Пятничная проповедь в Прокопьевске (8 Шаабан 1443х.)

Пятничная проповедь в Прокопьевске (8 Шаабан 1443х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Али ибн аби Талиб сказал: «Заботьтесь о принятии дел больше, чем о самих делах! Разве вы не слышали как Аллах сказал: “Аллах принимает лишь от богобоязненных” (5:27)». 

Почему у некоторых людей Вера проявляется только на словах? Как достичь истинной Веры, приносящей радость и добро как себе, так и окружающим людям? 

Бойтесь Аллаха Всевышнего и знайте, что самый большой дар, который получает человек в своей жизни, – это прямой путь к истинной Вере. Просите Аллаха, чтобы Он внушил вам любовь к Иману и украсил его в ваших сердцах, а также внушил отвращение к неверию (куфр), нечестию и ослушанию. 

Часто можно слышать, как некоторые люди, считающие себя мусульманами, говорят: «Наша вера – Ислам. Мы мусульмане». Но когда ты посмотришь на их дела, то не найдёшь в них ничего, что указывало бы на наличие Исламской религии в их жизни и в их поступках. 

Они говорят: «Наша вера в сердце», но не ведают, что Вера (Иман) невозможна без дел и убеждений. Мы скажем им: «Если бы в ваших сердцах было то, о чём вы говорите, это непременно проявилось бы в вашем поведении, в ваших поступках и словах». 

Мы спросим: «Если ваши сердца так чисты, как вы утверждаете, если в душе вы любите Аллаха, тогда почему ваши дела грязны, а ваши поступки ненавидят Аллаха»?» Они говорят: «Мы хорошие люди, мы никого не убиваем, не воруем, не ругаемся, много не пьём, не дерёмся». 

Им в ответ мы спросим: «Это и есть предел вашего достоинства? Неужели высшая степень благородства и чести для вас – это отказ только от самых омерзительных дел? Вы считаете это той планкой морали, которую должен поставить для себя мусульманин? Неужели вы сами решили избрать для себя в этом мире степень добра и зла? Разве вы создали этот мир и создали сами себя?» 

Это и есть та самая гордыня, которая навлекает на человека гнев Всевышнего, когда человек считает благом то, что кажется ему благом, и считает злом то, что кажется ему таковым, не обращая внимания на то, что по этому поводу решил Аллах. 

Всевышний сказал: «Видел ли ты того, кто своим богом сделал собственные желания? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (45:23). 

Когда слышишь подобные отговорки, то в душе появляются смешанные чувства. С одной стороны, человек выставляет себя в глупом свете, а с другой стороны, дерзит против Всевышнего, ведь никогда в жизни эти отговорки он не станет использовать перед людьми, но без малейшего колебания пускает их в ход перед своим Создателем. 

Чтобы правильно понять, в чём заключается связь между словами и делами человека, нам следует знать, что представляет из себя Вера (Иман), которой нас облагодетельствовал Всевышний Аллах и которой нас обучил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего). 

Истинная Вера – это не просто мечты и красивые обряды, Вера – это то, что укореняется в глубине сердца и подтверждается делами. Она включает в себя слова, дела и убеждения. Вера будет истинной только тогда, когда человек свидетельствует о ней языком, убежден в ней своим сердцем и исповедует её своими поступками. Она имеет свойство увеличиваться и становиться крепкой, когда мусульманин повинуется Аллаху и выполняет Его законы. Также Вера может уменьшаться и слабеть, если он не подчиняется велениям Всевышнего и нарушает Его заповеди. 

Вера - это не выученные наизусть религиозные тексты и не огромное количество знаний. Она не в молитвах, постах и милостыне. Мы видим большое количество востоковедов, которые блестяще владеют всеми тонкостями арабского языка, разбираются в мельчайших деталях религии, знают исламскую литературу и пишут об Исламе тома книг. Мы знаем о лицемерах, которые молятся, постятся и совершают другие виды поклонения. Однако, ни то, ни другое не делает ни тех, ни других верующими.

Вера - это нечто неосязаемое, находящееся в сердце, которое невозможно потрогать, увидеть, измерить, взвесить, но при этом увеличивающееся и уменьшающееся. То, что заставляет говорить и совершать дела. То, что заставляет сердце гореть и сжиматься. То, что лежит тяжестью в сердце и пускает в нем крепкие корни, но в то же время может в любой момент незаметно улетучиться, испариться, незаметно исчезнуть, что ты даже не сможешь ее поймать, ухватиться за нее, не дать ей уйти.

Она не подвластна тебе и не зависит от твоих желаний и прихотей. Это дар, это милость, данная тебе Милостивым, Милосердным.

Иман имеет шесть незыблемых столпов, а лишившись одного из них, человек лишается Имана полностью: 

1) Вера в Аллаха: в то, что Он существует, что только Он один управляет этим мирозданием, Он один имеет право на то, чтобы Ему поклонялись, Он один обладает бесподобными именами и качествами. 

2) Вера в Его Ангелов, которые беспрекословно подчиняются Его приказам. 

3) Вера в ниспосланные Им священные Писания. 

4) Вера в Пророков, которых Он направил к людям. 

5) Вера в Будущую Жизнь, воскрешение всех умерших и наступление Великого Суда, после которого все люди попадут либо в Рай, либо в Ад. 

6) Вера в Предопределение Аллахом меры всего сущего, всего, что происходит в этом мире, как доброго, так и плохого. 

Во многих аятах Корана Аллах обращается к обладателям Веры со словами: «О те, которые уверовали…», повелевая им соблюдать Его законы и запрещая нарушать установленные Им границы. Только настоящая, укоренившаяся в сердце Вера побуждает человека к искреннему выполнению приказов Аллаха и отказу от грехов. 

Тот же, кто языком своим говорит, что он верующий, а сам не выполняет велений Всевышнего, не избегает Его запретов, такой человек лжёт в своих притязаниях на Веру (Иман). Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (2: 8-9). Этот аят говорит нам, что оправдания никогда не обманут ни Аллаха, ни верующих, потому что они неприемлемы даже в отношениях людей между собой. Это лишь самообман, самоуспокоение и насмехательство над своим собственным разумом.

Истинная Вера – это ступень праведных дел и благородных качеств, при помощи которых мусульманин возвышается и начинает отличаться от неверующих. Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими» (8:2-4). 

Истинная Вера исправляет поступки людей и делает их праведными, что является непременным условием их принятия. Аллах сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97). 

Это надежда верующего, его цель и стремление, мусульманин желает, чтобы дела его были приняты Аллахом. Тот же, кто хочет получить награду без дел, не является верующим, тот лишь тешит себя несбыточными мечтами и легкомысленными грёзами.

Нередко действительно можно встретить исключительно приятных в общении людей, которые делают что-то на пользу людям, осуществляют какие-то общественно-полезные проекты и даже строят мечети. Иногда они делают это совершенно безвозмездно, казалось бы, с чистым сердцем, совсем не для похвалы, но чтобы помочь людям по-настоящему. Но, вместе с этим, они не совершают того, что повелел им Аллах. Те благие дела, которые они сделали без Имана, не будут приняты Аллахом, ибо эти дела подобны жертвоприношению поднесенному идолу собственных желаний. «Видел ли ты того, кто обожествил свои желания?» (45:23). 

Аллах примет только те дела, которые были совершены с искренним сердцем, только ради Его довольства, были чисты от любых примесей многобожия и показухи и соответствовали учению Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Остальные дела, которые лишь казались людям добрыми и не соответствовали условиям Аллаха, будут отвергнуты и рассеяны в пыль. 

Верующий человек, таков настоящий мусульманин, он никогда не позволит себе предпочесть чьё-либо мнение, если на то уже есть решение Аллаха и Его Посланника. 

Неверующие люди и лицемеры, которые лишь притворяются мусульманами, отворачиваются от решения Аллаха и Его Пророка и обращаются к мнениям и суждениям кого-то другого, ища у них то, что соответствует их желаниям. 

Есть люди, которые называют себя мусульманами, когда это им выгодно и когда это их ни к чему не обязывает, но как только Вера пересекается с их низменными интересами, то от неё не остается и следа. Аллах Всевышний сказал: «Они (лицемеры) говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся». Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими. Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается» (24:47-48). 

В наше время стало много людей, которые хотят считаться верующими только по своему мусульманскому имени. Они хотят Веру без дел. Им по душе Вера без намаза, без закята, без поста и без хаджа. И более того, они хотят Веру без Единобожия и без исламских убеждений. Они хотят Веру, в которой можно поклоняться могилам, мавзолеям, праведникам, святым, родникам, деревьям… Они хотят Веру, в которой можно опираться на суждения людей, отказываясь от решения Аллаха. 

Но это невозможно! Потому что Вера в Аллаха неизбежно подразумевает неверие в тагута. Вера в Аллаха наряду с кем-то ещё несбыточна, так как Вера в Аллаха и вера в шайтана – два взаимоисключающих понятия. Всевышний сказал: «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» (2:256). 

Верующий переживает и сочувствует страданиям своих верующих братьев, следуя словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Верующие в своей любви, милосердии и сострадании друг другу подобны одному телу, если один орган болит, то всё тело отзывается на эту боль бессонницей и лихорадкой». Но как много тех, кто называет себя мусульманином, но ему и дела нет до того, что происходит с мусульманами не только в мире, но даже в своей мечети и мусульманской общине их города.

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, Вера которых усиливается, когда им читают Его аяты» (8:2).

Иман увеличивается от чтения Корана и совершения добрых дел, от присутствия с праведными людьми и дружбы с ними, а также от поминания Аллаха, которое успокаивает сердца верующих. 

Попросим Аллаха сделать крепкой нашу Веру, которая является крепостью нашего бытия. Попросим сделать благополучной нашу мирскую жизнь, в которой мы проходим данное нам испытание и нашу будущую Жизнь, к которой мы неизбежно придём. Попросим Милостивого Аллаха сделать так, чтобы жизнь только прибавляла нам блага и праведности, а наша смерть была избавлением от всякого зла и страдания. И попросим Аллаха сделать так, чтобы эта мирская жизнь не была нашей самой большой заботой и пределом наших познаний.