Разрешается ли спать на животе?

Сон – одна из важнейших физиологических потребностей человека. Во время сна организм получает отдых, перерабатывается и структурируется информация, полученная головным мозгом в течение дня. Кроме того, восстанавливается иммунитет человека, повышается способность противостоять вирусным и простудным заболеваниям.
Без сомнения, полноценный сон – залог сохранения хорошего самочувствия и здоровья всего организма. Понимая важность сна, во многих культурах существуют свои специфические рекомендации – на чем спать, в какой одежде, как готовиться ко сну в психологическом плане и т.д.
В религии ислам затронуты практически все аспекты жизни человека, в том числе и вопросы сна. Мусульманину рекомендовано спать на удобной невысокой кровати, иметь сосуд с водой рядом с кроватью, соорудить постель таким образом, чтобы часть тела не оказалась под прямыми лучами солнца, а часть – в тени.
Перед сном следует думать о Всевышнем и читать короткие суры из Корана, такие, как «Фаляк», «Нас», «Каусар», «Фатиха», «Ихлас». Это помогает успокоиться и настроиться на отдых, приводит в состояние умиротворения и защищенности.
Есть отдельные рекомендации в исламе по поводу позы сна. Считается, что шариат запрещает человеку спать на животе, обосновывая это одним из хадисов Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует).
Насих ибн Тифха аль Гифари передал от своего отца: «Я гостил у Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует) с другими бедняками. Посланник Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) вышел проведать нас ночью, и увидел меня лежащим на животе. Он дотронулся до меня ногой и сказал: «Не лежи так, это гневит Аллаха». Согласно другому сообщению, Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) дотронувшись ногой, разбудил его и сказал: «Не лежи так, так лежат обитатели Огня» (Ахмад, фатх аль Раббани, 14:244-245. Тирмизи (2798), Абу Дауд Сунан Китабуль Адаб (5040), Сахих Джами (2270-2271)).
Приведу тут инша Аллах мнения ученых по поводу этого хадиса. Он передан по ряду цепочек, и все они недостоверны
Первая из них, это от Я’ша ибн Тыхфа ибн Кейс аль-Гаффари, что передал от своего отца: «Однажды я лежал в мечети на животе, как вдруг какой-то человек дотронулся до меня ногой и сказал: «Поистине, Аллах ненавидит, когда лежат в таком положении!» Я посмотрел (наверх), и оказалось, что (этим человеком был) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Передал его Абу Дауд, 5001, Ибн Маджа, 701, Ан-Насаи, 6585, Ахмад, 3-430, и другие. В иснаде данного хадиса — большая путаница, и по этой причине ослабили его аль-Бухари, см. «Ат-Тарих аль кабир», 4/365-367, Ибн Аби Хатим, 2-233, а также шейх Альбани, шейх Арнаут, и другие ученые, и также в нем неизвестный передатчик.
Вторая из них, это от Абу Хурейры, что он сказал: «Увидел Посланник Аллаха человека, который спал на животе, и сказал: «Воистину, такое лежание не любит Аллах». Передал его Ибн Аби Шейба, 9-115, Ат-Тирмизи, 2768, Ахмад, 2-287 Сказал аль-Бухари: «Не достоверен!» см. «Ат-Тарих аль Кабир», 4-366. И также сказал Абу Хатим Ар-Рази, разьяснив его слабость, см. «аль-Иляль», 2-233 И также ослабил его шейх Мукбиль, см. «Таттабу’ аухам аль Хаким алляти саката алейха аз-Захаби», 4-406.
Третья: от Аш-Шарида, от Пророка, что он имел обыкновение, когда видел человека кто лежит на животе, и его задняя часть ничем не прикрыта, он будил его ногой, и говорил: «Это самый ненавистный сон для Аллаха!» Передал его Ахмад, 4-388, и это мурсаль, поскольку Аш-Шарид- табиин, и не встречался с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. см. «Сильсиля аль-ахадис ад-даифа», 4218.
Четвертая: от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что прошел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мимо человека который спал на животе в мечети, и ударил его ногой, и сказал: «Сядь или встань, воистину так спят в Аду» Передал его Ибн Маджа, 3725, и аль-Бухари в «Аль-Адаб аль Муфрад», 1188. И в его иснаде аль-Уалид Ибн Джамиль аль-Филистыни, о слабости которого сказали многие ученые, такие как Абу Зур’а, имам аль Бухари, Абу Хатим, и другие уляма. И ослабили данный иснад Ас-Суюты, Аль Бусейри, шейх Альбани, и другие ученые.
После того, как стало ясно, что ни одна из цепочек данного хадиса, не является хотя бы хорошей, то дальше идет вопрос иджтихада, в котором разделились ученые, а это усиливает ли эти цепочки друг друга до степени «хасан», так, чтобы можно было опереться на данный хадис в ахкамах, или нет? И мы более склоняемся к тому, что нет, поскольку в каждой из цепочек есть серьезная слабость, и все в сумме они не будут усиливать друг друга. Однако, показали медицинские исследования, что в этом (лежании на животе) может быть некоторый вред, и лучше лежать так как делал это Посланник Аллаха — на боку.
Был спрошен шейх Ибн Усаймин о том, дозволено ли лежать на животе, и достоверен ли хадис о том, что прошел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мимо человека который спал на животе в мечети, и ударил его ногой, и сказал: «Сядь или встань, воистину так спят в Аду»? Ответил шейх: «Что касается хадиса, то я его не знаю о нем. Что же касается сна на животе, то нет в этом проблем, особенно, если есть в этом нужда, поскольку иногда нуждается человек в том, чтобы спать своем животе, по причине болезни в нем, или урчания, и тому подобного. Что же касается того, когда нет в этом нужды, то лучше чтобы спал человек на своем правом боку, как приказал к этому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, который передал Бара ибн Азиб, да будет доволен им Аллах» см. «Фатауа нур аля дарб», 36.
Что касается того, что человек засыпает, допустим, на боку, а просыпается лежащим на животе, то нет греха в этом, ибо во сне он не контролирует свои действия, в соответствии с хадисом пророка, алейхи саляту уа салям: «Перо (ангела записывающего грехи) поднято от троих: от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; спящего, пока он не проснется; и сумасшедшего, пока к нему не вернется его разум». [Передал Ахмад 6/101, Абу Дауд 4398, ан-Насаи 3432, Ибн Маджах 2041 и др.] Достоверность хадиса подтвердил имам аль-Хаким, аз-Захаби, ас-Суюты, аз-Зайля'и, Ибн Хиббан, Ибн Хузейма, Шуйаб аль-Арнаут, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Абдуллах аль-Бассам, Мухаммад Халлякъ и др. [См. "аль-Ируа" № 297, "Таудых аль-Ахкам" 5/519 и др.]
Но следует заметить, что если этот человек собирается продолжить свой сон, то он должен сменить своё положение, ибо запрещено спать и лежать на животе.
А Аллах знает лучше.
Все же, почему Пророк да благословит его Аллах и приветствует рекомендовал не спать на животе?
Спустя полтора века, научные исследования доказали, что сон на животе может быть вредным для организма и привести к нежелательным последствиям.
Во время сна на животе сдавливается грудная клетка, что препятствует поступлению свежего воздуха в легкие. Это особенно опасно для людей пожилого возраста, страдающих атеросклерозом. От избыточного содержания окиси углерода в крови человек может погибнуть.
Мозг спящего на животе не получает достаточного количества крови, так как голова при этой позе поворачивается на бок, в итоге пережимается одна из позвоночных артерий. К тому же, сон на животе может привести к мозговому инсульту.
Сон на животе плохо отражается на сексуальном здоровье людей – как женщин, так и мужчин. Во время сна сдавливаются внутренние органы, а также мочевой пузырь.
Сон на животе приводит к изменениям в осанке, вредно для позвоночника, приводит к появлению морщин на лице.
Какая поза считается лучшей для сна?
Ученые установили, что лучшая поза для сна – на боку, в позе зародыша, подложив под голову подушку и согнув ноги на коленях.
Существует хадис, в котором приводятся слова Пророка Мухаммеда (сгв): «Когда вы идете спать, совершите вуду - ритуальное малое омовение как для молитвы, и затем лягте на правый бок...» (Бухари, Вуду 239). В другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха во время сна клал правую руку под щеку и произносил слова: «Бисмика Аллахумма амуту ва ахья» (О Аллах, с именем Твоим умираю и оживаю).
Современная медицина также рекомендует спать на боку. Следует засыпать на правом боку – в этом случае сердце не получает большой нагрузки. Затем, через некоторое время, можно повернуться на левый бок. Это движение улучшает работу пищеварительной системы, приводит к более полезному и полноценному отдыху организма во время сна. Это общий запрет касающийся как мужчин так и женщин, потому что основной принцип - правила касаются оба пола, если нет указания на разницу.
Теперь рассмотрим то, что установили исследователи спустя 1500 лет.
●Сон на животе затрудняет дыхание когда вы лежите на животе, то механически сдавливаете грудную клетку. Это приводит к тому, что легкие не могут полностью расправиться и получить необходимую порцию свежего воздуха.
●Сон на животе особенно опасен для пожилых людей, страдающих атеросклерозом, так как нарушение работы легких может привести к избыточному содержанию окиси углерода в крови, в результате которого человек может погибнуть.
●Во время сна на животе нарушается кровоснабжение мозга. Во время сна на животе, когда голова повернута набок, одна из позвоночных артерий перекрывается, поэтому кровоснабжение головного мозга нарушается. А если плохо функционирует вторая артерия, например, в ней имеется атеросклеротическая бляшка или она находится в спазмированном состоянии, то кровоток по этим сосудам полностью перекрывается. Остаются только сонные артерии, которые дают какие-то порции крови головному мозгу, но и эти сосуды могут быть изменены, особенно у пожилых людей.
●Также врачи-сексопатологи Испании после проведения исследований, пришли к выводу, что это неправильная поза для сна и она, в большинстве случаев, приводит к сексуальным расстройствам (это относится и к мужчинам, и к женщинам). Считается, что, когда вы спите на животе, то сдавливаете свои внутренние органы, в том числе и мочевой пузырь.
●Сон на животе может привести к инсульту Кстати, чаще всего мозговые инсульты случаются именно во сне, примерно в 4-5 часов утра.
●Лучшая поза для сна - в позе зародыша. Идеальная поза - на боку, плечо лежит на матрасе, голова находится на подушке, ноги согнуты.
●Пресвят Господь. Это именно та поза которая пришла к нам из сунны Любимого пророка (Мир ему и благословения Аллаха). Именно так спал Пророк Мухаммад (Мир ему и благословения Аллаха).
●Вредно спать на животе и для груди, которая сдавливается во время сна и через некоторое время на ней образуются морщинки, от которых трудно избавиться, кожа растягивается. Нежелательно на животе спать людям, у которых имеются проблемы с позвоночником и осанкой.
●Если вы хотите сохранить свое лицо свежим, то спать на животе нельзя, так как вы сминаете свое лицо во сне, образуются сначала легкие, а затем более глубокие морщинки. Если вы привыкли спать на животе, повернув лицо в определенную сторону, не удивляйтесь, если через некоторое время у вас на этой стороне лица появилась глубокая носогубная складка, а рядом с уголком рта стала прорезываться вертикальная морщинка.