женщины применяются положения, связанные с истихадой (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/224.

Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и кормления грудью?

Относительно данного вопроса среди ученых существует пять известных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик говорил: “Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.

Рассмотрим подробно мнения всех сторон:

Первое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/402. Однако некоторые шафи‘иты и ханбалиты считали, что если они не постятся, опасаясь за себя, то они должны просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.

Второе мнение состоит в том, что беременная только возмещает пропущенные дни поста, а кормящая грудью возмещает пост и кормит за каждый пропущенный день одного бедняка. Это одно из мнений имама Малика и многих шафи‘итов. См. «аль-Маджму’» 6/273. Но имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузи сказал: “Мы не знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость объединять оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме имама Муджахида”. См. “аль-Истизкар” 3/364.

Третье мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью просто обязаны возместить пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это мнение Абу Ханифы, аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу ‘Убайда. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/446. Также этому мнению отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин. Они говорят, что основа в шариате Всевышнего – это обязанность соблюдать пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и кормящим грудью, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с этим они обязаны возместить пропущенные дни поста так же, как и любой, кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине. Также их доводом являются следующие аналогии: Хадис: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».
Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост. Также они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан возместить пост.

Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари. См. “аль-Мухалля” 6/263, “Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уаль-хамиль” 138. Их мнение основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть дозволенность на несоблюдение поста по причине кормления грудью или беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только пяти категориям людей, а это: путник, больной, сознательно вызвавший рвоту, женщина у которой месячные или послеродовое кровотечение. Упомянув это, Ибн Хазм сказал: “Ни один человек не имеет права обязывать тем, на что не пришел текст из Корана или Сунны, или на что нет единогласного мнения (аль-иджма’)”, после чего он прочитал следующий аят: «А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе». (ат-Талякъ 65: 1).

И пятое мнение состоит в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнением, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, а также за ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани. См. “аль-Имам би ахками-ссыям” 300-301, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125. Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка». (аль-Бакъара 2: 184) сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: “Установлено кормление одного бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост , а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей)”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. Ибн ‘Аббас также говорил: “Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, и они не должны возмещать свой пост”. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.
Также сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал беременной женщине: “Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. Также сообщается, что однажды Ибн ‘Умар, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: “Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост”. Нафи’ рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и своей беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20. Так же говорили такие известные имамы из числа последователей (таби’ун), как Са’ид ибн Джубайр и Къатада: “Не постится беременная, которая опасается за свое дитя и не постится кормящая грудью, которая опасается за свое дитя. Они должны за каждый пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост”. ‘Абдур-Раззакъ 7555, 7556.

Вывод:

Мы для себя видим, что из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее аргументированным является пятое мнение, заключающееся в том, что беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.

Это мнение посчитали самым сильным по следующим причинам:

Во-первых, оно является мнением сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше других знали о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.

Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.

В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.

В-четвертых, даже если это мнение основывается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более что нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Так же как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.

Однажды Са’ида ибн аль-Мусайиба спросили о его мнении в каком-то вопросе, и он сказал: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и моему мнению не должно быть места среди них!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.

Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не является следствием его иджтихада и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является шариатским доводом, который необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относительно этого правила все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны, кроме тех, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые крайние ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.

Имам Абу Ханифа говорил: “Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его спросили: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сказал: “Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его опять спросили: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.

Ибн Мас’уд говорил: “Не подражай слепо в своей религии людям, но если тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не живым!” аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.

Разъяснение некоторых сомнений:

Ответ на третье мнение и аналогию в сравнении беременной и кормящей грудью с путником или больным: Во-первых, на возмещение поста путниками и больными указывает сам Аллах, сказавший: «А тот, кто болен или находится в пути, то пусть поститься число других дней». (аль-Бакъара 2: 185). Однако на то, что кормящая грудью и беременная обязаны возместить свой пост, нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.

Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упоминаются наряду с путником и аналогия на то, что исходя из этого, им следует возмещать свой пост, то правильность этой аналогии сомнительна. Смысл того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наряду с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но даже если из этого хадиса провести аналогию между путником с одной стороны и беременной или кормящей грудью с другой, то можно сказать: Ведь путник, который сокращает в пути молитву, совершая их по два рак’ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Точно также можно сказать, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей грудью не указывает на то, что они обязаны возмещать свой пост. См. “Ахкаму-нниса” 37, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.

Ответ на четвертое мнение, что беременным и кормящим грудью не следует ни возмещать пост, ни кормить бедняка состоит в том, что это мнение можно было бы принять в случае отсутствия противоречащих ему указаний от сподвижников. То, что они передают о кормлении бедняка и не возмещении поста беременными и кормящими грудью не просто их мнение, а имеет положение «марфу’», т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн ‘Аббас пошел в противоречие остальным сподвижникам, посчитав, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), не является отмененным.

Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность пост, Он разрешил им либо поститься, либо кормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка». (аль-Бакъара 2: 184).

Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категоричного повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка. Впоследствии Аллах обязал постом каждого, кто способен поститься, сказав: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!», и сказав: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (аль-Бакъара 2: 184, 185). История об этом передается в хадисах от многих сподвижников, среди которых Ибн ‘Умар, Му’аз и Зайд ибн Аслям. См. “Сыфату-ссаум ан-наби” 82.
Однако дело в том, что и Ибн ‘Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: “Что касается веления кормить бедняка, то оно было отменено аятом: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (аль-Бакъара 2: 185). Однако установлено для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей), кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Таким образом нам стало ясно, что между Ибн ‘Аббасом и другими сподвижниками не было никаких разногласий относительно отмены аята о кормлении бедняка, и видим, что ему было известно об этом как и другим, однако вместе с этим он указывает на исключение из общего положения, а именно в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.

Также это подкрепляется хадисом Му’аза ибн Джабаля, который рассказывал: “Что касается поста, то когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он постился по три дня каждый месяц и в день ‘Ашура. Затем Аллах вменил ему в обязанность пост Рамадана, сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас». (аль-Бакъара 2: 183). Затем Аллах ниспослал другой аят: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (аль-Бакъара 2: 185). И Аллах утвердил пост для здорового человека и сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление бедняка для старого человека, который неспособен соблюдать пост”. Абу Дауд 507, Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.

Мы видим, что Му’аз также делает исключением старого человека из общего веления поститься. А в том, что неспособный поститься старый человек не соблюдает пост, а кормит за каждый день одного бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое можно отнести к беременным и кормящим грудью, поскольку об их исключении из общего положения говорил Ибн ‘Аббас. Также и Ибн ‘Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята, говорит о том, что беременные и кормящие грудью должны кормить бедняка, а не возмещать пост.

Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отменены, однако они не отменены в отношении старого человека, которому тяжело поститься, беременной, а также кормящей грудью женщины. Сообщения от сподвижников об отмене аята дозволяющего замену поста кормлением бедняка являются обобщенными, а сообщения о старом человеке, беременной и кормящей грудью конкретизируют и делают исключение из обобщенного веления. Имам аль-Къуртуби сказал: “Достоверно передается от Ибн ‘Аббаса, что этот аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых категорий людей (старого человека, беременной и кормящей грудью). И первое мнение, что этот аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором есть исключение”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/126. Подобное исключение из общего повеления не мог сделать никто из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате. См. “аль-И’лям” 1/35, “аль-Мууафакъат” 3/118.

Как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас могли говорить беременным или кормящим грудью: “Вы из числа тех, «которые способны поститься с трудом»", тогда как они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята?! Только в том случае, если в Сунне пришло исключение для беременных или кормящих грудью так же, как и для старого человека, которому трудно поститься.

Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем Тафсире сказал: “Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. ‘Али сказал: «Беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка». Ибн ‘Аббас сказал: «Они не должны возмещать, а должны кормить бедняка». Ибн ‘Умар сказал: «Они должны и кормить бедняка, и возмещать пост»”.

Однако имам не упомянул иснад (цепочку передатчиков) этих сообщений. Есть сообщения с иснадом, что Ибн ‘Умар считал, что беременная и кормящая грудью должны и возмещать пост, и кормить бедняка, однако эти иснады недостоверны от него. Достоверно же от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. См. “аль-Истизкар” 3/365.

А сообщений от ‘Али с иснадом вообще отсутствуют. Но даже если сообщение от ‘Али: «Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка» и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн ‘Аббаса, которое имеет положение марфу’ и словам: «Установлено»!
На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противоречил Ибн ‘Аббасу и Ибн ‘Умару в этом вопросе, о чем сообщил имам Ибн Къудама. См. “аль-Мугъни” 3/21.

Подытоживая все вышесказанное, следует еще раз отметить, что сообщения от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара по поводу поста беременной или кормящей грудью имеют положение марфу’ (то, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха). И среди ученых мухаддисов нет разногласий, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые, толкуя Коран, указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут равнозначно противостоять ни аналогия, ни слова ученых опирающихся на иджтихад. Это мнение является самым аргументированным и справедливым из всех существующих.

Чем следует кормить бедняка?

Старый человек, беременная и кормящая грудью одинаковы в отношении кормления бедняка. Они должны накормить за каждый пропущенный ими день поста одного бедняка половиной са’ (примерно 1,5 кг.) или одним муддом еды (примерно 700 гр.).

Ибн ‘Аббас сказал: “Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит бедняка за каждый день одним муддом еды”, в другой версии сказано: “Кормит половиной са’ пшеницы”. ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Ируауль-гъалиль” 4/18.

От Малика сообщается, что Нафи’ передал от Ибн ‘Умара , который на вопрос поста беременной, которая опасается за своего ребенка, сказал: “Она не постится и кормит за каждый день бедняка одним муддом пшеницы”. аль-Байхакъи 4/230. Иснад достоверный.

Сообщается, что “когда Анас ибн Малик состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех”. ад-Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Имам аль-Бухари сказал: “Если старый человек неспособен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас, который, после того как состарился, за каждый день кормил бедняка мясом и хлебом”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/345.

Таким образом, можно как накормить бедняка приготовленной едой, так и раздавать беднякам еду в сыпучем виде в размере 1.5 кг.

Также можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце. См. “Фатауа Ибн Баз” 15/203.

Если же человек не имеет возможности кормить бедняка, то с него снимается эта обязанность. Имам Ибн Къудама говорил: “Если старик или старуха не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара 2: 286)”. См. “аль-Мугъни” 4/396.

То же самое относится и к беременным, и кормящим грудью, которые не имеют возможности накормить бедняка за пропущенный пост.

И в заключение воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!