Пятничная проповедь (5 Шауваль 1443х.)

Пятничная проповедь (5 Шауваль 1443х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Каждый хадис несёт в себе важный, глубокий смысл, каждое изречение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) учит нас чему-то полезному или даже необходимому. Но есть хадисы, которые отражают саму суть нашей религии Ислам и метко характеризуют верующего, его поведение и внутренний мир. Они приобретают актуальность не время от времени, не от случая к случаю, и помнить о них, руководствоваться ими необходимо при любых обстоятельствах. 

К числу таких хадисов относится известное высказывание нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Настоящий мусульманин — тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди», а в версии аль-Бухари и Муслима говорится: «…тот, от чьего языка и рук не страдают другие мусульмане». 

Как и многие другие высказывания Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), эта ёмкая фраза вместила в себя огромный смысл. Это целый океан мудрости, простых, но значимых рецептов того, как стать счастливыми самим и не мешать своим братьям и сёстрам быть счастливыми. 

Примечательно, что речь здесь идёт не просто о мусульманине, который отказался от поклонения всему тварному и выполняет основные требования веры. Ведь сколько есть людей, совершающих намаз и раздающих милостыню, к которым Коран обращается со словами: «Скажите: "Мы стали мусульманами", — но вера ещё не проникла в ваши сердца» (сура 49 «Комнаты», аят 14). 

Настоящий мусульманин — тот, который покорился Всевышнему и положился на Него, который выполняет Его приказы и живёт в гармонии с Его божественным замыслом. Он не забывает о своих обязанностях ни перед Аллахом, ни перед Его творениями, делает им добро и не посягает на их права. Его родственники, соседи и знакомые не страдают от его действий и не опасаются его вреда, а наоборот, доверяют ему и порой больше, чем самим себе. 

Он — мусульманин с большой буквы, и он всегда и везде остаётся верен идеалам Ислама. Не афишируя свою веру, он живёт ею, и благодаря таким, как он, люди узнают Ислам и говорят о нём с уважением, а не те которые называя себя мусульманами творят нечестие на земле, тем самым дискредитируя наши понятия… 

Настоящий Ислам в том и заключается, чтобы человек, смирившись перед Всевышним Создателем, обрёл себя в служении людям, созидательном и полезном труде, направленном на благо ему самому, его семье и всем окружающим. 

Мусульманин не может помышлять о том, как навредить другому, нажиться за чужой счёт или вставить палки кому-либо в колёса. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал: «Не уверовал [по-настоящему] тот, чей сосед не чувствует себя в безопасности от его зла». А значит, путь веры — это путь благодушия, добродетельности и открытости в общении с людьми, и чем ближе человек к тебе, тем больше у него прав на твоё хорошее отношение, на твою преданность и искренность. 

В хадисе, с которого мы начали наш разговор, особо отмечены язык и руки, потому что именно эти органы человек использует чаще всего в отношениях с окружающими. Причём язык упоминается первым, так как речь человека, как ничто другое, отражает его внутренний мир. Язык будто черпает из души то, что скрывается в ней, и факторов, которые сдерживают язык от посягательства на чужие права, гораздо меньше, чем тех, которые сдерживают руки. Кроме того, языком можно легко навредить не только людям, которые рядом, но и тем, которые далеко, и даже тем, кого ты совсем не знаешь. И как же много грехов, совершаемых языком, от которых нас предостерегают Аллах и Его Посланник! 

В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Пусть один народ не насмехается над другим, ведь может быть, те лучше них. И пусть женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, те лучше них. Не обижайте друг друга и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (сура 49 «Комнаты», аят 11). А в другом аяте говорится: «…и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть плоть своего покойного брата? Ведь вы чувствуете к этому отвращение!» (сура 49 «Комнаты», аят 12). 

Насмешки, злословие, сплетни… Порой люди совершают эти грехи, и даже не придают им значения. Довольные собой, своей внешностью или своим богатством, они злословят за спиной других людей, считая тех ниже себя. При этом они не задумываются над тем, что взваливают на свои плечи тяжкое бремя греха и оскверняют свои души. Оскверняют их настолько безобразным образом, что Всевышний Аллах даже сравнил злословие за спиной с поеданием плоти покойного, — действием, которое внушает отвращение всякому нормальному человеку.

«Не войдёт в Рай сплетник», — предупреждал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). То есть человек, который распространял сплетни и не покаялся в этом грехе, не войдёт в Рай в числе первых входящих туда, даже если он совершал молитву и многие добрые дела. Ему придётся искупать свой грех, и только Аллах Всевышний знает, как долго продлится это болезненное очищение. Обман, клевета, лжесвидетельство, введение в заблуждение — все эти поступки, совершаемые языком, приносят немало вреда. И если пагубность некоторых из этих действий очевидна, то вред, наносимый другими, может и не быть явным. 

Например, человек пустословит, говоря о том, что его никак не касается и не приносит никакой пользы. Казалось бы, он причиняет вред лишь себе, используя свой язык не по назначению, так, как Всевышний запретил его использовать. Но если задуматься, то становится понятно, что этим действием он наносит вред и тому, кто выслушивает его речи: ведь нередко любитель праздных речей отнимает драгоценное время у занятого человека, отвлекает его от чего-то важного, мешая ему трудиться для мира этого и мира вечного, внушая ему бесполезные мысли и утомляя его своими разговорами. Недаром Всевышний сказал об обитателях Рая, в котором не будет ничего скверного и причиняющего вред: «Они не услышат там ни пустословия, ни лжи» (сура 78 «Весть», аят 35). 

Словом можно обидеть, оклеветать, запятнать честь, лишить надежды, склонить к греху, отнять имущество, испортить репутацию, разрушить семью, сделать человека несчастным, унизить его, посягнуть на то, что ему дорого, ввести в заблуждение, обмануть, установить скверный обычай, положить начало вражде. Слово может стать стрелой, которую человек выпускает в другого, не имея на то оснований, и тогда, если только он не покается и не поспешит исправить содеянное, стрела эта вернётся к нему же и пронзит его в страшный день, когда всё тайное станет явным. Любые обидные слова, оскорбления, попрёки не проходят для человека бесследно и остаются в его книге до тех пор, пока он не смоет их покаянием и добрыми делами или пока ему не предъявят точный счёт. И может статься, что одно лживое слово разрушит тысячи добрых дел или даже погубит человека, ибо Пророк наш (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, бывает, что раб Аллаха произносит слова, не задумываясь о том, [насколько они греховны], но за них его бросают в Огонь, на расстояние, равное расстоянию между востоком и западом» [Бухари; Муслим]. 

Грехов, совершаемых с участием рук, тоже намного больше, чем кажется на первый взгляд, и в отношении них мы должны быть не менее бдительны и осмотрительны. Ведь рукой человек может не только ударить. Порой протягивание руки и запретное прикосновение становится началом такого страшного греха как прелюбодеяние. Рукой человек пользуется когда крадёт, убивает, калечит. Рукой он уничтожает или портит чужое имущество.

В наш век высоких технологий диапазон грехов, совершаемых руками, значительно расширился, и для того, чтобы нанести кому-либо материальный или моральный ущерб, теперь достаточно нажать несколько кнопок на компьютере или на телефоне. Одна размещённая в интернете фотография или несколько строчек текста способны нанести непоправимый вред и глубочайшую рану.

Бывает, что мы наносим вред не только нашими поступками, но и своим бездействием. Когда человек не протягивает руку, чтобы раздать милостыню, помочь бедному, попавшему в беду или тяжело больному, несмотря на то, что имеет и материальные средства, и физические возможности для этого, он причиняет ему вред своим равнодушием, эгоизмом и скупостью. 

То же можно сказать и о том, кто молчаливо наблюдает за тем, как его родственники или друзья ослушиваются Аллаха, если он имеет возможность остановить их рукой или дать им добрый совет, к которому те прислушаются. И как человек, указывающий на добрый поступок, подобен тому, кто совершает его, так и молчаливый наблюдатель становится соучастником греха, который он мог бы предотвратить.

Благородные сподвижники, явившие собой прекрасный пример образцового соблюдения предписаний Корана и Сунны, внимательно относились и к своим словам, и к своим действиям. Они старательно избегали всего греховного и предосудительного, стремились не причинять вреда не только людям, но и животным и растениям. Они учили добру и удерживали от зла, устанавливали порядок и не распространяли нечестия. 

Хорошо бы и нам научиться следить за словами, которые слетают с нашего языка, и за действиями, которые мы совершаем, дабы нам не оказаться в числе тех, от чьего языка и рук страдают другие люди.

О Аллах, помоги нам оберегать наши языки и руки от всего запретного и убереги нас от причинения какого-либо вреда Твоим творениям! И пусть наши поступки и старания прибавляют умме только величие и приносят людям только радость и облегчение!