Разрешено ли ставить условие, чтобы муж не женился на другой?

Разрешено ли ставить условие, чтобы муж не женился на другой?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Как смотреть на это условие: как на дозволенное, как на желательное или как на запрещённое?

Шейх ибн 'Усеймин (да помилует его Аллах) сказал, что такое условие, в принципе, является дозволенным: если это условие было поставлено, то здесь женщина не посягает на чье-то право. Поэтому шейх ибн 'Усеймин и многие другие ученые считают это дозволенным, и если такое условие звучало, то муж обязан выполнить это условие.

Но есть ученые, которые говорят, что не всё так однозначно в этом вопросе. Они говорят, что если это условие касается частного случая или какой-то группы людей, то это условие, может быть, и дозволено. Но сказать, что это условие можно отнести к чему-то дозволенному для всей уммы, что вся умма будет это практиковать, что обретет форму всеобщего для всей уммы, то тогда это не может быть чем-то дозволенным. Почему?

Потому что будет сведено на нет одно из шариатских установлений – жениться на одной, двух, трех и четырех женщинах.

Также из-за этого условия могут происходить разные смуты, вредные последствия, потому что женщин, как правило, больше, чем мужчин, иногда в разы больше, и если сказать, что каждый мужчина обязан будет ограничиться только одной женой, то это приведет к распространению порчи и нечестия.

Уменьшится численность потомства в умме.

Не будет возможности многим женщинам жить в законном браке, рожать детей.

Если у мужчины будет потребность в том, чтобы жениться на второй (на третьей, четвертой), а ему поставлено такое условие, то это будет способствовать разрушению семьи, будет разрушен мусульманский дом.

Многие говорят, что это условие ставится для того, чтобы семья была крепкой, чтобы мужчина не задумывался о второй (третьей, четвертой) жене, таким образом якобы сохраняя мусульманскую семью. Напротив! Если мужчина нуждается в том, чтобы жениться, а ему выставлено такое условие, то это приведет к тому, что семья распадется, разрушится, потому что если жена поставит такое условие (шарт), то у нее будет право требовать расторжения (фасх) брака (никяха).

Вот что означает условие (шарт): либо он соблюдает условие, либо если он женится на второй (третьей, четвертой), то у неё есть право требовать расторжения (фасх) никяха из-за нарушения этого условия.

И, вроде бы, эти люди, которые говорят об этом условии и учат ему, заботятся о сохранении мусульманской семьи, но на самом деле то, к чему они призывают, способствует разрушению мусульманских семей. Если бы люди хотели блага для женщины, стремились к сохранению мусульманских семей, то это условие не популяризировали бы среди людей. Это портит и женщин, поскольку их учат вот таким вещам, и отягащает положение для мужчин, и вносит порчу и вред в мусульманское общество посредством установления вот таких условий. Поэтому, как мы сказали, в этом вопросе есть разногласия.

И те учёные, которые считают, что это условие несёт в себе эти отрицательные вещи, говорят, что, может быть, на такое условие как раз распространяется хадис: «Всякое условие, которого нет в Книге Аллаха, то это условие недействительно».