Работа во время пятничного намаза

Работа во время пятничного намаза

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пятница – лучший из дней, в которым когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы»

(Ат-Тирмизи).Как принято, в этот праздник мусульмане встречаются друг с другом, совершают много благих дел, а главное следуют велению Всевышнего Аллаха. Также как мусульманин в этот день пополняет свой кошелек благих деяний, также некоторые из их числа пополняют свой кошелек плохих деяний. Незнание и оставления поиска знаний ввергает людей в грехи в этот день.

Один из этих грехов – торговля в обеденное время суток пятничного дня.

Мы видим, как рынки наших городов во время пятничного намаза переполнены людьми. И мужчинами, которые обязаны совершать пятничную молитву, и женщинами, и, скорее всего, теми, на кого не возложено совершение пятничного намаза, как например сумасшедшие люди, больные, путники и т.д.. Но как бы мы не старались применить к ним «хуссну занн», реальность такова, что имеющие обязанность совершать пятничный намаз, не совершают его и занимаются своей работой, бизнесом в этот день.

По мнению ученых шафиитского мазхаба после того как солнце взойдет с зенита, когда имам встанет на минбар для чтения хутбы и муэдзин начнет читать азан, запрещено заниматься торговлей или любым другим отвлекающим человека делом. Этот запрет относится как к мужчине, так и женщине, если она заключает договора с тем, на ком возложен джума намаз, то есть женщине нельзя продавать или покупать что-либо у мужчины и заключать с ним договора и т.д.. во время второго азана после зенита. Но женщине с женщиной работать, заключать договора, покупать и продавать не запрешается, также после зенита до чтения азана это все является нежелательным.

На запрет торговли и других дел во время пятничной молитвы указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Крупный ученый шафиитского мазхаба Имам Навави, да смилуется над ним Аллах, пишет:

ويحرم على ذي الجمعة التشاغل بالبيع وغيره بعد الشروع في الأذان بين يدي الخطيب فإن باع صح ويكره قبل الأذان بعد الزوال والله أعلم

«Запрещается тому, кто обязан совершать пятничный намаз, заниматься торговлей или другим делом после того, как [муэдзин] приступил к чтению азана, но сама торговля будет считаться действительной. И нежелательно [заниматься этим] после того, как солнце перейдет зенит до азана. А Аллах знает лучше»

Шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, в комментариях к этим словам пишет следующее:

ويحرم أيضا على من لم تلزمه مبايعة من تلزمه لإعانته له على المعصية ، وإن قيل إن الأكثرين على الكراهة ويلحق به كما هو ظاهر كل محل يعلم وهو فيه وقت الشروع فيها ويتيسر له لحوقها وبالأذان المذكور الأذان الأول ؛ لأنه حادث كما مر فلا يشمله النص نعم من يلزمه السعي قبل الوقت يحرم عليه التشاغل من حينئذ وبذي الجمعة من لا تلزمه مع مثله فلا حرمة بل ولا كراهة مطلقا (فإن باع ) مثلا ( صح ) لأن النهي لمعنى خارج عن العقد

«Также тому, кто не обязан совершать джума намаз, запрещено заключать сделки с тем, на кого возложено совершение пятничного намаза, так как это является содействием в грехе».

Бывает так, что человек по дороге покупает что-то: например, звучит азан, а по дороге в мечеть продается сивак, и он покупает его – в таком случае это не запрещено, но, однако, является нежелательным.

Шейх Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, пишет:

وخرج بالتشاغل فعل ذلك في الطريق إليها وهو ماش أو المسجد ، وإن كره فيه

«Из [запрещенных] сделок и работ исключается совершение этого [купли-продажи или чего-либо другого] по дороге на намаз или внутри мечети, хоть это и является нежелательным».

Резюме: Из вышеприведенного нам стало ясно, что лучше закрыть свои торговые точки до завершения джума намаза, так как человек может впасть в грех совершив сделку или другую работу во время азана, а если и не попадет в грех, то будет тем, кто совершил нежелательное действие. Все это не означает, что человеку будет хорошо в пятницу вообще не работать. Нет, в пятницу можно работать, ученые даже посчитали, что не стоит выделять пятницу как выходной день, без никакой работы.

Просьба всем прочитавшим донести это до других, чтоб отдалить людей от этого греха.

Да одарит нас Аллах полезными знаниями и следованию им. Амин!

Подготовил: Муса Багилов