Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (21 Сафар 1439х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (21 Сафар 1439х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Кто они, плывущие против течения?

Быть или не быть? Жить правильно, как того требует совесть, или плыть по течению, не выделяясь среди серой безвольной массы?

Для человека верующего плыть по течению — значит соглашаться с тем мещанством, гедонизмом и распущенностью, которые нам навязываются практически повсеместно. В этой системе ценностей нет места верности и прямоте. Успеха добиваются беспринципные и лизоблюды, которые нисколько не смущаясь и уверенно переступают через других. Но ещё большую неприязнь они питают к тем, кто избегает грехов и верует в Аллаха. Примерно те же чувства испытывали содомиты к пророку Луту (Мир ему) и его семье, когда сказали: «Прогоните их из вашего селения. Эти люди хотят остаться чистыми» (сура 7 «Ограды», аят 82).

Стараясь держаться подальше от этих особей, паразитирующих на теле «цивилизации», сохранившейся с лучших времён, люди верующие обычно создают свой микрокосмос. Вместо большого бизнеса они довольствуются мелким предпринимательством, вместо научных изысканий — чтением религиозной литературы, вместо общественной деятельности — религиозной проповедью. Многие просто замыкаются на мечети, чтобы предаваться молитве, чтению Корана и поминанию Всевышнего. Блажен тот, кому удаётся устоять на этом пути, но таких мало.

Тонкость же в том, что даже укрывшийся в мечети, по сути, тоже плывёт по течению, потому что принимает тот выбор, который оставляют ему. Он отстраняется от участия в определении дальнейшей судьбы своей и общества, в котором он живёт. Он не занимается наукой и ничем не стесняет тех, кому высокие академические звания достаются за примитивные компиляции. Его нет в публичном пространстве, когда обсуждаются общественные инициативы и готовятся законопроекты. Его голос не доходит даже до тех, кто, вполне возможно, прислушался бы к нему.

Но самое главное, избранный им путь отчуждения запирает его в среде, которая может служить карантинным боксом для восстановления пострадавших от современного язычества, но никак не годится для их дальнейшего личностного роста. Более того, даже душевный покой и гармонию в таких условиях обретает лишь тот, кто искренне отворачивается от мирских благ и не имеет тяги к ним. А если есть тяга к богатству и удовольствиям, то душевное равновесие сменяется завистью, ненавистью, агрессией. Всё это мы наблюдаем у самых ревностных последователей тех, кто проповедует квазиотшельничество.

Как же тогда исповедовать ислам? Как жить по совести в мире, в котором правят страсти и невежество? Возможно, кому-то это покажется невероятно трудным, почти невозможным. Но нет ничего невозможного в том, чтобы верить в Аллаха, поклоняться только Ему и приносить пользу людям, занимаясь любимым делом.

Этот мир со всеми его благами и искушениями создан для нас, чтобы мы использовали его для деяния добра, поддерживали в нём порядок, сохраняли и благоустраивали его для будущих поколений. Согласен, остерегаться обольщения этим миром, окунувшись в него, всё равно что балансировать на краю обрыва. Это требует терпения, самоконтроля, постоянной работы над собой. А кто сказал, что будет легко?

Кто сказал, что укрывшиеся от мира сего в михрабе не будут испытаны? Или что их испытание будет проще, чем испытание богатством и властью? Или неспособность защитить свою семью и родину не одно из величайших испытаний? Или мы не будем спрошены за то, что заблаговременно не укрепили свой дом до того, как на него покусились другие?

Каждый из нас выбирает свой путь, но избежать испытаний не удаётся никому, и легко лишь тем, кому облегчает Аллах. Только вот одни за отпущенный им срок добиваются многого, устремляясь к наивысшим целям, а другие топчутся на месте. А наибольшего успеха добивается тот, кто отдаёт должное каждой грани своей души и плоти, ибо Аллах ничто не создал понапрасну и нет несуразности в Его творении.

Вырвавший Бога из своей души пусть знает, что никакой суррогат не восполнит образовавшуюся пустоту. Награда за терпение станет утешением для погубившего своё здоровье, но раны останутся. Душа того, кто не решился создать семью, так и будет томиться от одиночества. Пренебрегший созидательным трудом не насладится осознанием своей полезности.

Аллахумма, помоги уразуметь это и не пренебрегать тем, что Ты поручил нам сберечь, научи ставить перед собой самые высокие цели и не бояться трудностей, укрепи наши стопы и поддержи нас надёжными попутчиками.

Жизнь течёт по спирали. Спираль времени возвращает всё живое и неживое в исходное положение, но уже на другом витке развития. Спираль пространства расширяется до тех пор, пока Вселенная не будет свернута, как сворачивают свиток книги. Спираль нашей жизни сжимается, и чем быстрее ритм жизни, тем сильнее напряжение. Мы теряем интерес к старым знакомым, прежним увлечениям, приобретённые нами навыки устаревают.

Для того чтобы избежать стагнации и расти, нужно постоянно прилагать усилия по расширению сжимающейся вокруг нас спирали. Стоит нам прекратить расширять свой круг общения, знаний, интересов, как необъятный мир вокруг нас превращается в узилище, ограниченное теми рамками, в которые мы сами себя помещаем.

Так было, когда богобоязненные имамы, опасаясь смуты, отстранились от участия в политической жизни государства и вместо решения злободневных проблем на основе Корана и Сунны обратились к филологическому анализу текстов. Так происходит и сегодня, когда верующие довольствуются повторением безусловно важных истин, пренебрегая многими другими полезными и даже необходимыми знаниями.

Разве в Священном Коране самые важные истины не повторяются многократно и в разных формах? Конечно, потому что Коран обращается в равной степени к нашему разуму и сердцу. Коран не просто пополняет багаж знаний, а наводит порядок в мыслях и душе, расставляя всё на свои места. Ведь это Слово Аллаха, простое чтение которого есть поклонение и благочестивый поступок. Но разве есть другая книга, которая сравнится с Кораном по способу и масштабу влияния на наши души? И чьё другое слово годится для того, чтобы мы настраивали свои сердца под его звучание и смыслы?

Коран помогает нам понять, кто есть мы и куда должны стремиться, как мы должны относиться к самим себе и к окружающим. Коран удерживает нас от низменных порывов и побуждает делать добро, прощать обиды, не держать зла. Он предостерегает нас от самомнения и обольщения собственной правотой, и если он указывает нам на ошибки других, то лишь для того, чтобы мы не повторяли их. И всякий раз Коран напоминает о том, что простить лучше, чем взыскать по справедливости, и найти оправдание правильнее, чем упрекнуть и обидеть.

Однако же как разнится влияние на нас Корана и тех проповедей, которые мы иной раз можем услышать в мечетях или где-нибудь ещё. Вроде бы эти проповеди тоже опираются на Коран и Сунну, но только акценты в них расставлены иначе. Примат формальной религиозности над духовностью дополняется узостью мировоззрения, замкнутостью, нетерпимостью. А если вдуматься, то от ислама в этих новых проповедях только форма, а по духу своему они сектантские, разделяющие умму на партии, каждая из которых кичится тем, что есть у неё.

Почему же эти призывы находят поддержку у немалого числа тех, кто уверовал в Коран и читает его? Неужели они не размышляют над его аятами, которые порой прямо противоречат тому, как их интерпретируют их харизматичные наставники? Вероятно, многие действительно не размышляют, ведь их учат слушать, а не рассуждать. Но есть и такие, которые в глубине души всё понимают, но вот только Коран не даёт им того, что они получают от своих устазов и шейхов. Ведь те при каждом удобном случае напоминают им об их исключительности и превосходстве над всеми остальными, кто не уверовал так же правильно, как они.

Если человек духовно богат и эмоционально независим, он не нуждается в такого рода мотивировании. Но для того, кто отгородился от остального мира стеной джамаата, акыды или манхаджа, это едва ли не единственный способ поддерживать завышенную самооценку. В противном случае она разбивается вдребезги о его неспособность критически мыслить, созидать и быть полезным. Более того, она разбивается об аяты Корана, которые формируют совсем другой тип личности: деятельный, инициативный, открытый.

Осознавший суть коранического послания не позволяет спирали жизни изолировать его от здравого смысла, критического мышления и объективной реальности. Он стремится расти духовно и интеллектуально, ввысь и вширь. Он размышляет над аятами Аллаха в Его Книге и во Вселенной, над Его законами и творениями. В вопросах богоискательства он останавливается там, где это предписано Кораном, но это не мешает ему дерзновенно пробиваться к свету в других сферах жизни.

Только так и возможно осуществить наместничество, которое Всевышний возложил на человека и которое сегодня нуждается в духовных основаниях, способных обеспечить целостный взгляд на мир, человека и Бога.