Разум в сердце, или его место — головной мозг?

Разум в сердце, или его место — головной мозг?

الشيخ عبد المحسن العبيكان: هل العقل في القلب أم في الدماغ، وكيفية حل مشكلة عملية زرع القلوب

Полезные выдержки из ответа шейха Абдульмухсина аль-Убайкана

Шейх сказал: «Вся хвала Аллаху, после раздумий над этим мне стало ясно, что нет здесь сложности в понимании и нет противоречия, независимо от того скажем ли мы, что разум в сердце, или скажем, что разум в головном мозге. Потому что органы тела не двигаются и не выполняют какую-либо функцию, кроме как с присутствием души, которая и приводит их в действие. И не может сердце разуметь, кроме как с присутствием души. Именно душа — это основа, которая делает так, что сердце разумеет или не разумеет, а сердце — это просто инструмент, приводимый в движение душой.

Таким образом, не имеет значения замена органа, такого как сердце, если все еще есть душа, душа этого человека, ведь именно к ней в действительности относится (всякое) дело. Она приводит в движение каждый орган для выполнения им определенных функций: ногу для ходьбы, язык для произнесения чего-либо, глаз для созерцания, ухо для слышания и так далее. А без присутствия души эти органы ничего не стоят. И когда пересаживают сердце одного человека другому, то оно становится сердцем того, кому его пересадили, и невозможно сказать: «Это — Зейд, а его сердце — сердце Амра». И не говорится: «У этого человека разумное сердце». — Но говорится: «Этот человек — разумный, а этот — сумасшедший». — Т.е. разум относится к человеку, а не к его сердцу.

И после этого я ознакомился со словами шейх уль-Ислама Ибн Таймии, да помилует его Аллах, из которых может быть понято именно это. Мы предоставляем их уважаемым читателям, как и слова обладателей знания о разногласии в том, в сердце разум или в головном мозге».

И из слов шейха уль-Ислама Ибн Таймии, которые привел шейх Абдульмухсин:
«А что касается его слов: «Где место разума в нем (в человеке)?» — То разум относится к душе человека, которая и разумеет. А что касается тела, то он (разум) связан с сердцем, как сказал Всевышний: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь?» И спросили у Ибн Аббаса: «Как ты получил знания?» Он ответил: «Вопрошающим языком и разумеющим сердцем».

Однако, под словом «кальб» (сердце, сердцевина) может подразумеваться орган конусообразной формы, находящийся в левой стороне тела, внутри которого есть черный сгусток, как передано в двух достоверных сборниках от пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, в теле есть орган, если будет он праведным, то станет праведным для него и все остальное тело, а если будет он испорченным, то станет испорченным для него и все остальное тело».

И может подразумеваться под словом «кальб» то, что внутри человека в общем. Ведь сердцевина чего-либо — это его внутренность, как, например, сердцевина семечки, жемчужины, ореха и тому подобное. И отсюда название колодца словом «калиб», потому что он выпускает наружу свою «сердцевину», т.е. то, что у него внутри. Теперь, если под словом «кальб» подразумевается это значение, то разум так же связан и с головным мозгом (человека). Поэтому говорят: «Разум — в головном мозге». — Как это говорят многие врачи, и как это передано от имама Ахмада. И говорят многие из его (Ахмада) соратников: «Основа разума — в сердце, а когда он становится полноценным, то доходит до мозга».

И если уточнить, то у духа, который и является душой, есть связь и с тем (сердцем), и с этим (мозгом). И в том, что касается такого ее (души) качества как разум, то оно связано и с тем, и с этим, однако основа мышления и анализа — в головном мозге, а основа воли и желания — в сердце». См.: «Маджму’ аль-фатауа» 9/303.

И из того, что шейх Абдульмухсин передал от имама ан-Навави, из его объяснения к хадису: «Поистине, в теле есть орган, если будет он праведным, то будет праведным и все тело, а если будет он испорченным, то будет испорченным и все тело, и этот орган — сердце (кальб)«:
«Этот хадис приводится в довод на то, что разум в сердце, а не в голове. И в этом известное разногласие. Мазхаб наших товарищей (шафиитов) и большинства мутакаллимов заключается в том, что разум в сердце. И сказал Абу Ханифа: «Он в головном мозге». И может быть сказано: «В голове». Также первое мнение передали от философов, а второе — от врачей». См.: «Шарх Сахих Муслим» 11/29.

После упоминания этих и других цитат и комментария с рассуждением о возражениях по этому вопросу шейх заключил: «Воспринимает объекты, формирует представление о них и исследует их — мозг, затем он отправляет результат сердцу, затем сердце или приказывает исполнить решение, или приказывает воздержаться в соответствии со словами посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Если будет этот орган праведным, то будет праведным и все тело, а если будет он испорченным, то будет испорченным и все тело».

Источник