Пятничная проповедь в Прокопьевске (17 Раджаб 1443х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
"Если говорить о вере, то большинство людей утверждают, что она у них есть, но: «Большинство людей не уверуют, даже если ты будешь страстно желать этого» (сура 12 «Юсуф», аят 103).
У большинства мусульман есть вера в общем, что же касается подробной веры в то, что принёс Посланник ﷺ, сопровождаемой знанием, признанием и любовью, а также знанием противоположного и ненавистью и отвращением к нему, то это вера избранных, вера ближайшего окружения Посланника ﷺ.
У многих людей из веры есть только признание существования Творца и того, что это Он сотворил небеса, землю и то, что между ними. А это не отрицали и идолопоклонники из числа курайшитов и не только!
А у других вера ограничивается произнесением двух свидетельств, и неважно, сопровождается ли это произнесение совершением благих деяний, и неважно, подтверждает ли сердце человека произносимое свидетельство или отвергает его.
У других вера — это только вера сердцем в то, что Всевышний Аллах — Творец небес и земли и что Мухаммад — Его раб и Посланник ﷺ, даже если он не подтверждает это своим языком и деяниями — при этом он может даже поносить Аллаха и Его Посланника ﷺ и совершать самые тяжкие грехи: мол, если он признаёт единственность Аллаха и пророческую миссию Его Посланника ﷺ, то он верующий.
Некоторые же считают верой отрицание качеств Всевышнего Господа — Его возвышенности над Троном, изречения Им Его слов и Писаний, Его способности видеть и слышать, Его воли, могущества, любви, ненависти и других описаний, которые Он дал Себе Сам и которые дал ему Его Посланник. По мнению этих людей, вера — это отрицание всех этих истин и предпочтение им противоречивых мнений и идей измышляющих, которые отвечают друг другу и критикуют друг друга. Эти люди, как сказали о них 'Умар ибн аль-Хаттаб и Ахмад ибн Ханбаль: «Впавшие в разногласия относительно Писания, противоречащие Писанию и единодушные в оставлении Писания».
Для других вера — это поклонение Аллаху в соответствии со своими «озарениями», экстазами и страстями душ своих вместо поклонения Ему в соответствии с тем, что принёс Посланник Аллаха ﷺ.
У другой категории вера — это путь, на котором они застали своих отцов и предков и которому теперь слепо следуют. Их вера строится на двух основаниях. Первое: это слова их предков. Вторая: убеждённость в том, что их слова — истина.
Есть те, кто считает веру — благонравием, благовоспитанностью, приветливым выражением лица, привычкой хорошо думать о всяком человеке и оставление людей с их легкомысленными поступками.
А некоторые считают, что вера — это отречение от мира и существующих в нём уз и связей, освобождение сердца от него и равнодушие к нему. Увидев человека, который ведёт себя именно так, они начинают считать его одним из предводителей верующих, даже если в действительности он далёк от веры, не обладает знанием и не совершает благих деяний.
Ещё дальше пошли те, кто счел, что вера — это одно только знание, даже если его не сопровождают дела. Все эти люди не знают истинной сути веры, не привержены ей должным образом и вера эта не проявляется в них.
Этих людей можно разделить на несколько категорий. Среди них есть те, которые считают верой то, что в действительности является её противоположностью, и те, которые считают верой то, что в действительности не является верой, и те, которые считают верой то, что является необходимым условием для неё, но этого недостаточно и одно оно не может считаться верой.
Есть и такие, которые считают непременным условием веры то, что на самом деле противоречит ей и является её противоположностью, и такие, которые считают её непременным условием то, что на самом деле не имеет к ней никакого отношения.
Вера же в действительности не такая. Вера — понятие собирательное. Она складывается из знания того, что принёс Посланник ﷺ, признания этого сердцем [то есть убеждённости в истинности этого], признания этого языком [посредством произнесения двух свидетельств] и следование этому с любовью и смирением и претворение этого в жизнь на практике, внутренне и внешне, осуществление его и призыв к нему по мере возможностей. Совершенство в ней — любовь ради Аллаха, ненависть ради Аллаха, даяние ради Аллаха и лишение ради Аллаха. При этом Аллах должен быть для человека единственным Богом и объектом поклонения.
Путь к вере: неуклонное следование Сунне Посланника ﷺ, внешнее и внутреннее, и приучение сердца не отвлекаться ни на что от Аллаха и Его Посланника ﷺ. А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и поддержку.
Кто занят Аллахом вместо того, чтобы заниматься душой своей, того Аллах избавит от необходимости заботиться о душе своей. И того, кто занят Аллахом вместо того, чтобы заниматься людьми, Аллах избавит от необходимости заниматься ими. А того, кто заявят душой своей вместо того, чтобы заниматься Аллахом, Он поручит душе его. А того, кто занят людьми, вместо того, чтобы заниматься Аллахом, Он предоставит людям". Да, убережёт Аллах нас от всего этого!
Жизнь может быть слишком долгой для того, чтобы не удержаться на прямом пути, и слишком короткой для того, чтобы сделать самое главное. Не строй больших надежд и не впускай любовь к земным благам в твое сердце, и тебе будет легче бороться с наущениями шайтана.
Шайтану нет дела до того, какой грех ты совершаешь: ложь, воровство, прелюбодеяние, сняла ли ты хиджаб, сбрил ли бороду или даже убийство. Совершенный тобой грех сам по себе не является его самоцелью. Его целью является сделать тебя неверующим, и для достижения этого результата он будет приходить к тебе днем и ночью, спереди и сзади, слева и справа, пробуя на тебе разные виды грехов, пока не подберет подходящий или подходящие, которые ослабят твою веру настолько, что противостоять неверию не останется ни сил, ни желания. Вера и неверие для тебя станут чем-то одинаковым. Это и является его целью. Тогда он и покинет тебя.
«Они подобны дьяволу, который говорит человеку: «Не веруй!» Когда же тот становится неверующим, он говорит: «Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров»». Поэтому, посмотри на свою жизнь, посмотри на свои дела, посмотри куда они тебя ведут. Шайтану нет дела до твоих грехов. Но грехами он хочет убить тебя, сделав неверующим. Главная и конечная цель шайтана – сделать так, чтобы сыны Адама оказались в адском Пламени навечно.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени». «Сатана - Иблис желает ввести их в глубокое заблуждение». Если же он не может достичь своей цели сделать людей неверными и многобожниками, то он не отчаивается и довольствуется задачами поменьше. Так, он старается подтолкнуть людей к грехам разной степени тяжести.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину , шайтан заседает против сына Адама на его путях. Вначале он садится, поджидая его на пути Ислама и наущая его: «Неужели ты покоришься и станешь мусульманином? Неужели ты оставишь свою религию, религию отцов и дедов?» Но человек не слушается его, принимает Ислам и покоряется Аллаху. Затем он садится, поджидая его на пути переселения (хиджры), и говорит ему: «Неужели ты переселишься? Неужели ты бросишь свою землю и своё небо? Ведь переселенец всегда как конь в стойле!» Но человек не слушается его и переселяется. Затем шайтан садится, поджидая его на пути борьбы за Ислам, и говорит ему: «Неужели ты будешь бороться? Это же большая трудность как физически, так и денежно. Ты будешь сражаться, тебя убьют, твоя жена выйдет за другого, а твоё имущество разделят!» Но человек не слушается его и вступает в борьбу за Веру».
Далее Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто поступит так, того Аллах обязательно введёт в Рай. Кто будет убит на этом пути, того Аллах обязательно введёт в Рай. Кто утонет на этом пути, того Аллах обязательно введёт в Рай. Кого убьёт животное на этом пути, того Аллах обязательно введёт в Рай».
Здесь может родиться вопрос: насколько хорошо удаётся шайтану реализовывать свои задачи, добиваться целей и вводить людей в заблуждение? Боюсь, что ответ на этот вопрос может повергнуть людей в уныние, ведь статистика такова, что из тысячи человек от адской бездны спасется лишь один. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах скажет: «О Адам», – и тот ответит: «Да, я перед Тобой, слушаю Тебя, ведь все блага в Твоих руках». Аллах скажет: «Покажи всех обитателей Пламени». Адам спросит: «Сколько же их, обитателей Пламени?» И ответит Аллах: «Из каждой тысячи – девятьсот девяносто девять». В тот день поседеет ребёнок, и каждая беременная выкинет свою ношу, и ты увидишь людей пьяными, а на самом деле пьяными они не будут, но так будет потому, что наказание Аллаха сильно».