Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (2 Джумада аль-уля 1439х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Приход шайтана в последние мгновения жизни человека
Когда к человеку приходит смерть, шайтан делает всё, чтобы не упустить свою добычу. Мусульманские учёные упоминают о том, что в эту трудную минуту шайтан приходит к человеку в образе его отца или матери или кого-то, кто был добр к нему, заботился о нём и давал ему искренние советы, и начинает убеждать его принять какою-нибудь религию, противоречащее Исламу. И здесь отклоняется от прямого пути тот, о ком записано в Предопределении, что конец его не будет благим (Куртуби. Тазкира). Однако это не обязательно случится, с каждым. Некоторым станут предлагать разные религии перед смертью, но другие через это не пройдут. Такое уже случалось со многими. Всё это относится к искушениям жизни и смерти, защиты от которых мы должны просить у Аллаха в наших дуа.
Шейх ибн Таймия говорит, что шайтан больше всего старается сбить человека с правильного пути, когда тот находится при смерти, потому что для шайтана это последняя возможность. В качестве подтверждения своим словам он приводит достоверный хадис: «Дела оцениваются по их завершению». К тому же Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, бывает так, что раб Аллаха вершит дела обитателей Рая до тех пор, пока не будет отделять его от Рая расстояние в локоть. И в этот миг свершается то, о чём записано в Предопределении, и он начинает вершить дела обитателей Огня и попадает в Огонь. И бывает так, что раб Аллаха вершит дела обитателей Огня до тех пор, пока не будет отделять его от Огня расстояние в локоть. И в этот миг свершается то, о чём записано в Предопределении, и он начинает вершить дела обитателей Рая и попадает в Рай». Поэтому передаётся также, что самые большие усилия для того, чтобы сбить человека с прямого пути, шайтан прилагает, когда тот умирает. При этом он говорит своим помощникам: «Берегитесь упустить его, ибо, если он ускользнёт от вас сейчас, вам уже никогда не заполучить его» [Маджму' аль-фатава].
Причины дурного конца:
Многих из тех, кто демонстрирует, что он — мусульманин, и внешне исполняет предписания ислама, ожидает — да убережёт нас Аллах от этого — дурной конец. И это заметно по ним, когда они умирают. Вот что сказал Садик Хасан Хан о дурном конце: «Существуют причины, к нему приводящие, от которых верующему следует отдаляться» [Йакзат ули-ль-и‘тибар]. Затем он упоминает эти причины.
1. Неправильные убеждения - ‘акида — даже если им сопутствует благочестие, праведность и воздержанность. Если, имея подобные убеждения, человек ни на секунду не сомневается в их правильности, то, когда он будет находиться при смерти, ему может показаться, что некоторые его правильные убеждения так же неверны и безосновательны, как и эти. Это потому, что он не чувствует разницы между одним убеждением и другим. Таким образом, если он обнаружит, что какие-то из его убеждений неправильны, это может стать причиной для изменения остальных его убеждений. И если душа его покинет тело до того, как он успеет распознать истину и вернуться к основам веры, его ожидает дурной конец. Он покинет это мир без веры и станет одним из тех, о ком Всевышний сказал: «И увидят они от Аллаха то, что не предполагали увидеть [наказание и мучения в Огне]» (сура 39 «Толпы», аят 47).
Каждый, кто видит нечто не таким, каким оно является на самом деле, опираясь на своё видение вещей и свой разум, или же перенимает убеждения от человека, который поступает так, подвергается опасности, и ему не помогут отстранение от благ мира этого и праведность. Пользу ему могут принести только правильные убеждения, соответствующие Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, — потому что убеждения, составляющие собой основу религии, могут черпаться только из этих двух источников, а иначе они не принимаются.
2. Упорство в совершении грехов: тот, кто упорно ослушивается Аллаха раз за разом, в конце концов привыкает грешить. А то, к чему привык человек в своей жизни, он вспоминает в свои последние минуты. И если он был послушен Аллаху и совершал много благих дел, то на смертном одре он вспоминает в основном о благих делах. А если он был больше склонен к совершению грехов, то перед смертью ему вспоминаются в основном грехи и ослушание Аллаха. И возможно такое, что, когда придёт к нему смерть, он будет настолько поглощён мыслями об этих грехах, что это помешает ему раскаяться, и он так и умрёт, опутанный цепями греха. Грех этот станет завесой между ним и его Господом и причиной того, что у жизни его будет дурной конец.
Недаром Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Грехи — предвестник неверия». Кто не совершал грехов или раскаялся после их совершения, тому подобная опасность не угрожает. Но того, кто совершал много грехов — даже больше чем благих дел и не раскаялся, а, напротив, упорствовал в их совершении, подстерегает огромная опасность. Ведь привычка грешить и ослушиваться Аллаха может стать причиной того, что в последние мгновения своей жизни человек вспомнит свои прошлые грехи и вновь склонится к ним его сердце. И в это мгновенье его душа покинет тело, и конец его будет скверным. Это легко представить на примере. Человек, несомненно, видит во сне многое из того, к чему он привык в своей повседневной жизни. Например, тому, кто посвятил свою жизнь приобретению знаний, снится нечто, связанное с науками и знаниями, а торговец видит то, что связано с его деятельностью. Это потому, что к этим вещам человек давно привык, они близки его сердцу. И хотя смерть отличается от сна намного тяжелее его, однако состояние, предшествующее смерти, сходно с погружением в сон. И если совершение грехов для человека — давняя привычка, естественно предположить, что он будет вспоминать об этих грехах перед смертью. Он будут вновь представляться ему, тревожить его сердце, и оно опять начнёт склоняться к ним. И если душа человека будет извлечена из тела, когда он пребывает в таком состоянии, его ожидает дурной конец.
3. Отклонение от прямого пути: бывает так, что сначала человек неуклонно исполняет веления Аллаха и отдаляется от запретного, а затем всё меняется, и он отклоняется от своего первоначального пути. И это становится причиной дурного конца. Например, Иблис был вначале предводителем ангелов и их наставником и проявлял наибольшее усердие в поклонении Аллаху. А потом, когда Аллах повелел ему поклониться Адаму, он возгордился и ослушался, проявив неблагодарность и неверие.
4. Слабость веры: если вера человека слаба, то любовь к Аллаху постепенно ослабевает в его сердце, а любовь к этому миру, напротив, крепнет. И любовь эта завладевает его сердцем так, что в нём уже не остаётся места для любви к Всевышнему Аллаху. Он вроде бы любит Аллаха, но это не заставляет его противиться капризам своей души. Эта любовь не удерживает его от грехов и не побуждает к благим делам и послушанию. И он идёт туда, куда ведут его страсти и желания, и начинает творить дурное. Тьма грехов окутывает его сердце и начинает потихоньку гасить свет веры, которая, несмотря на свою слабость, всё ещё теплится в нём. И вот, когда к человеку приходит смерть, любовь к Аллаху в его сердце становится ещё слабее, потому что он понимает, что покидает этот мир, к которому он так привязан. Эта привязанность живёт в нём, несмотря ни на что, и он не желает уходить из этого мира. Разлука эта причиняет ему боль, и он понимает, что это — от Аллаха. И вполне может случиться так, что внутри у него появится ненависть к Аллаху вместо былой любви, и эта слабая любовь превратится в отвращение. И если душа будет извлечена из его тела в миг, когда сердце его стремится к этому миру и лицо его обращено к нему, опустится между ним и Господом его завеса.
Садык Хасан Хан приводит слова имама аль-Газали о том, что дурной конец бывает двух видов: «Причём один из них ужаснее другого:
Первый, наиболее страшный из них - это когда сердцем пребывающего в агонии человека овладевают сомнения или он отрекается от веры. После этого душа его выходит из тела, и ее навсегда отделяет от Всевышнего Аллаха завеса. Это предполагает, что человек будет навечно отдалён от Аллаха и его ожидает вечное наказание в Огне.
Второй вид скверного конца, менее ужасный — это когда перед смертью человеком овладевает любовь к чему-то из этого мира или одна из страстей, охватывающих человека в этом мире. Она занимает всё его сердце так, что в нём уже не остаётся места ни для чего иного. Если человек умирает в тот момент, когда им завладеет любовь к этому миру, это очень опасно, потому что такой человек умирает, будучи привязан ко всему тому, к чему был привязан при жизни, и это — великое горе. Однако если вера и любовь ко Всевышнему Аллаху глубоко пустила корни в его сердце и давно утвердилась в нём, на что указывают и его добрые дела, он сумеет вывести своё сердце из этого состояния, в котором оно оказалось перед смертью. И чем крепче его вера, тем быстрее выведет она его из огня, даже если пробудет там тысячи лет. Каждого, кто имеет неправильные убеждения относительно Всевышнего Аллаха, Его качеств и действий, потому что опирается на традицию-таклид, своё личное мнение или разум, подстерегает такая опасность. И праведности и отстранения от мирских благ недостаточно для того, чтобы устранить эту опасность. От неё человека избавляют только правильные убеждения, соответствующие Корану и Сунне.»
Из книги Умара Сулеймана аль-Ашкара «Судный День».