Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (30 Мухаррам 1439х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет места суевериям (дурным предзнаменованиям) связанным с больными, птицами, совами, месяцем Сафар, звездами, злым джинном пустыни, и мне нравятся добрые предзнаменования». (Муслим, 4123). Вера в неблагоприятность месяца Сафар, неудачность первых тринадцати дней этого месяца, а также неблагоприятность заключения брака, предложения о браке, отправления в путь и др. в течение этих дней – все это противоречит учению Ислама.
В доисламские времена джахилии люди считали месяц Сафар зловещим. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отверг такие убеждения и идеи. Истина заключается в том, что не существует некоего особого времени, дня, месяца или даты, которые были бы плохи сами по себе, зато дела людей могут быть как хорошими, так и плохими. Время, проведенное в совершении хороших дел, будет хорошим, а время, проведенное в грехе и неподчинении Всевышнему Аллаху, будет плохим и зловещим. Месяц Сафар не является зловещим. Зловещими являются плохие дела и неправильные убеждения, от которых нужно отказаться и в которых нужно раскаяться. Не надо откладывать заключение брака, брачное предложение, поездку и другие дела из-за таких суеверий. Отвергая ложные убеждения джахилийских времен, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вера в дурные предзнаменования – ширк (он повторил это трижды), и дурные приметы от совы — ничто». Аравийские язычники верили, что дом, рядом с которым ухает сова, будет разрушен. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) опроверг это убеждение. После этого он сказал: «Нет ничего плохого в месяце Сафар». (аль-Бухари, том 1, стр. 857).
Религиозность – это естественная потребность человека, это часть нашей природы. Верить в своего Создателя – это естественно и закономерно для всех людей без исключения, но порой, стремясь заполнить пустоту в своей душе, многие из нас, к сожалению, ищут источники духовности не в Словах своего Господа и Его Пророка (мир ему и благословения Аллаха), а в различных псевдо-религиозных суррогатах. В результате, естественное и здоровое влечение человека к Творцу - Фитра, любовь и вера в Него, заменяются лживыми суевериями и предрассудками, которые стараются эксплуатировать в корыстных целях разного рода дельцы и мошенники. Глубоко заблуждаются те, кто усматривают дурные предзнаменования в некоторых людях, животных, местах, месяцах или днях. Если их постигает какое-то бедствие, они связывают это с черной кошкой, которая перебежала дорогу, разбитым зеркалом или наступлением високосного года, забывая при этом о предопределении Аллаха и о своих грехах, которые и являются истинными причинами всех несчастий и болезней.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) строго остерегал нас от подобного рода вещей. Он называл суеверия разновидностью ширка (язычеством, многобожием). Аллах повествует в Коране о неверных народах, которые видели в пророках (мир им) и верующих злые предзнаменования. Так Всевышний говорит о народе Фараона:«Если коснется их беда, то они видят причиной этого Мусу и тех, кто с ним».Также и самудяне считали пророка Салиха (мир ему), посланного к ним, зловещим знаком. В Коране говорится об этом: «Они сказали: «мы видим в тебе и в тех, кто с тобой, предзнаменование дурное». И мушрики Мекки полагали, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) несет в себе зло. «А если их коснется несчастье, они говорят: «Это из-за тебя», – приводится в Коране. Но так как все было предопределено Всевышним, а несчастья они заслужили по причине своих грехов, то Аллах отвечает им: «Скажи: «Все от Аллаха». Что же с этим народом, то они не способны понять. То, что коснулось тебя из хорошего, то это от Аллаха, а то, что коснулось тебя из плохого, то это от тебя».
Надо четко осознавать, что хорошее и плохое, беды и несчастья, происходят по предопределению Аллаха, а то время, которое человек проводит в грехах и неподчинении Аллаху, вне зависимости, существует или нет плохая примета на сей счет, обернется для него бедами и несчастьем. Вспомните хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором говорится, что в том месте, где не выплачивается закят, наступит засуха, а там, где распространен грех прелюбодеяния, появятся такие болезни, которые раньше не были известны. Поэтому если мусульманин окажется там, где распространено совершение больших грехов, то нет гарантии, что и его не постигнет бедствие, посланное Всевышним. В этой связи желательно поскорее покинуть это место, т.к. туда может в любую секунду обрушиться гнев Аллаха.
Например, Пророк (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо селения, в котором когда-то жили самудяне, наказанные каменным дождем, поторопил своих сподвижников. Посмотрите, как Аллах наказал народ Лута и народ Салиха (мир им). Их постиг гнев Всевышнего за ослушание и за совершенные ими мерзости. И только соблюдая или хотя бы стремясь следовать важнейшим предписаниям Ислама, а не избегая так называемых примет, мы обретем благополучие, как обещал нам Всевышний Господь в Коране.
Предупредить беды, несчастья и болезни способно только совершение благих поступков, которые стирают предыдущие, греховные, и искреннее покаяние, а также повеление добра и запрет зла. Совершение греха, если это возможно, необходимо остановить рукой, если нет, то – словом, а в крайнем случае, хотя бы сердцем следует не одобрять того, что происходит. Человек, остерегающий окружающих от плохого, безразличный и грешник подобны трем пассажирам, отправившимся вместе в морское путешествие. Вдруг один из них начал дырявить дно лодки в месте, которое он занял, другой стал его останавливать и запрещать ему делать это, а третий говорил, чтобы они не ссорились и не мешали друг другу. Последний не понимает, что если позволить и дальше дырявить дно лодки, пусть даже под своим сиденьем, то потонут все. Тогда глупость и комичность безразличного, который, как правило, начинает оправдываться, говоря: «Трагедия случилась из-за того, что мы вышли в путь в среду», или «из-за високосного года» или «из-за черной кошки», станет особенно ясна.
Также и мы, живя в стране, подобны пассажирам той лодки. Среди нас есть те, кто медленно дырявит дно лодки, те, кто спокойно смотрит на это, и те, кто пытается противостоять приближающейся катастрофе. Но если гнев Аллаха обрушится на нас, лодка начнет тонуть, тогда никого уже ничего не спасет. И приметы тут будут совсем не причем.
Суеверия появились на почве невежества и отсутствия знаний. Они мешают подлинному восприятию Откровения Всевышнего и налаживания жизни, которая ведет человека к счастью в обоих мирах. Вот почему Аллах так высоко говорит о знающих людях, вот почему поиск знаний одобряется, даже если для этого придется идти в Китай, вот почему ученые подобны пророкам сынов Исраиля (мир им). Мы все обязаны искать знания, поскольку об этом говорил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). «Образованные из вас, – повторял он, – занимают такое же положение по отношению к незнающему, как я – по отношения к самому низкому из вас». Избавиться от ложных суеверий и веры в дурные и хорошие приметы возможно только, воспитывая в себе истинную богобоязненность и упование на Аллаха. Необходимо строить свою жизнь, согласно предписаниям Корана и Сунны, переживая за каждого брата или сестру, как за самого себя. Только так сердце наполняется верой, а все ложное покидает его.
О люди! Поистине, шайтан потерял надежду на то, что ему станут поклоняться на нашей земле, но, если вы станете следовать ему в делах, которые видите ничтожными, он будет доволен. Остерегайтесь его, о люди, чтобы он не испортил вашу религию. Что касается веры в неблагоприятность месяца сафар, то это было широко распространено среди арабов в доисламские времена. И до сих пор подобные суеверия распространены среди тех, кто считает себя мусульманами. Время (временной период) не влияет и не изменяет предопределение Аллаха, Великого и Всемогущего. Месяц сафар такой же, как и остальные месяцы: случаются и радости, и несчастья.
Праведные предшественники порицали тех, кто, заслышав уханье совы, говорил: „Если пожелает Аллах, в этом благо!“ Не следует говорить ни о благе, ни о вреде. Ведь сова ухает так же, как и другие птицы. Те четыре вещи, которые запретил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, доказывают обязательность упования на Аллаха и истинность непоколебимости, а также то, что мусульманин не должен проявлять слабости перед этим. Если мусульманин обращает свое внимание на эти вещи, то: - или он среагирует на это, запретив себе или, напротив, приступив к совершению деяния, и в этом случае он станет полагаться в своих делах на то, в чем нет истины; - или он не среагирует и не обратит на это внимания, но в его душе останется что-то подобно печали; и даже если это легче первого, он должен не придавать этому никакого значения вообще, ему следует уповать и полагаться только на Аллаха, Великого и Всемогущего. Отрицание этих четырех вещей не является отрицанием их существования, ведь они существует. Но отрицается их воздействие, так как воздействовать может только Аллах.
Все то, что является известной причиной, является верным, а то, что является воображаемой причиной, то это является ложным. (Потому) это отрицание является отрицанием их воздействия и причинности…». Ранее уже был приведен хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передается в двух сборниках «ас-Сахих». В нем упоминаются верования арабов до прихода ислама, а также говорится о том, что они считали сафар неблагоприятным. Хотя на самом деле сафар является таким же месяцем Аллаха, как и другие; этот месяц не имеет возможности на что-то повлиять, все месяца подчинены Аллаху. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Кто внесёт в это наше дело то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!“, и „Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!“