Религиозно-правовое решение о том, кто забыл возместить пропущенные дни поста, и наступил следующий рамадан

Хвала Аллаху Господу миров.
Ученые единодушны в отношении того, что забывание является оправданием, и что в такой ситуации человеку не записывается грех, и он не будет держать ответ за это. Забывание является оправданием во всех нарушениях. На это указывают многочисленные доводы из Корана и Сунны. Однако ученые придерживались разного мнения в отношении последствий нарушений, совершенных из-за забывчивости: снимаются последствия нарушений с человека или нет, например, искупление /фидья/ или подобное.
Что касается конкретно вопроса о забывании возместить пропущенные дни поста до наступления следующего рамадана, то ученые единодушны в том, что человек должен будет возместить их после рамадана, и что из-за забывания возмещение не отменяется, а ответственность с человека не снимается.
Но они расходились во мнениях относительно того, требуется ли искупление /фидья/ — кормление бедных — наряду с возмещением или нет. По этому вопросу есть два мнения.
1. Первое мнение гласит, что фидья не требуется, потому что забывание является оправданием, из-за которого с человека снимается и грех, и искупление /фидья/.
Это мнение большинства шафи‘итов и части маликитов. См.: «Тухфату-ль-Мухтадж» Ибн Хаджар аль-Хайтами (Т. 3 С. 445); «Нихайяту-ль-мухтадж» (Т. 3. С. 196), «Минаху-ль-Джалил» (Т. 2. С. 154); «Шарх мухтасари Халиль» (Т. 2 С. 263).
2. Второе мнение — фидья требуется, потому что забывание является оправданием, но с человека снимается только грех.
Таково было мнение аль-Хатыбу-ш-Ширбини среди шафи‘итов, который сказал в «Мугни-ль-Мухтадж»: «Очевидно, что из-за этого с человека снимается грех, но не фидья» Мугни-ль-Мухтадж. Т. 2. С. 176. Об этом также заявили некоторые маликиты. См.: «Мауахибу-ль-Джалиль шарх мухтасари Халиль» (Т. 2. С. 450).
Более правильным является первое мнение, если пожелает Аллах, по трем причинам:
1. Общее значение аятов и хадисов, в которых говорится, что люди не несут ответственности из-за забывания. Всевышний Аллах сказал:
رَبَّنَالَاتُؤَاخِذْنَاإِنْنَسِينَاأَوْأَخْطَأْنَا «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись». Коран. Сура «Корова» 2:286.
2. За основу берется принцип отсутствие искупления, поэтому нельзя утверждать об обязанности искупления или фидья без сильного доказательства. А по этому поводу нет сильного доказательства.
3. Изначально по поводу обязательности фидьи есть разногласия, даже в отношении того, кто намеренно отложил возмещение пропущенных дней поста. Ханафиты и захириты считали, что возмещение не обязательно. Шейх Ибн ‘Усаймин считал, что фидья только желательна /мустахабб/. Потому что о законности искупления по Шариату нет доводов, кроме действий некоторых из сподвижников. Однако это не достаточно для того, чтобы обязывать других давать фидья, не говоря уже о тех, кто имеет оправдание, которое Аллах сделал извиняющей причиной /‘узр/.
Таким образом, человек должен только возместить пропущенные дни поста, и он не обязан искуплять свои действия /фидья/. Он должен только возместить эти дни после рамадана.
И Аллах знает лучше.
Должен ли возмещать пропущенные дни поста в рамадан тот, кто не постится в рамадан, не имея для этого извиняющей его причины, или оставляет пост намеренно?
Пост в месяц Рамадан один из столпов Ислама, и мусульманин не должен оставлять пост, если у него нет для этого уважительной по Шариату причины.
Единодушное мнение ученых гласит, что тот, кто оставляет пост в рамадан, имея извиняющую его причину, например, больной, путник или женщина во время менструации, должен возместить пропущенные дни поста, так как Всевышний Аллах сказал:
وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время[1].
Если же человек намеренно разговелся в Рамадан из-за своей нерадивости, даже если это всего один день, если он изначально не имел намерение поститься или без причины разговелся после того, как начал пост, то он совершил один из больших грехов, а посему должен в первую очередь покаяться.
Большинство ученых считало, что в дополнении к этому он обязан возместить пост тех дней, в которые разговлялся. Некоторые ученые даже передавали единогласное мнение /иджма‘/ ученых по этому поводу.
Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: Вся мусульманская община единодушна по этому вопросу, и это передается от ученых, что человек, намеренно не постившийся в Рамадан, но верящий в обязательность поста, однако оставляющий пост намеренно, а после покаявшийся в своем поступке, должен возместить свой пост[2].
Ибн Кудама аль-Макдиси сказал: Мы не знаем разногласия по этому вопросу, потому что пост остается на совести человека, и этот долг невозможно вернуть без его возмещения. И если он не вернул его, то он будет числиться за ним[3].
В Фетвах Постоянного Комитета сказано:
Если кто-то оставляет пост, отрицая его обязательность, то он считается неверующим по единодушному мнению. Если же человек оставляет пост из лени или нерадивости, то неверующим он не является, но из-за оставления одного из столпов Ислама, в отношении обязательности которого все единодушны, он пребывает в огромной опасности. Такой человек заслуживает такого наказания и воспитания от правителя, которое бы сдержало самого человека, а также тех, кто похож на него. Некоторые ученые даже считали, что подобный человек становится неверующим. Этот человек должен покаяться Всевышнему Аллаху и наряду с этим возместить пропущенный день поста[4].
Шейху Ибн Базу задали вопрос: Что Шариат говорит о человеке, который разговелся в Рамадан без извиняющей его причины, ему примерно 17 лет, и у него не было извиняющей его причины. Что ему делать? Должен ли он возместить посты?
Он ответил: «Да, он обязан возместить пропущенные дни, а также он должен покаяться Аллаху, пречист Он и возвышен, за свое нерадивость и разговение в Рамадан.
Что касается слов, которые, как передается, сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Тот, кто разговелся в Рамадан без извиняющей причины, и не будучи больным, не возместит пост на протяжении сотни лет, даже если будет поститься", то это слабый и неясный хадис, как сказали ученые, и он - недостоверен»[5].
Некоторые ученые считали, что человек, оставивший пост в Рамадан намеренно, не возмещает его, но многократно соблюдает добровольный пост. Это мнение мазхаба захиритов, и его считал верным Ибн Таймия и Ибн ‘Усаймин.
Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: Мазхаб захиритов или мнение их большинства состоит в том, что нет возмещения тому, кто намеренно оставил пост. Это мнение передается от ‘Абд ар-Рахмана, ученика аш-Шафии в Ираке, а также от сына дочери аш-Шафии. Этого же мнения в отношении поста и молитвы придерживался Абу Бакр аль-Хумайди: если человек оставил их намеренно, то возмещения их недостаточно. Подобные слова встречаются и у группы наших (т. е. ханбалитов) ученых-предшественников, среди которых: аль-Джаузджани, Абу Мухаммад аль-Барбахари и Ибн Батта[6].
Шейх Ибн Таймия сказал: Человек, оставивший пост или молитву намеренно, не возмещает их, и это не будет верно[7].
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: Если же он оставил пост изначально без извиняющей причины, то верное мнение гласит, что он не обязан возмещать его, так как это не принесет ему никакой пользы, так как у него это не будет принято. Правило гласит, что каждое поклонение, ограниченное определенным временем и отложенное без извиняющей причины, оно не будет принято[8].
Таким образом, если человек намеренно оставил пост в какой-либо из дней Рамадана, он обязан возместить его, как гласит мнение большинства ученых. Но есть ученые, которые считали, что возмещение здесь верным не будет, так как время поклонения уже вышло. Однако мнение большинства ученых более верно, так как поклонение остается долгом человека, который может быть возвращен только совершением этого поклонения.
А Аллах знает лучше.
______________________________________
[1] Коран. Сура Корова 2:185.
[2] Ибн ‘Абд аль-Барр. Аль-Истизкяр. Т. 1. С. 77.
[3] Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 4. С. 365.
[4] Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 10. С. 143.
[5] Ибн Баз. Фатауа нурун ‘аля-д-дарб. Т. 16. С. 201.
[6] Ибн Раджаб. Фатху-ль-Бари. Т. 3. С. 355.
[7] Ибн Таймия. Аль-Ихтиярату-ль-фикхия. С. 460.
[8] Ибн ‘Усаймин. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 19. С. 89.