Разрешено ли продавать продукты, готовую еду и кормить в Рамадан?

Живу в другом государстве и у меня есть маленькое кафе. Я вижу, как не постящиеся мусульмане, и таких много, хотят кушать в моем кафе в дневное время. Можно ли им продавать еду, а также продавать еду немусульманам?
Ответ: Хвала Аллаху Господу Миров!
Первое. Мы уже предостерегали от проживания в немусульманских странах, так как в этом есть опасность для религии, как самого мужчины, так и для его семьи. Он не сможет дать своим детям исламское воспитание, как он на это надеется. И работа в таких странах не является оправданием для проживания там.
Второе. Что касается самого вопроса, то вы должны знать, что не разрешается давать еду в светлое время суток месяца Рамадан кому-либо, чтобы он поел, кроме тех, у кого есть оправдание для несоблюдения поста, как больному или путнику. И в этом вопросе нет разницы между мусульманином и неверующим. Мусульманин, который не постится – к нему имеется обращение с велением поститься и, не соблюдая пост, он становится грешником. Предоставление ему еды и питья в дневное время суток месяца Рамадан является оказанием помощи в грехе и ослушании.
К неверующему также обращено веление соблюдать пост и остальные законоположения, но прежде всего к нему идет обращение, чтобы он произнес два свидетельства и вошел в Ислам. В Судный день неверующий будет наказан за свое неверие и несоблюдение Шариата и его наказание в Аду за это будет увеличено.
Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Правильным мнением, которого придерживаются специалисты (мухаккикун) и большинство ученых является то, что с неверующих требуется соблюдение законов Шариата. Им запретен шелк также, как он запретен мусульманам» (Шарх Муслим. 39/14).
Шейха Мухаммада ас-Салиха аль-Усаймина, да помилует его Аллах, спросили: «За что будут нести отчет неверующие в День Суда, если на них не возложена обязанность соблюдения Шариата?»
Он ответил: «Этот вопрос строится на неправильном понимании. Неверующим велено тоже самое, что велено и верующим, однако они не несут ответственность на этом свете. То, что к нему обращено веление указывают следующие слова Всевышнего: «… кроме людей правой стороны. В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с заблудшими. Мы считали ложью Последний день»» (Перевод смыслов Корана. 74:39-46). И если бы они не наказывались за оставление молитвы и отказ кормить бедных, то об этом не было бы упомянуто, потому что, в таком случае, это упоминание не имело бы смысла. Это является доказательством того, что они будут наказаны за несоблюдение религиозных предписаний Ислама. И точно также, как это является требованием религиозных текстов это является и требованием разума: если Всевышний Аллах наказывает Своего верующего раба за то, что тот оставляет обязательные предписания религии, тот как же Он не будет наказывать неверующего? Более того, я добавлю, что он будет наказан за те блага, которыми его наделил Всевышний из еды, питья и т.д. Всевышний говорит: «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и творили добро. Аллах любит творящих добро»(Перевод смыслов Корана. 5:93). В аяте говорится о том, что на верующем нет греха за то, чем они питались, отсюда становится понятным, что на неверующем есть за это грех» («Маджмуа фатава» шейха ибн Усеймина. 2/вопрос 164).
Вы должны знать, что мусульманину не разрешается подавать еду немусульманам в дневное время суток месяца Рамадан, потому что неверующие также призваны к соблюдению Шариата.
В «Нихаяту-ль-Мухтадж» (5/274) упоминается: «Передается от ученых, что они запретили продавать еду неверующим в светлое время суток месяца Рамадан».
А Аллах знает лучше.
Икрима абу Марьям
Дозволено ли угощать неверного в дневное время суток месяца Рамадан?
Ответ: Для начала мы должны знать, что на разумном человека, неверного или верующего, возлагается принятие Ислама и следование его наказам. Поэтому неверные, также как и мусульмане, будут спрошены в Судный день за неисполнение повелений и установлений Исламского шариата.
Поэтому, ученые Ислама пишут в своих книгах такое правило: «С неверного будет спрошено также, как и с мусульман».
Шейх Закари аль-Ансари пишет в своей книге «Асна аль-Маталиб»: «К неверующему есть обращение Шариата в том смысле, что в Судный день он понесет муки, так как у него была возможность исполнить их (установления шариата) приняв Ислам, но к нему нет обращения в том смысле, что в мирской жизни с него будут требовать совершение его».
На основе этого принципа, ученые дают такой ответ на данный вопрос: Пишет шафиитский ученый Мухаммад Джурдани в книге «Фатхуль Аллям» 4/9:
«Запрещено в месяц Рамадан помогать неверному в том, что не дозволено нам, как, например: в угощении едой и питьем в дневное время, принимая гостя или по другим причинам, как об этом написал Шаркави. К этому также относится угощение его кофем и повеление другому сделать это»
Шафиитский ученый Сулайман аль-Джамал (ум. в 1204 г.) в «Хашияту аль-Джамал» пишет: «Наш шейх имам ар-Рамли дал фетву о том, что мусульманину запрещено поить неверного в месяц Рамадан, будь это за оплату или бесплатно, потому что это является содействием греху»
Также, одному из ученых Азхара, шейху Амину Махмуду Мухаммаду Хаттабу ас-Субки, был задан следующий вопрос: «Каково ваше мнение относительно человека, который открывает закусочную для еды и питья, и продает эту еду не постящимся в месяц Рамадан в дневное время? Разрешается ли это, или это запрещено?»
В ответе шейх написал следующее: «Большинство ученых пришло к мнению, что на неверных возлагаются установления шариата, и что они понесут наказание за их оставление, в дополнение к мукам за их неверие. Всевышний Аллах сказал о положении неверных следующее: «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)». [Сура «аль-Муддассир» 42-47]
Основываясь на всем этом, мусульманину запрещается предоставлять в дневное время еду или питье христианам и иудея, и другим неверным, не говоря уже о запрете предоставлять еду и питье мусульманам (которые не постятся). Правители обязаны, из опасения, что Аллах ниспошлет на всех муки, обратить на это внимание, и предпринимать меры по отношению к тем, кто играется решениями религии, прерывая пост в Рамадан, и которые публично выявляют свои грехи...»
Также этот вопрос был задан современному ученому Шейху Сайфу Аль-Асри, хафизахуЛлах: «Ассаляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракатух, уважаемый Шейх! С Вашего позволения, я хотел бы задать вопрос: Дозволено ли угощать неверного в дневное время суток месяца Рамадан, согласно шафиитскому мазхабу?
Ответ: «Ва аляйкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатух! Угощение мусульманином неверного в месяц Рамадан запрещено, так же, как и продажа ему еды, если известно или есть предположение, что он будет ее употреблять в дневное время суток, так как это послужит причиной ослушанию Аллаха им и содействием ему в этом. Данный запрет строится на том, что на неверного также возлагаются повеления Шариата, согласно более сильному мнению, и это мазхаб большинства ученых-факихов. Однако мусульманин не должен препятствовать неверному, если тот ест или пьет».
Итог: Мусульманину запрещается в дневное время кормить не мусульман, будь они христиане или другие не говоря даже о не постящихся мусульманах
Подготовил: Муса Багилов
Мнение Шейха Ибн Баз (рахимаху-Ллах)
"В первый день Рамадана меня посетила старая женщина, которой уже 100 лет. Иногда она здравомыслящая, а иногда нет. Она попросила приготовить ей кофе и я выполнила эту просьбу. Есть ли на мне грех? Я предупредила ее, что сейчас Рамадан. Пожалуйста, разъясните этот вопрос, да одарит вас Аллах благом".
Ответ: "Хвала Аллаху! Если кажется, что эта женщина уже стара и умственно неполноценна, то она не обязана поститься и нет на вас греха за приготовленную чашечку кофе. То, что иногда она бывает разумной, например, когда просит сделать или принести что-то, не является показателем ее умственного здоровья.
В большинстве случаев люди, достигшие столетнего возраста, страдают старческим слабоумием и сильно меняются. Если вам кажется, что она умственно неполноценна и не отдает себе отчет, то ей дозволено есть и пить во время поста. Но, если вы думаете, что она умственно здорова и проявляет халатность, то не угощайте ее кофе или чем-либо другим, чтобы не помогать ей в грехе.
Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». Сура "аль-Маида", 5:2
Если здоровый мусульманин просит еду в дневное время Рамадана, то нельзя давать ему ни еду, ни напитки, ни сигареты и нельзя помогать ему в этом грехе. Но если он умственно неполноценен, например, страдает умственными расстройствами, старческим слабоумием или очень стар, то нет на нем греха и он не обязан поститься». Фатауа "ан-Нур аля ад-Дарб", 3/1267.
Можно кормить непостящегося в дневное время Рамадана? Можно ли открыть ресторан (столовую) для неверующих днём в месяц Рамадан? Фатуа №17717
Вопрос: "Длинный вопрос, суть которого в следующем: одна из фирм, в которой работают мусульмане, открыла столовую для кормления своих работников из числа немусульман. Бывали случаи, когда днём туда заходили на обед и мусульмане со слабой верой.
Кроме того, руководство ресторана запрещает своим работникам-мусульманам отлучаться для совершения обеденного намаза коллективно в мечети, находящейся рядом со столовой, объясняя это тем, что время намаза совпадает со временем обеда. Также во время обеденного намаза в мечети запах еды доходит до молящихся, тем самым причиняя им неудобства".
Ответ: "Нельзя открывать рестораны днём в месяц Рамадан для неверующих и нельзя обслуживать их, если они пришли поесть. В этом есть серьёзные шариатские нарушения, такие как содействие им в том, что запретил Аллах. Как известно из пречистого Шариата, все религиозные предписания – и основные, и второстепенные – распространяются на неверующих.
Несомненно, пост в месяц Рамадан является одним из столпов Ислама, и, соответственно, неверующие обязаны поститься после того, как выполнится условие – принятие Ислама. Поэтому мусульманину нельзя содействовать им в оставлении религиозных предписаний, которые обязал Всевышний. Кроме того, мусульманину запрещается обслуживать неверующих в том, в чём есть унижение и принижение достоинства верующего, как, например, подавать им еду и т.д.
Кроме того, неверующим, которые находятся в мусульманских странах, нельзя заниматься теми видами деятельности, которые противоречат религиозным предписаниям Ислама и причиняют неудобства и затрагивают чувства мусульман. Поэтому необходимо закрывать ресторан, принадлежащий вышеупомянутой фирме, в дневное время суток в течение месяца Рамадан.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!". Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/35-37. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
Один из посетителей форума задал вопрос: «Можно ли открывать столовые в странах неверия в Рамадан? Посетители бывают разными, среди них мусульмане и неверные?»
Учёные говорят, что нельзя преподносить еду в месяц Рамадан ни для кого, исключением является случай, если человек не поститься по уважительной причине, как больной, путник и т.д. Учёные так же говорят, что тут нет разницы между мусульманином и неверующим, т.к. на неверующих распространяются все законоположения и предписания шариата.
Спросили шейха ибн ‘Усаймина, да помилует его Аллах: «Почему неверный будет рассчитан в судный день, несмотря на то, что на нём не возлагаются шариатские предписания!?»
Шейх ответил: «Этот вопрос построен на неправильном представлении (понимании). Воистину, на неверующего возлагается то же, что возлагается на верующего, однако он не обязывается выполнять эти предписания в мирской жизни (только если не примет Ислам). Доказательством на то, что предписания возлагаются на неверного, слова Аллаха: «… кроме людей правой стороны. В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с заблудшими. Мы считали ложью Последний день» (74:39-46).
Если бы они не были наказаны за то, что оставили намаз и не кормили бедняков, то не упомянули бы это, потому что упоминание этого в этом случае было бы бессмысленным. В этом доказательство на то, что неверующие будут наказаны за оставление предписании шариата, идущих после свидетельства (ля иляха илля-Ллах). На этот факт указывают священные тексты и разум. Ведь если Аллах накажет Своего верующего раба за его упущение в обязательных предписаниях, то как Он не накажет неверного?! Я скажу больше этого: Неверный будет наказан за каждое благо, проявленное ему Аллахом, из еды, питья и т.д. Всевышний Аллах сказал: «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и творили добро. Аллах любит творящих добро» (5:93). В этом аяте прямое указание на то, что на верующих нет греха за то, что они питались, и понимается с этого же аята, что на неверующих лежит грех за то, что они питались.
Так же Аллах сказал: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них» (7:32). В словах Аллаха: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал» указание на то, что неверующий не обладает правом наслаждаться ими в мирской жизни. Я имею в виду, не имеет шариатского права. А если посмотреть на это право со стороны бытия, то Аллах сотворил эти украшения и блага, и неверующий пользуется ими, что нельзя отрицать. Значит (исходя из вышеприведённых контекстов), неверующий будет спрошен даже за то, что кушал и одевал из дозволенных вещей. На это так же указывают священные тексты и разум, а иначе, если посмотреть со стороны разума, то неверующий и грешный человек в отношении Аллаха, который не верит в Него, как он может наслаждаться тем, что создал Аллах и проявил милость к Своим рабам?!
Если тебе стало понятным это, то неверующий будет спрошен в судный день за свои дела, однако его спрос отличается от спроса, который ждём верующего. Верующий будет рассчитан лёгким расчётом, Господь наедине заставит его сознаться за допущенные грехи и скажет: "Поистине, Я скрыл твои грехи в мирской жизни, и Я прощаю их тебе сегодня". А что касается неверного, да упасёт Аллах (уаль ‘иязу биЛлях), то Аллах заставит его сознаться за грехи, после он будет опозорен ими свидетелями: «Свидетели скажут: «Это они оболгали своего Господа». Да будет проклятие Аллаха над беззаконниками» (11:18)» См. (Маджму’ фатауа ибн ‘Усаймин, вопрос№ 164).
Что касается непосредственно вопроса брата, то учёные отвечали на подобный вопрос.
Спросили шейха ‘Абдуль Мухсина аль-‘Аббада, да хранит его Аллах: «Дозволено ли мусульманину, владельцу ресторана во Франции, продавать еду в светлое время Рамадана мусульманам или не мусульманам?»
Шейх ответил: «Не допускается мусульманину продавать еду в светлое время Рамадана, будь покупатель мусульманином или не мусульманином».
Так же спросили шейха Мухаммада ‘Али Фаркуса, да хранит его Аллах: «Я работаю продавцом в стране неверия в закусочной. Дозволено ли мне продавать еду (быстрого приготовления) в дни Рамадана послеполуденного времени? Следует учесть, что из числа покупателей бывают как не мусульмане, так и мусульмане, и да воздаст Аллах вам благом!»
Ответ: «Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, а также его семье, его сподвижникам и его братьям, вплоть до Судного дня.
А затем: Нельзя оказывать помощь в нарушении святости Рамадана тем, на ком изначально возложена обязанность поста в месяц Рамадан – а это мусульмане, либо тем, кто так же должен поститься, однако после принятия Ислама – а это не мусульмане. Причиной этому служит то, что это оценивается как содействие в грехе и вражде, а Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2). Это потому, что согласно более правильному мнению, на неверных так же возлагаются все законоположения шариата, идущие после свидетельства (ля иляха илля-Ллах). Если они умрут, то невыполнение этих законоположении повлекут наказание, а к этим законоположениям относится и пост. А при жизни на них возлагаются эти законоположения после принятия Ислама. Касательно этой темы, вы можете прочитать другую фетву под заголовком: "Хукм кормления не мусульманина в светлое время Рамадана"
И в завершении наша мольба: Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и братьям его вплоть до Судного дня!
И ещё одно мнение: Можно ли, живя в немусульманской стране, работать в ресторане днём в рамадане?
Ответ на этот вопрос вытекает из общего шариатского положения о том, можно ли содействовать неверующим в делах, которые запрещены по исламу, но между законоведами нет согласия на этот счёт.
По мнению большинства, не разрешается помогать неверующему в запретных делах, так как он, как и мусульмане, в день воскресения будет спрошен за невыполнение всех велений Аллаха. Естественно, прежде он должен принять ислам, ибо его деяния не будут приняты, пока он не обратится в религию Аллаха. Если же он не примет ислам, то всё равно будет взыскан как за непринятие ислама, так и за невыполнение приказов Всевышнего и за нарушение Его запретов.
Следовательно, мусульманину запрещается помогать ему в делах, которые считаются греховными в исламе. Например, нельзя угощать неверующего в дневное время суток в месяце рамадане; нельзя дарить неверующему мужчине шелковую одежду, если известно, что он будет носить её; нельзя продавать неверующему скотину, если известно, что он не будет закалывать её в соответствии с нормами Шариата и т. п.
Сторонники данного мнения основываются на словах Всевышнего: «Что привело вас в преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, кто совершал молитву. Мы не кормили бедняков. Мы принимались [за грехи] вместе с другими, и мы считали ложью последний день, пока смерть не настигла нас» (сура 74 «Завернувшийся», аяты 42–47); «Он не веровал в Великого Аллаха и не призывал кормить бедняка» (сура 69 «День Истины», аяты 33-34). Из этих и подобных им текстов следует, что неверующий будет наказан за то, что не совершал молитву, не выплачивал милостыню и т. п.
Другой довод в пользу этого мнения — слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто проявил себя хорошо, будучи мусульманином, не будет спрошен за то, что он совершал в период невежества. Тот же, кто проявил себя плохо, будучи мусульманином, будет спрошен как за первые, так и за последние деяния» (аль-Бухари 6921, Муслим 120). Он также сказал: «Когда неверующий принимает ислам и проявляет себя хорошо, Всевышний Аллах записывает ему все совершенные им праведные дела и стирает все совершенные им прегрешения. После этого награда за его последующие праведные дела увеличивается в десятикратном размере и до семисот раз, а грехи записываются ему в однократном размере, если Аллах не простит их» (аль-Бухари 41). Эти хадисы явно указывают на то, что грехи, совершённые во время неверия, учитываются Всевышним Аллахом.
Согласно другому мнению, которого придерживались некоторые ханафиты, мусульманину разрешено помогать неверующему в запретных делах, так как на неверующих не лежит обязанность совершать второстепенные положения Шариата до принятия ими ислама [Ибн ‘Абидин. Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 458].
Однако приведённые выше доказательства из Корана и Сунны явно свидетельствуют в пользу первого мнения, согласно которому неверующие будут спрошены за то, что они совершали. Но насколько обязанность неверующих совершать веления Всевышнего и сторониться Его запретов обязывает мусульманина отказывать в помощи неверующим во всех запретных делах?
По мнению многих законоведов, содействие неверующему в запретных делах зависит от рода этих дел. С этой точки зрения запретные деяния делятся на три категории.
К первой категории относятся деяния, которые запрещено совершать категорически и полностью, например: изготовление немусульманской религиозной символики, содержание свиней, производство и продажа вина, помощь в причинении страданий невиновному человеку и т. п. Нет сомнения, что мусульманину категорически запрещено помогать неверующим в подобных делах, так как запрет в данном случае связан непосредственно с самим действием и не зависит от того, с кем мусульманин имеет дело, с единоверцем или с неверующим.
Ко второй категории относятся деяния, которые сами по себе не являются запретными, но могут стать причиной ослушания других людей, например: дарение неверующему шелковой одежды, которую тот сможет носить, угощение его едой в дневное время в месяце рамадане и т. п. Наиболее предпочтительным мнением является то, что мусульманину не запрещается поступать так, и в пользу этого можно привести следующие доводы:
1. Однажды Пророку, мир ему и благословение Аллаха, принесли шелковые одежды, и он дал одну из них ‘Умару ибн аль-Хаттабу, сказав: «Я не даю её тебе, чтобы ты её носил», — и тогда ‘Умар отдал её своему брату-язычнику, проживавшему в Мекке (аль-Бухари 2612, Муслим 2068). Некоторые комментаторы полагали, что ‘Умар подарил ему эту одежду, чтобы он не носил её, а использовал в дозволенных целях. Однако подобное объяснение весьма сомнительно, и ‘Умар прекрасно понимал, что его брат наверняка будет носить её, так как у неверующих нет причин избегать запретного. А значит, ‘Умар считал подобное действие разрешённым. Хафиз аль-‘Ираки в «Тарх ат-тасриб» (3/228) пишет: «Если бы ношение шелковой одежды не было позволено неверующим, то ему нельзя было бы помогать в этом, даря ему её». Этого же мнения придерживался Ибн Таймийя, который сказал: «Что же касается продажи шелковой одежды женщинам, то это разрешено так же, как разрешена ее продажа неверующему, потому что ‘Умар ибн аль-Хаттаб послал шелковую одежду, которую дал ему Пророк, мир ему и благословение Аллаха, мужчине-язычнику» [Маджму‘ аль-фатава. Т. 22. С. 144].
2. Также известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позволял некоторым неверующим пребывать в мечети, несмотря на то, что неверующие находятся в состоянии полового осквернения, так как их омовение, даже если они его совершат, не будет принято по причине их неверия.
3. На это также указывает жизненный путь Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и праведных предшественников. Они расходовали имущество на своих жен из числа людей Писания и тесно общались с жёнами, прислугой, рабами, гостями и работниками из числа немусульман. Нет сомнения, что все эти люди нуждались в еде и одежде, а обязанность обеспечивать их этим ложилась прямо или косвенно на их господ, супругов, работодателей и т. д. Если бы было запрещено кормить их в дневное время суток в рамадане или одевать их в запретные одежды, то это создавало бы затруднения для людей и вынуждало бы их обращаться с вопросами к улемам. Однако никаких сообщений на этот счёт до нас не дошло.
К третьей категории относятся запрещённые Шариатом действия неверующих, прибыль от которых достаётся мусульманам, например, если неверующий продал вино или свинину на глазах у мусульманина, а затем подарил мусульманину часть полученной от их продажи прибыли. Мусульманину разрешается принять заработанное таким путём, так как известно, что праведные предшественники брали подати от прибыли, полученной неверующими от продажи вина, свинины и т. п. Сообщается, что однажды Биляль сказал ‘Умару ибн аль-Хаттабу: «Твои работники взимают в качестве хараджа вино и свиней». Тогда ‘Умар сказал: «Не берите у них это, а поручите им продать это и взымайте с них [полученную] прибыль» [Абу ‘Убайд. Амваль. С. 62]. Имам Ахмад назвал иснад этого сообщения хорошим и, согласно одному из сообщений, сам придерживался этого мнения [Мугни. Т. 9. С. 349].
Таким образом, кормление неверующих в дневное время суток в месяце рамадане относится ко второй категории и не является запретным. Однако в мусульманской стране из уважения к религиозным чувствам верующих этого не следует делать открыто. Что же касается немусульманских стран, то открыть ресторан в рамадане и работать в нём во время поста не будет грехом. Но если мусульманин воздержится от этого, опираясь на мнение большинства законоведов и из уважения к заповедям Всевышнего, то так будет лучше и безопаснее.
А Аллах знает лучше.