Пятничная проповедь в Прокопьевске (27 Джумада аль-уля 1443х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Размышляйте над своим поклонением!
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Размышление (тафаккур) – это мысли человека о делах, которые приводят к определенному результату. Аллах Всевышний в Своей Книге велит верующим размышлять. Посредством размышления человек достигает высоких степеней, укрепляет свою веру и убежденность.
Аллах Всевышний сказал: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь» (Сура Саба, аят 46) «То есть: О Мухаммад, скажи, обращаясь ко всем людям: «Я призываю вас только к одному, а вы, ответив на этот призыв, обретете желаемое и спасетесь от того, чего опасаетесь». «Встаньте ради Аллаха» ― то есть: встаньте, покорившись Ему, совершая то, что Он вам повелел, будучи искренними. После этого призадумайтесь.
В этом аяте указание на то, что человек, совершая какое-то деяние, должен задумываться о том, что он делает. Сделал ли он это как следует, или допустил упущения? Достиг ли он посредством этого деяния чистоты своего сердца и души? Не уподобляйся тому, для кого поклонение превратилось в простой обычай! Наоборот, размышляй над своим поклонением.
Например, ты совершаешь намаз. Аллах Всевышний сказал: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу» (2:45). А также: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45). Поразмысли! Добавила ли тебе молитва-намаз стремления к совершению праведных деяний? Стал ли намаз действительно помощью для тебя?
В действительности, за редким исключением, мало кто задумывается об этом. Задумываются среди людей лишь единицы. Рассказывают о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, что когда какое-то дело виделось ему тяжелым, он обращался за помощью к намазу (См. «Сахих аль-Джами‘», 4703). Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45).
Посмотри на свой намаз! Почувствовал ли ты после намаза отвращение к мерзости и порицаемым поступкам?
Также, например, человек даёт закят, следуя приказу Аллаха. Аллах Всевышний разъяснил пользы, которые несет в себе закят. Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (9:103). Если человек дает закят, пусть посмотрит, очистил ли закят его душу от скверных нравов, от грехов? Многие люди отдают закят подобно какому-то налогу, не чувствуя, что он их очищает. Задумайтесь подобным образом над всеми остальными видами поклонения!». «Шарх Рийад ас-салихин», глава 9.
Приходилось ли вам ссориться с соседями? Многим из нас приходилось и не раз. Уживаться с людьми непросто. Видимо, именно поэтому в Исламе особо подчеркивается важность доброго и почтительного отношения к соседям, особенно если их связывают с нами и иные узы.
Всевышний Аллах сказал: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками» (сура «ан-Ниса», аят 36).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джибрил не переставал давать мне наставления относительно хорошего отношения к соседу, так что я даже подумал, что он включит его в число наследников». (Ахмад, ал-Бухари, Муслим и другие).
Он также сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу» (Ахмад, ал-Бухари, Муслим).
Эти священные тексты указывают на важность соблюдения прав соседей: доброе отношение к ним является признаком превосходного нрава и правильной веры, а причинение им вреда относится к числу тяжких грехов. Мусульманам следует оказывать соседям посильную помощь и не отказывать им в том, что не доставляет им труда и не требует от них особых затрат.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не уверовал в меня тот, кто ложится спать сытым, зная о том, что рядом с ним его сосед голодает» (ал-Хаким). Он также сказал: «Если ты готовишь бульон, то добавь побольше воды и позаботься о своих соседях». (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).
Нередко бывает, что наши соседи нуждаются не столько в материальной, сколько в духовной пище. Но как же часто мы забываем об этом? Хотя знаем, что разъяснять истину и призывать к добру – это долг каждого верующего. Что стоит навестить соседа вечером и поинтересоваться его делами вместо того, чтобы увлечься перед телевизором? Что стоит позаботиться о нуждающихся, живущих по соседству, и поделиться с ними куском хлеба?
Какие-то полвека назад такой поступок не вызывал удивления. Напротив, он был нормой общественного поведения. Но сегодня… Сегодня мы отступили от тех традиций, на которых зиждилось наше общество, наша культура, наша вера. Даже в странах Средней Азии и Кавказа.
Слушайте же слова вашего пророка, мир ему и благословение Аллаха: «О мусульманки! Делайте подарки своим соседям и не пренебрегайте даже бараньим копытом» (ал-Бухари и Муслим). Видимо, он обратился именно к женщинам потому, что они большую часть времени проводят дома.
Если кто-то из нас не в состоянии помочь соседу материально, пусть поддержит его добрым словом или полезным советом. Передают со слов Ибн ‘Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сколько людей будет собрано вместе со своими соседями в Судный день! Они скажут: «Господи, этот человек закрыл передо мной дверь и отказался проявить ко мне обычную доброту!» (ал-Бухари в «ал-Адаб ал-муфрад»).
Поступаем ли мы так, как велели Аллах и Его посланник? Поступаем ли мы так, как велит нам совесть? Вспоминаем ли мы о нуждах наших соседей и близких? Защищены ли они от нашего вреда? Пусть каждый ответит на эти вопросы для себя…
Шейх Ибн Баз говорил: "Запрещено мусульманам участие в христианских, иудейских, и в любых других праздниках неверия, более того обязательным является его оставление, т.к. это подражание неверию (куфр), а тот кто им подражает - один из них! И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал нас от уподобления им и от заимствования их обычаев. И является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки остерегаться этого и не содействовать в установлении их праздника, чем бы это не было, т.к. это противоречит шариату, и т.к. его устанавливают враги Аллаха. И нельзя соучаствовать с ними в этом и помогать им в этом, дав им для этого хотя бы чай, или кофе, или любую посуду, или что-либо другое.
Ведь сказал Аллах: «Помогайте друг другу в хороших делах и в богобоязненности и не помогайте в грехе!» (аль-Маида 5:2). А соучастие с неверующими в их празднике — это один из видов помощи в грехе, и поэтому является обязательным оставить это, и не подобает разумному человеку обольщаться делами людей, и обязательным является смотреть на то, с чем пришёл шариат, и быть покорным приказам Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) а не смотреть на то, чем занимаются люди, ведь поистине большинство людей не заботит то, что предписал Аллах.
Как и сказал Аллах: «И если ты подчинишься большинству из тех кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха» (аль-Ан’ам 16:116). Так же сказал Аллах: «И не является большинство людей верующими, даже если ты и желаешь» (Юсуф 12:103). Посему не разрешено придерживаться праздников противоречащих шариату, даже если и празднуют их люди.
Мусульманин взвешивает свои слова и свои дела, и слова и дела людей, Книгой Аллаха и Сунной, и то, что соответствует им обеим или же одному из них, то это принято, даже если и оставят это люди, а то, что противоречит им обеим или же одному из них, то это отвергнуто, даже если и делают это люди.
Да поможет всем Аллах и да наставит на правильный путь, и да воздаст Аллах вам благом". Берегите себя и свои семьи от огня Ада.