Рай — обитель верующих и праведников

Рай — обитель верующих и праведников

Хвала Аллаху Господу миров!

Рай — это великое воздаяние, щедрая награда, уготованная Аллахом для тех, кого Он возлюбил и кто повиновался Ему. Это совершенное блаженство, не имеющее даже примеси изъяна, и всё чистое и прекрасное в нём лишено недостатков. Всё, что поведал о нём Аллах, и всё, что рассказал о нём посланник, мир ему и благословение Аллаха, изумляет умы, поскольку величие этого блаженства не позволяет разуму постичь его.

Послушай, что сказал Всеблагой и Всевышний Аллах в священном хадисе: «Я приготовил для Моих праведных рабов то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа». Потом посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Прочтите, если хотите: “Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них” (сура 32 «Земной поклон», аят 17)». Ал-Бухари передал этот хадис со слов Абу Хурайры.

Величие райского блаженства можно осознать при сопоставлении его с мирскими благами, которые составляют лишь ничтожную часть благ последней жизни и не идут ни в какое сравнение с ними.

В «Сахихе» ал-Бухари передан хадис Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Место, которое займёт хлыст в раю, лучше земного мира и всего, что есть в нём».

Вот почему попадание в рай и спасение от ада Аллах расценивает как безграничный успех, большое преуспеяние и великое спасение. Всевышний сказал: «Кто будет удалён от огня и введён в рай, тот обретёт успех» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 185);

«Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (сура 9 «Покаяние», аят 72);

«Тех, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введёт в райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние» (сура 4 «Женщины», аят 13).

РАЙ ВЕЧЕН, А ЕГО ОБИТАТЕЛИ БЕССМЕРТНЫ

Рай вечен и никогда не исчезнет, и его обитатели тоже будут жить вечно. Они никогда не покинут его, не выйдут оттуда и не умрут там: «Там они не вкусят смерти после первой смерти. Он защитил их от мучений в аду» (сура 44 «Дым», аят 56);

«Поистине, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен» (сура 18 «Пещера», аяты 107-108).

Обсуждая вечность ада, мы привели хадисы посланника, мир ему и благословение Аллаха, о том, что смерть будет предана закланию между раем и адом, после чего их обитателям будет сказано: «Обитатели рая, будет вечность — смерти не будет! Обитатели огня, будет вечность — смерти не будет!»

Из этих текстов следует, что рай вечен по природе своей, и его обитатели бессмертны. В хадисе Абу Хурайры сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вошедший в рай блаженствует и не бедствует, его одежда не изнашивается, а молодость не проходит» (Муслим).

Послушай тот высокий божественный призыв, который будет обращён к обитателям рая после того, как они попадут туда: «Вам дано быть здоровыми, и вы никогда не заболеете! Вам дано жить, и вы никогда не умрёте! Вам дано быть молодыми, и вы никогда не состаритесь! Вам дано блаженствовать, и вы никогда не будете горевать!» Об этом сказал Могучий и Великий Аллах: «Им будет возвещено: “Вот рай, который вы унаследовали за то, что совершали”» (сура 7 «Ограды», аят 43) (Муслим).

Ибн Абу ал-‘Изз пишет: «Каждый обязан знать, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о том, что рай вечен и никогда не исчезнет. Всевышний сказал: «Счастливые же пребудут в раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, кроме того, что пожелает твой Господь. Это будет неиссякаемый дар» (сура 11 «Худ», аят 108), т. е. он не прекратится и не закончится. Этому не противоречат слова «…кроме того, что пожелает твой Господь».

ЗАСТУПНИЧЕСТВО ПРИ ВХОЖДЕНИИ В РАЙ

Никакое состояние не сравнится со счастьем, которое испытают верующие, когда их толпами поведут в сады блаженства, оказывая им всяческие почести. Они подойдут к раю, и тогда его врата распахнутся, и благородные ангелы поздравят их с благополучным прибытием и избавлением от горестей и ужасов: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: “Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!”» (сура 39 «Толпы», аят 73), т. е. ваши деяния, речи и убеждения были прекрасны, благодаря чему ваши души и сердца были чисты, в результате чего вы и заслужили рай.

Однако из достоверных хадисов известно, что врата рая откроются перед ними не сразу; верующие будут долго стоять там, а потом попросят пророков помолиться, чтобы их впустили в рай. Все пророки будут отказываться, говоря: «Я не гожусь для этого». Наконец, очередь дойдёт до нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и тогда он заступится за верующих, и его заступничество будет принято.

ОЧИЩЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ ПЕРЕД ВХОЖДЕНИЕМ В РАЙ

После того как верующие минуют мост Сират, их остановят между раем и адом, у того конца моста, который будет ближе к раю. Там они будут избавлены от недостатков и очищены, т. е. получат воздаяние за несправедливости, совершённые в отношении других мусульман в земной жизни. Поэтому они войдут в райские сады чистыми и очищенными. Между ними не останется обид, и никто из них не станет требовать от других верующих то, что ему причитается.

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Са‘ида ал-Худри о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующие спасутся от огня и будут задержаны на конце Моста между раем и адом, и они получат воздаяние за несправедливости, совершённые в отношении друг друга в земной жизни. Когда же они будут избавлены от недостатков и очищены, им будет позволено войти в рай. Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, каждый из вас будет знать дорогу к своему дому в раю лучше, чем он знает дорогу к своему дому в этом мире!»

О ТЕХ, КТО ВОЙДЁТ В РАЙ ПЕРВЫМ

Первым человеком, который вступит в рай, будет наш посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, а его последователи будут первой общиной, которая войдёт туда. Первым же из этой общины в рай вступит Абу Бакр ас-Сиддик.

Ат-Тирмизи передал через хороший иснад со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне были показаны первые трое тех, кто попадёт рай: павший мученик, целомудренный и воздерживающийся [от всего запретного], а также раб, который исправно поклонялся Аллаху и искренне служил своему хозяину».

БЕДНЯКИ ВОЙДУТ В РАЙ РАНЬШЕ БОГАЧЕЙ

Муслим в своём «Сахихе» передал со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в день воскресения бедные мухаджиры войдут в рай на сорок лет раньше богатых».

Ат-Тирмизи передал со слов Абу Са‘ида, а также Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Хиббан — со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бедные мухаджиры войдут в рай на пятьсот лет раньше, чем богатые среди них».

ПОПАДАНИЕ В РАЙ ВЕРУЮЩИХ ОСЛУШНИКОВ

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Те, кто попал в огонь и стал его обитателем, не умрут там и не будут жить. Но будут люди, которые попадут в огонь из-за грехов. Они будут умерщвлены, а когда они превратятся в уголь, будет позволено заступиться за них. Их принесут кучами и рассыплют по рекам в раю, а потом будет сказано: “Обитатели рая, полейте их”. После этого они вырастут, как семена трав прорастают в грязи, которую принёс селевой поток».

Муслим передал со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, люди, которые выйдут из огня, сгорят в нём целиком, за исключением окружности их лиц, а потом они войдут в рай».

В «Сахихе» Муслима приводится длинный рассказ Абу Хурайры, в котором описывается последняя жизнь: «Когда же Аллах завершит суд над рабами и захочет по милости Своей вывести из огня тех, кого пожелает, Он велит ангелам вывести оттуда тех, кто не приобщал сотоварищей к Нему. Это те, кого Аллах решит помиловать, кто говорил, что нет божества, кроме Него. Их узнают в аду по следам от земных поклонов, потому что огонь будет пожирать все тела сынов Адама, кроме следов от земных поклонов. Аллах запретил огню пожирать следы от земных поклонов. Они выйдут из огня обгоревшими, и на них прольют живую воду, после чего они вырастут так, как семена прорастают в грязи, которую принёс селевой поток».

В хадисе Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, как грешники попадут в ад, сказано: «Потом будет позволено заступаться, и благодаря заступничеству из огня выйдут те, кто говорил, что нет божества, кроме Аллаха, и в чьих сердцах есть добро хотя бы весом в ячменное зёрнышко. Их поместят на открытом месте в раю, и его обитатели станут обрызгивать их водой, и они вырастут так, как прорастают растения в грязи, которую приносит селевой поток. Следы огня исчезнут, а потом они станут просить, пока не получат весь земной мир и в десять раз больше в придачу» (Муслим).

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Те, кто попал в огонь и стал его обитателем, не умрут там и не будут жить. Но будут люди, которые попадут в огонь из-за грехов. Они будут умерщвлены, а когда они превратятся в уголь, будет позволено заступиться за них. Их принесут кучами и рассыплют по рекам в раю, а потом будет сказано: “Обитатели рая, полейте их”. После этого они вырастут, как семена трав прорастают в грязи, которую принёс селевой поток».

Муслим передал со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, люди, которые выйдут из огня, сгорят в нём целиком, за исключением окружности их лиц, а потом они войдут в рай».

В «Сахихе» Муслима приводится длинный рассказ Абу Хурайры, в котором описывается последняя жизнь: «Когда же Аллах завершит суд над рабами и захочет по милости Своей вывести из огня тех, кого пожелает, Он велит ангелам вывести оттуда тех, кто не приобщал сотоварищей к Нему. Это те, кого Аллах решит помиловать, кто говорил, что нет божества, кроме Него. Их узнают в аду по следам от земных поклонов, потому что огонь будет пожирать все тела сынов Адама, кроме следов от земных поклонов. Аллах запретил огню пожирать следы от земных поклонов. Они выйдут из огня обгоревшими, и на них прольют живую воду, после чего они вырастут так, как семена прорастают в грязи, которую принёс селевой поток».

В хадисе Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, как грешники попадут в ад, сказано: «Потом будет позволено заступаться, и благодаря заступничеству из огня выйдут те, кто говорил, что нет божества, кроме Аллаха, и в чьих сердцах есть добро хотя бы весом в ячменное зёрнышко. Их поместят на открытом месте в раю, и его обитатели станут обрызгивать их водой, и они вырастут так, как прорастают растения в грязи, которую приносит селевой поток. Следы огня исчезнут, а потом они станут просить, пока не получат весь земной мир и в десять раз больше в придачу» (Муслим).

ПОСЛЕДНИЙ, КТО ВОЙДЕТ В РАЙ

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поведал нам историю о последнем человеке, который покинет ад и войдёт в рай, и сообщил, о чём он будет говорить со своим Господом. Он поведал о той великой награде, которой почтит его Аллах и которая превзойдёт все его ожидания.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мне известен тот, кто последним выйдет из огня и последним попадёт в рай. Он выйдет из ада ползком, и Аллах скажет ему: “Ступай и войди в рай”. Когда он подойдёт к нему, ему покажется, что рай полон. Он вернётся и скажет: “Господи, оказалось, что он уже полон”. Могучий и Великий Аллах скажет ему: “Ступай и войди в рай, и ты получишь всё, что вмещал земной мир, и в десять раз больше в придачу (или: в десять раз больше, чем земной мир)”. Он скажет: “Ты насмехаешься (или: смеёшься) надо мной? Ведь Ты же — Царь!”» ‘Абдаллах сказал: «Я видел, как в тот момент посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся так, что были видны его задние зубы. Считалось, что этот человек займёт самое низкое место в раю». Хадис передали ал-Бухари и Муслим.

О тех, кто попадёт в Рай до Дня воскресения

Первым человеком, который побывал в раю, был праотец рода человеческого — Адам: «Мы сказали: “О Адам! Поселись в раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете”» (сура 2 «Корова», аят 35);

«О Адам! Поселись в раю вместе со своей супругой. Ешьте, где (или когда) пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь несправедливыми» (сура 7 «Ограды», аят 19).

Одними из тех, кто попадает в рай до дня воскресения, являются павшие мученики.

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Масрука о том, что они спросили ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда об аяте: «Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 169).

Ушедшему из этой жизни человеку показывают его место в раю или аду каждое утро и каждый вечер. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Ибн ‘Умара о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда один из вас умирает, ему показывают его место по утрам и вечерам. Если он является одним из обитателей рая, то видит своё место в раю, если же он из числа обитателей огня, то видит своё место в огне. Ему говорят: “Вот место, которое ты займёшь, когда Аллах воздвигнет тебя в день воскресения”».

ОПИСАНИЕ РАЯ

Рай бесподобен

Райское блаженство неописуемо, и его нельзя даже вообразить. В земном мире нет ничего, что можно было бы сравнить с ним. Каких бы вершин ни достигли люди в этом мире, получаемое ими удовольствие есть лишь ничтожная часть блаженства в раю. В некоторых преданиях сообщается, что рай бесподобен: «Это — сверкающий свет и колеблющиеся травы, возведённые дворцы и бегущие ручьи, спелые фрукты и распрекрасные, красивые жёны, а также многочисленные убранства в вечном месте, в блаженстве и блеске, в высокой, пречистой и блистательной обители» (Ибн Маджа).

Когда сподвижники посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили его о домах в раю, он описал их самым удивительным образом: «Там кирпичи из золота и серебра, раствор — благоухающий мускус, щебень — жемчуг и яхонт, а земля — шафран. Вошедший туда блаженствует и не бедствует, живёт вечно и не умирает, его одежда не изнашивается, а молодость не проходит» (Ахмад, ат-Тирмизи и ад-Дарими). Правдив Аллах, сказавший: «Взглянув же, ты увидишь там благодать и великую власть» (сура 76 «Человек», аят 20).

Райские блага, сокрытые от нас Аллахом, есть нечто великое, чего нельзя ни постичь умом, ни вообразить: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (сура 32 «Земной поклон», аят 17).

В «Сахихе» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах сказал: “Я приготовил для Моих праведных рабов то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа”. Если хотите, то прочтите: “Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них” (сура 32 «Земной поклон», аят 17)».

ВРАТА РАЯ

У рая есть врата, через которые туда входят верующие и ангелы: «[Праведникам уготованы] сады Эдема, врата которых будут раскрываться перед ними» (сура 38 «Сад», аят 50);

«Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна последняя обитель!» (сура 13 «Гром», аят 23).

Всеблагой и Всевышний Господь сообщил, что эти врата раскроются, когда верующие подойдут к раю, а ангелы будут встречать их приветствиями, поздравляя их с благополучным прибытием: «Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: “Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!”» (сура 39 «Толпы», аят 73).

В «Сахихе» Муслима, «Муснаде» Ахмада и четырёх «Сунанах» приводится хадис эмира правоверных ‘Умара ибн ал-Хаттаба о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник”, — то перед ним раскроются восемь райских врат и он сможет войти через любые из них».

Ат-Табарани в своде «ал-Му‘джам ал-кабир» передал слова ‘Абдаллаха ибн Салама: «Поистине, расстояние между двумя створками в раю равно сорока годам пути, но толпиться в них будут так, как толпятся у водопоя верблюды, страдающие от жажды».

СТУПЕНИ РАЯ

Рай состоит из ступеней, расположенных одна над другой, и обитатели его будут превосходить друг друга в зависимости от тех мест, которые они займут. Всевышний Аллах сказал: «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени» (сура 20 «Та ха», аят 75).

Разъясняя данный вопрос, шейхульислам Ибн Таймиййа пишет: «Рай состоит из ступеней, между которыми есть большие различия. Приближённые к Аллаху богобоязненные верующие займут эти ступени в зависимости от их веры и богобоязненности.

Всевышний сказал: «Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (сура 17 «Ночной перенос», аят 21). Он разъяснил, что различия между людьми в последней жизни будут больше, чем различия между ними в этом мире, и ступени в последней жизни выше, чем ступени в мире земном.

Между пророками тоже будут различия, как и между остальными верующими рабами: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с кем говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали ‘Исе, сыну Марйам, ясные знамения и поддержали его Святым духом (т. е. Джибрилом)» (сура 2 «Корова», аят 253);

«Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими. А Давуду Мы даровали Псалтырь» (сура 17 «Ночной перенос», аят 55).

В «Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”. Скажи лишь: “Так предопределил Аллах, и Он поступил так, как пожелал”, поскольку “если бы” предоставляет возможность козням шайтана».

«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась последней жизни и надеясь на милость своего Господа, [равен неверующему]? Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?” Поистине, поминают назидание только обладающие разумом» (сура 39 «Толпы», аят 9);

Люди, которые попадут на высокие ступени, ощутят большее наслаждение, чем остальные обитатели рая. Аллах сообщил, что для тех, кто боится Его, уготованы два сада: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (сура 55 «Милостивый», аят 46).

НАИВЫСШЕЕ МЕСТО В РАЮ

Наивысшее место в раю называется васила, и займёт его один-единственный человек. Если на то будет воля Аллаха, это будет Божий пророк и избранник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Ибн Касир в книге «ал-Бидайа ва-н-нихайа» пишет: «Наивысшее место в раю — это васила. Это место посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».

О ТЕХ, КТО ЗАЙМЁТ ВЫСОКИЕ СТУПЕНИ

Одними из тех, кто займёт высокие ступени в раю, будут павшие мученики.

Тот, кто заботится о вдовах и бедняках, займёт одинаковое положение с теми, кто сражался на пути Аллаха.

ЗЕМЛЯ В РАЮ

В обоих «Сахихах» приводится хадис Анаса ибн Малика о вознесении на небеса, рассказанный со слов Абу Зарра. В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Меня ввели в рай, и в нём были скалы из жемчуга, а земля его была мускусом».

В «Сахихе» Муслима и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что Ибн Саййад спросил посланника, мир ему и благословение Аллаха, о земле в раю. Он ответил: «Это — белая мука, чистый мускус».

Ахмад, ат-Тирмизи и ад-Дарими передали, что Абу Хурайра спросил: «Посланник Аллаха, из чего созданы творения?» Он ответил: «Из воды». Люди спросили: «А из чего строения в раю?» Он сказал: «Там кирпичи из золота и серебра, раствор — благоухающий мускус, щебень — жемчуг и яхонт, а земля — шафран. Вошедший туда блаженствует и не бедствует, живёт вечно и не умирает, его одежда не изнашивается, а молодость не проходит».

РЕКИ В РАЮ

Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил, что под райскими садами текут реки: «Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы райские сады, в которых текут реки» (сура 2 «Корова», аят 25);

«Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки» (сура 18 «Пещера», аят 31).

Ахмад передал в своём «Муснаде» хадис Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне был дарован Каусар. Это река, которая течёт по земле, а по её берегам находятся шатры из жемчуга. Она не покрыта сверху, и я коснулся рукой её земли. Оказалось, что её земля — благоухающий мускус, а её щебень — жемчужины».

ДВОРЦЫ И ШАТРЫ В РАЮ

Аллах построил для обитателей рая прекрасные, великолепные жилища. В Коране сказано: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема» (сура 9 «Покаяние», аят 72). В некоторых местах писания эти жилища названы горницами: «Они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» (сура 34 «Саба», аят 37).

Ибн Касир пишет: «Могучий и Великий Аллах сообщил о том, что в раю Его счастливые рабы получат горницы, т. е. высокие дворцы. Это — высокие, могучие строения, расположенные одно над другим».

Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил, что в раю есть шатры: «Они — черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах» (сура 55 «Милостивый», аят 72). Эти шатры, поистине, удивительны. Они из жемчуга — из единой полой жемчужины, которая возвышается в небо на шестьдесят миль. В некоторых версиях сообщается, что её ширина тоже шестьдесят миль. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн Кайса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Шатёр — это полая жемчужина, высота которой равна тридцати милям. В каждом из её углов — жёны верующего, которых не видят остальные». Абу ‘Абд ас-Самад и ал-Харис передали со слов Абу ‘Имрана версию, в которой говорится о шестидесяти милях (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 318).

В «Муснаде» Ахмада, «Сахихах» ал-Бухари и Муслима, а также «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится хадис ‘Усмана о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто построит мечеть, стремясь к лику Аллаха, тому Аллах построит такой же дом в раю».

В «Сахихе» Муслима, «Муснаде» Ахмада и «Сунанах» Абу Давуда, ан-Насаи и Ибн Маджи приведён рассказ Умм Хабибы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто совершит двенадцать ракатов в течение дня и ночи, тому Аллах построит дом в раю».

СВЕТ В РАЮ

Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 504) пишет: «Улемы утверждают, что в раю не будет ни дня, ни ночи. Они (т. е. обитатели рая — К. Э.) будут жить при вечном свете, но будут узнавать о наступлении ночи по опусканию занавесей и закрытию дверей, а о наступлении дня — по поднятию занавесей и раскрытию дверей. Об этом сообщил Абу ал-Фарадж Ибн ал-Джаузи».

Ибн Касир, комментируя слова Всевышнего «Для них там приготовлен их удел утром и после полудня. Таков рай, который Мы отдадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны» (сура 19 «Марьям», аяты 62-63), пишет (4/471): «Они будут получать свой удел в часы, соответствующие утренним и предвечерним часам. Это не значит, что там есть день и ночь, но промежутки времени будут сменять друг друга, и они будут узнавать об этом по сиянию и свету».

Ибн Таймиййа в собрании фетв (4/312) пишет: «В раю нет ни солнца, ни луны, ни дня, ни ночи, а о наступлении утренних и предвечерних часов будут узнавать по свету, который исходит от трона».

БЛАГОУХАНИЕ РАЯ

Райские сады наполнены удивительным чистым ароматом, распространяющимся во все стороны, и верующие смогут почувствовать его на большом расстоянии. В «Муснаде» Ахмада, «Сунанах» ан-Насаи и Ибн Маджи, «Мустадраке» ал-Хакима переданы через достоверный иснад слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Кто убьёт неверующего, которому гарантирована безопасность, тот даже не почувствует благоухания рая, хотя оно распространяется на расстояние семидесяти лет».

В «Сахихе» ал-Бухари, «Муснаде» Ахмада, а также «Сунанах» ан-Насаи и Ибн Маджи приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Амра о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, который убил неверующего, заключившего договор с мусульманами, даже не почувствует благоухания рая, хотя оно распространяется на расстояние сорока лет».

ДЕРЕВЬЯ И ПЛОДЫ В РАЮ. РАЙСКИЕ ДЕРЕВЬЯ И ПЛОДЫ МНОГОЧИСЛЕННЫ, РАЗНООБРАЗНЫ И ВЕЧНЫ

В раю много прекрасных деревьев, и Аллах поведал нам о том, что там есть виноградники, пальмовые и гранатовые деревья, а также лотосы, бананы, акации: «Поистине, богобоязненных ожидает место спасения, сады и виноградники» (сура 78 «Весть», аяты 31-32);

«В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (сура 55 «Милостивый», аят 68);

Одним словом, в раю есть любые фрукты и удовольствия, которые только могут пожелать люди и которые могут принести им радость: «Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (сура 43 «Украшения», аят 71).

Райские деревья плодоносят беспрерывно. Они не похожи на деревья в этом мире, которые приносят плоды только в определённый сезон. Напротив, они всегда усыпаны фруктами и всегда дают тень: «Вот описание рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (сура 13 «Гром», аят 35);

«[Верующие пребудут среди] многочисленных фруктов, которые не кончаются и не запретны» (сура 56 «Свершившееся», аяты 33-34), т. е. они не заканчиваются, и никто не мешает обитателям рая насладиться ими. Прелесть этих плодов в том, что обитатели рая будут усматривать между ними внешнее сходство, хотя они будут отличаться друг от друга по вкусу: «Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”. Но им будут давать нечто похожее» (сура 2 «Корова», аят 25).