Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (23 Джумада аль-уля 1439х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (23 Джумада аль-уля 1439х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью. Сура Аль-Анфаль, аят 29.

Богобоязненность мусульманина — залог его счастья и преуспеяния. Аллах сообщил, что благодаря этому качеству человек может приобрести многочисленные блага как при жизни на земле, так и после смерти. В обсуждаемом нами откровении Аллах поведал о том, что богобоязненный раб приобретает четыре преимущества, каждое из которых превосходит земной мир вместе с его благами.

Первое преимущество — это способность отличать истину ото лжи. Под этим подразумеваются полезные знания и верное руководство, благодаря которым человек отличает прямой путь от заблуждения, истину ото лжи, дозволенное от запретного, счастливых праведников от несчастных грешников.

Второе и третье преимущества — это отпущение прегрешений и прощение грехов. Эти два качества взаимосвязаны, независимо от того, упоминаются они вместе или раздельно. Толкователи считают, что отпущение прегрешений относится к малым грехам, а прощение распространяется на тяжкие грехи.

Четвертое преимущество — это великое вознаграждение и щедрая награда, уготованная для богобоязненных праведников, которые отдавали предпочтение довольству Аллаха перед собственными желаниями.

Богобоязненному человеку Он посылает в сердце божественное просвещение, которое указывает ему путь. Как и любая другая истина веры, это познается только опытным путем. Битва при Бадре названа в исламском богословии «фуркан», потому что была первой пробой сил между добром и злом в исламской истории. Зло было преодолено, и истинно верующих стали отличать от тех, чья вера была недостаточно сильна, чтобы извлечь из этого урок. Муслимов заверяют в том, что Аллах снабдит их пониманием и истинным знанием вещей, если они проявят богобоязненность. Богобоязненный человек, исполняющий заповеди Аллаха и избегающий запрещенного, обретает способность различать между правом и беззаконием, что ведет к здравию и победе в земных делах и к блаженству и прощению грехов в День воскресения.

Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов. Сура Аль-Анфаль, аят 30.

О Посланник! Помни о милости, которую Аллах оказал тебе. Многобожники собрались на совет, чтобы решить, как им поступить с тобой. Одни хотели заточить тебя и заковать в цепи. Другие хотели убить тебя, надеясь таким образом избавиться от твоих проповедей. Третьи хотели изгнать тебя из города. Каждый из собравшихся высказал свое мнение по этому поводу, однако они решили последовать совету самого злостного из неверующих — проклятого Абу Джахла. Он предложил выбрать из каждого курейшитского рода по одному юноше, вручив каждому из них острый меч, чтобы они вместе нанесли тебе разящие удары. И тогда ответственность за твое убийство легла бы на все курейшитские семейства, и роду Хашима пришлось бы довольствоваться выкупом, ведь они не смогли бы мстить всем курейшитам сразу. Заговорщики решили устроить засаду ночью и напасть на тебя, когда ты проснешься.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, узнал о заговоре через откровение с небес. Выйдя из дома, он посыпал песок на головы курейшитов и прошел мимо них незамеченным. Аллах сделал так, что они не увидели его. Когда же они решили, что он задерживается, к ним пришел человек и сказал: «Пусть Аллах разрушит ваши мечты! Мухаммад уже вышел и посыпал ваши головы песком». И только тогда они стряхнули песок со своих голов. Аллах защитил Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха, от заговорщиков и позволил ему переселиться в Медину. Там Он поддержал его многочисленными сподвижниками из числа мухаджиров и ансаров. Его религия распространялась, и спустя несколько лет он покорил Мекку и ее жителей. Они смирились перед ним и признали его власть, хотя прежде он был вынужден тайно покинуть родной город, опасаясь за свою жизнь. Пречист Аллах, Который заботится о Своих рабах, сопротивляться Которому не в силах ни одно творение!

Когда им читают Наши аяты, они говорят: «Мы уже слышали это. Если мы захотим, то сочиним нечто подобное. Ведь это — всего лишь легенды древних народов». Сура Аль-Анфаль, аят 31.

Всевышний поведал об упрямстве неверующих, которые отвергли посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда им читали коранические аяты, подтверждающие правдивость всего, что проповедовал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, они говорили: «Мы все это уже слышали. Это — всего лишь сказки древних народов». Эти слова были результатом их упрямства и несправедливости. Если бы это было не так, то они приняли бы вызов, который им бросил Аллах, когда предложил им позвать на помощь кого угодно, кроме Него, и сочинить хотя бы одну суру, подобную кораническим откровениям. Они не приняли этот вызов и не смогли скрыть свое бессилие. Что же касается их слов, то они были совершенно безосновательны и опровергались действительностью. Им было прекрасно известно, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не умел ни читать, ни писать. Он не отправлялся в дальние поездки, чтобы изучить сказания древних народов. И, несмотря на эти обстоятельства, он принес человечеству Писание, к которому ложь не может подступиться ни спереди, ни сзади. Он принес Писание, ниспосланное Мудрым и Достохвальным Аллахом. Вожди курайшитов хорошо знали действенность этого призыва и его истинность. Они знали, что слова «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха» означают неповиновение любому человеческому господству. Поэтому они боролись с этим учением, называя Коран легендами древних. Вначале это имело успех в невежественном обществе, пока не стала ясной разница между этими легендами и языком Корана и этот метод не принес длительного успеха в Мекке. Этот саркастический намек неверных, который неоднократно упоминается в Коране, подчеркивает их мнение, что Коран не является Откровением Аллаха. Как считает Анас бин Малик, эту формулировку придумал Абу Джахль, главный противник пророка в Мекке, который погиб в битве при Бадре.

Письмо ал-Хасана ал-Басри халифу Умару ибн Абд ал-Азизу о смысле земных благ

Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» (6/312-314) приводит рассказ Ибрахима ибн ‘Абдаллаха ибн Абу ал-Асвада о том, что ал-Хасан [ал-Басри] отправил ‘Умару ибн ‘Абд ал-‘Азизу послание, в котором было сказано:

«А затем… Поистине, этот мир — временная обитель, и никто не останется здесь навсегда. И, поистине, Адам (Мир ему) был низведён сюда в наказание. Посему, о повелитель правоверных, остерегайся этого мира. Здесь запасаются тем, от чего отказываются, и богатеют тогда, когда бедствуют. Каждый миг он приносит жертвы, унижает тех, кто почитает его, и делает нищим того, кто копит земные богатства. Его блага подобны яду: вкушает его только тот, кто не знает, что это такое, и гибнет от него. Живи в этом мире, как больной, залечивающий раны. Он соблюдает диету короткий период, опасаясь затяжной болезни, и терпит то, что ему неприятно, опасаясь долгого испытания. Остерегайся этого обольщающего мира, который обманывает своими красотами и дарит надежды, прельщает и завораживает. Он словно принаряженная невеста. Взоры притягиваются к ней, сердца очаровываются ею, души влюбляются в неё. Но эта невеста убивает всех своих мужей.

Живые не извлекают уроков из прошлого, судьбы первых не сдерживают тех, кто следует за ними, и даже знающий об Аллахе не задумывается, когда ему рассказывают об этом мире. Влюблённый в него получает от него то, что ему нужно, обольщается, развращается и забывает о возвращении к Аллаху. Он отдаёт ему своё сердце, пока не спотыкается о него. И тогда он начинает горько сожалеть и сильно горевать, а тем временем муки смертельной агонии соединяются с горечью расставания. Он покидает его в муках, так и не добившись желаемого и не отдохнув от забот. Он отправляется в путь без провианта, неподготовленный. Остерегайся его, о повелитель правоверных, и больше всего радуйся тому, что сумеешь остеречься его, потому что всякий раз, когда пользующийся земными благами находит в них покой и радость, они доставляют ему неприятность. Тот, кто вместе со своей семьёй находит в них радость, обольщается, и тот, кто пользуется ими, завтра понесёт убытки.

В этом мире ожидания сопряжены с испытаниями, и пребывание в нём есть умирание. Его радости смешаны с горем. То, что теряешь в нём, не возвращается, и никогда не знаешь, что ожидает тебя впереди. Его обещания лживы, а надежды, которые он вселяет, обманчивы. Самое чистое в нём не лишено примеси, и жизнь здесь в тягость. Здесь потомку Адама всегда угрожает опасность, и если он разумен, то ограждает себя от удовольствий и проявляет бдительность в беде. Если бы Создатель не поведал нам об этом мире и не привёл притчи о нём, его всё равно хватило бы, чтобы разбудить спящего и беспечного. Но Аллах предостерёг от него и дал назидания. Этот мир ничего не стоит и не весит у Аллаха, и Он не взглянул на него с тех пор, как создал его. Твоему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) были показаны ключи от его сокровищниц, которые не уменьшили бы его награду у Аллаха даже на вес комариного крыла, но он отказался принять их. Он не захотел ослушаться веления своего Господа, или возжелать то, что ненавистно его Создателю, или оказать почтение тому, что унизил его Повелитель.

Он скрыл этот мир от праведников для испытания их и распростёр его перед Своими врагами для обольщения их, чтобы обольщённый земными благами, обретя их, решил, что он достойнее других и позабыл о том, как поступил Аллах с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), когда тот привязывал камень к животу, чтобы притупить чувство голода. В предании сообщается, что Могучий и Великий Аллах сказал Мусе (мир ему): “Завидев приближающееся богатство, скажи: “Это из-за греха, наказание за который не было отсрочено”. А завидев приближающуюся бедность, скажи: “Добро пожаловать, признак праведников!” Если хочешь, последуй примеру того, кто был духом и словом от Аллаха, ‘Исы ибн Марйам (Мир ему), который говорил: “Моя приправа — это голод, мой девиз — это страх перед Аллахом, моя одежда — это власяница, зимой мой очаг — первые лучи солнца, мой светильник — это луна, моё средство передвижения — это мои ноги, моя еда и мои плоды — это то, что взрастила земля. Я не имею ничего, когда засыпаю, и не имею ничего, когда просыпаюсь, но на свете нет никого богаче меня”».