Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (18 Раби ас - Сани 1439х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (18 Раби ас - Сани 1439х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Можно ли обрести счастье в этом мире? Успех в нём непостоянен, а удовольствия скоротечны и имеют неприятный осадок. А главное, чем больше ты стремишься к ним, тем больше пустоты в душе, когда ты, наконец, получаешь желаемое. Оттого и не успокаивается душа и постоянно требует большего. Душа будто знает, что она была сотворена не для этого тленного мира. Нет, она точно знает о мире вечном, где царит покой и есть уверенность в завтрашнем дне. В потаённых уголках нашей души хранится память о том дне, когда мы, вышедшие из чресл Адама, признали Аллаха своим Господом. Но уже нет той чистоты и непорочности, с которыми мы пришли в этот мир, и нет желания ждать, пока исполнится обещание Господа. «Поистине, они любят жизнь ближнюю и оставляют без внимания тяжкий день» (сура 76 «Человек», аят 27). 

Да, мы созданы нетерпеливыми и беспокойными. Будучи детьми, мы хотим поскорее вырасти, чтобы делать то, что пожелаем, а не жить по указке родителей, а потом, став взрослыми, мы сожалеем о том, что не можем вернуться в свои подростковые годы, чтобы предаться развлечениям, не неся на себе бремя забот. Имея детей, мы сожалеем о том, что не можем вырваться на несколько дней подальше от дома, чтобы отдохнуть вдвоём, а тот, кто не сумел обзавестись детьми, переживает из-за этого и чувствует себя глубоко несчастным. Бедняк помышляет о богатстве, которое избавит его от нужды и зависимости, а богач не может избавиться от постоянных страхов и тревог. А бывает и так, что мужчина завидует женщине, а женщина — мужчине. Многие из нас имеют всё, о чём другие даже не мечтают. Но мы не смотрим на тех, кто ниже нас, и смотрим даже не на тех, кто выше нас. 

Теперь мы стремимся к жизни, которой попросту не существует. От наскучившего нам комфорта мы сбегаем в мир Интернета, полный красок и иллюзорных ощущений, или погружаемся в далёкие от реальности фантазии голливудских и прочих продюсеров. Мы живём чужой жизнью, расплачиваясь за это своей собственной. Мы даже не задумываемся над тем, как бессмысленно пролетают часы, проведённые не в поклонении Всевышнему, не рядом с любимыми людьми, не с пользой для нас самих или наших близких. А ведь эти короткие дни отпущены нам для того, чтобы мы приготовились к жизни вечной, познали Аллаха и приблизились к Нему, успели совершить больше благих дел и оставить после себя добрый след. Раньше люди не имели так много бессмысленных целей. Не нужно было следить за модой и технологическими новинками. Не было глянцевых журналов, поучающих, как нужно одеваться, чтобы ощущать себя частью высшего света, какие аксессуары приобретать, как оформлять интерьер.

Сегодня соблазны стали изощрённее, и в погоне за ними совсем нет времени на родственников, соседей, а порой и на свою семью и даже на самого себя. А ведь чаще всего счастье, которое мы ищем, совсем близко. Оно не среди огней городов, которые мы не повидали, и не в деньгах, которые мы не заработали, и не в удовольствиях, которых мы не познали. Для того чтобы осознать, насколько мы богаты и счастливы, нужно лишь остановиться и осмотреться вокруг. В одном из хадисов Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило её на день» (ат-Тирмизи). А если, вдобавок ко всему, у тебя есть любящая жена или муж, и дети, которые ощущают вашу заботу, и друзья, готовые прийти на помощь, и любимая работа, которая избавляет от нужды, и свободное время, которое можно посвятить разным полезным занятиям? Разве это не повод благодарить Всевышнего за всё, что имеешь, и ценить каждое из Его благодеяний? Но всё равно хочется большего. Глаза видят, и нафс желает, и помещать ему мечтать и хотеть почти нереально. Зато можно чаще напоминать ему, что любые мирские блага недолговечны, и никому не избежать боли потерь и разочарований. Но если ты помнил об Аллахе, когда тебе было хорошо, Он обязательно вспомнит о тебе, когда тебя постигнет испытание.

Если ты живёшь с верой в Аллаха, то после каждой тёмной ночи непременно наступит рассвет, а тяжесть последнего расставания сменится радостью прикосновения к вечности. Если ты живёшь с верой в Аллаха, то нет большего счастья, чем ощущать Его взор на себе и на своих близких, и видеть, как Он заботится о тебе и отвечает на твои молитвы, и знать, что Он радуется твоему раскаянию и простирает над тобой руку прощения. Мы не знаем, можно ли быть по-настоящему счастливым, когда мы понимаем, что нашему счастью обязательно придёт конец. Но можно радоваться тому, что имеешь, и дорожить теми, кто любит тебя, и связать себя с ними узами веры, над которыми не властна сама смерть. Это то, что мы ещё можем успеть. Но это так много, огромно, безмерно. Кто знает, может, в этом и заключается настоящее счастье.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал: يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُون «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Коран, 3:102).

Посланник Аллаха, Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), он призывал людей ценить своё время, не губить его и не тратить на то, что отвлекает от Будущей Жизни. Мусульмане, будьте богобоязненными и знайте, что эта жизнь – путь, а Следующая Жизнь – это дом. Будучи на этом пути, берите всё, что понадобится вам дома. Запасайтесь необходимым, чтобы встретить День, когда придёт ваш расчёт, и тогда вы предстанете перед своим Господом. Сообщается со слов Шаддада ибн Ауса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разумен тот, кто судит себя сам, трудится ради того, что будет после смерти. Бессилен тот, кто сделал себя последователем собственных желаний, и предался легкомысленным мечтаниям относительно Аллаха». Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Требуйте отчёта от своей души, до того как отчёт потребуют от вас. Взвешивайте свою душу сами, до того как её взвесят. Снаряжайтесь для великого предстояния перед Аллахом. В тот День вы все предстанете, и никто не сможет скрыться».

Имам Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Тот, кому не приносит пользу зрение, тому и слух не принесёт пользы. У раба Всевышнего есть покрытие между ним и Аллахом, а также покрытие между ним и между другими людьми. Если человек сорвёт то покрывало, что между ним и Аллахом, то Аллах сорвёт покрывало, которое между человеком и другими людьми. У раба Аллаха есть Господь, Которого он непременно встретит, а также дом, в котором он обязательно поселится. Поэтому следует стремиться к довольству своего Господа до встречи с Ним и обустраивать дом до прибытия к нему. Бесполезная трата времени страшнее смерти, ведь потеря времени отдаляет человека от Аллаха и успеха в Будущей Жизни, а смерть отдаляет человека от мирской жизни и близких людей. Мирская жизнь не стоит даже одного часа переживаний, не говоря уже о том, чтобы переживать за неё всю жизнь. То, что сегодня дорого, завтра станет затруднением. То, что сегодня является затруднением, завтра станет дорогим. Самая большая прибыль в Религии – это постоянная занятость души тем, что ей больше всего необходимо, и тем, что приносит ей наибольшую пользу для Дня Возвращения. Разумен ли тот, кто продал свой Рай за один час низменных желаний? Выкупи свою душу сегодня, ведь «рынок» открыт, цены установлены, товар продаётся недорого. Уже скоро для этого «рынка» с его товарами настанет день, когда ты не сможешь приобрести ни многого, ни малого. 

Это День Различения! День, когда притеснитель будет кусать себе руки. Год – это дерево, месяца – его ветви, дни – ответвления, часы – это листья, а секунды – плоды. Если секунды проходят в покорности, значит, то дерево благодатно. Если же они проходят в ослушании, то плоды его горьки. А жатва состоится в День Возвращения. День, когда все отличат сладость плодов от горьких побегов». «Искренность и Единобожие – это дерево, растущее в сердце, его ветви – деяния, его благие плоды видны уже в этой жизни, а в Следующей будет вечное наслаждение… Многобожие, ложь, показуха – это тоже дерево, растущее в сердце, плоды его в этой жизни – страх, печаль, переживания, сжатость в душе, мрачность сердца, а в Следующем Мире его плодом будет Заккуми непрестанное мучение». Те, кто преступил пределы дозволенного, в День Суда услышат грозное порицание за безответственную растрату лет, данных им в этой жизни. Им скажут: «Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться?И к вам явился предостерегающий увещеватель» (Коран, 35: 37). 

Ибн Аббас и другие авторитетные учёные сказали, что достаточно долгой жизнью, о которой говорится в данном аяте, считается срок в шестьдесят лет, после которых человек не может надеяться на какие-либо оправдания. Это также подтверждается хадисом, который передаётся в сборнике имама аль-Бухари со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах дал человеку достаточно времени для оправдания, продлив срок жизни до шестидесяти лет». Комментируя этот хадис, учёные сказали, что у человека не останется никаких отговорок и оправданий, если Аллах даст ему такой срок. Также в аяте говорится о «предостерегающем увещевателе». Ибн Аббас и большинство толкователей сказали, что в аяте имеется в виду Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Некоторые толкователи сказали, что в аяте говорится о седине, которая покрывает голову человека при достижении определённого возраста, ведь она является предвестником приближения отчёта».