Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (9 Мухаррам 1439х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (9 Мухаррам 1439х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Сегодня на намазе Магриб наступает 'Ашура, 10 день месяца Мухаррам. Если мы не знаем, каким был месяц Зу-ль-Хиджжа– полноценным (30-ти дневным) или неполноценным (29-ти дневным), – и никто нам не сообщал о факте наблюдения появления луны месяца Мухаррам, когда таковое имело место, то в таком случае мы следуем за основой (асл), согласно которой месяц завершается по истечении тридцати дней. Потом, исходя из этого, мы исчисляем и День ‘Ашура. Если же мусульманин желает добросовестно отнестись к соблюдению поста в День ‘Ашура, так чтобы быть твёрдо уверенным [в исключении возможности его пропуска], тогда ему следует поститься два, следующие друг за другом, дня, исчислив их, как предполагаемые числа Дня ‘Ашура, исходя из соотношения к двадцати девяти и тридцати дневному месяцу Зу-ль-Хиджа. В этом случае он обязательно застанет День ‘Ашура, и независимо от того, будет ли он поститься девятого и десятого числа, или десятого и одиннадцатого числа, в обоих случаях его постигнет благо (тайиб). Если же ему, помимо этого, захочется не упустить еще и День Тасу’а (9-й день Мухаррама), то тогда мы ему говорим: непрерывно постись два дня в вышеуказанном порядке, плюс еще один день до них. Тут также, независимо от того, в какие дни он будет поститься – 8-го, 9-го и 10-го, или 9-го, 10-го и 11-го, – в обоих случаях он, несомненно, застанет девятый и десятый день. Если кто-то скажет: «Условия моей работы и другие обстоятельства не позволяют мне соблюдать пост более одного дня, так в какой же тогда день мне предпочтительнее поститься?» – то мы ему ответим: Определи Зу-ль-Хиджу как тридцатидневный месяц, затем отсчитай от него десятый день и соблюдай в нём пост. Это краткое изложение того, что я сказал шейх ‘Абдель-‘Азиза б. ‘Абд Аллаха б. Баз (да помилует его Аллах!), когда обратились к нему. 

Если же от заслуживающего доверия мусульманина придёт известие о назначении начала месяца Мухаррама в соответствии с наблюдением появления луны, то мы поступаем в соответствие с этим известием. А вообще, соблюдение поста в любой день месяца Мухаррам является сунной, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «После поста в месяце Рамадан, самым достойным является пост в месяце Аллаха Мухарраме!» (Муслим, № 1163). А можно ли соблюдать пост только в День ‘Ашура, не соблюдая при этом пост в предшествующий ему день (День Тасу’а) или следующий после него день? Шейх уль-Ислам сказал: «Пост Дня ‘Ашура служит искуплением для целого года, и не порицается его выделение…». Ибн Хаджар аль-Хайтамив «тухфат аль-мухтадж» пишет: «Что касается Дня ‘Ашура, то нет ничего плохого в его выделении». 

Постоянной Комиссией на этот вопрос был дан следующий ответ: «Допускается соблюдение поста только в один День ‘Ашура, однако наиболее предпочтительно поститься еще и предшествующий ему день, или день после него. Это является сунной, достоверно сообщаемой от Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) в хадисе:“Если доживу до следующего [года], то буду поститься в девятый день!” (Муслим, № 1134). Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом!) сказал: “То есть вместе с десятым”… Сунной является поститься наряду с Днём ‘Ашура еще и день до него (День Таcу’а). Передаётся ли, что Пророк (да благословит его Аллах!) указывал на это. Сообщается, что ‘Абд Аллах б. ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом!) сказал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) соблюдал пост в День ‘Ашура и повелел поститься нам, ему сказали: “О Посланник Аллаха, но ведь этот День почитают также иудеи и христиане”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «В следующем году, если соизволит Аллах, будем соблюдать пост еще и девятый день!» Однако не наступил еще следующий год, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) скончался» (Муслим, № 1916). 

Аш-Шафи’и, и его последователи, также Ахмад, Исхак и другие говорили, что желательно поститься девятого и десятого числа вместе, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) постился десятого и собирался поститься еще и девятого. В соответствие с этим, пост ‘Ашура имеет разные степени достоинства. Наименьшая из них – это когда соблюдают пост только в этот день. Степенью выше – соблюдение поста девятого числа вместе с Днём‘ Ашура. Все увеличения поста в месяце Мухаррам достойней и блаженней. Если кого-то интересует мудрость (хикмат) соблюдения поста девятого числа вместе с десятым, то ответ будет таким: Ан-Навави (да помилует его Аллах!) сказал: «Ученые – упомянули, что мудрость желательности поста в День Тасу’а обусловлена следующими целями: 

Первой целью было отличить [нас] от иудеев, которые ограничиваются лишь десятым числом. Об это сообщает Ибн ‘Аббас… 

Второй целью было соединение [поста] Дня‘ Ашура с постом [другого дня], как в случае с запретом на соблюдение поста только в пятницу, [без дополнительного соблюдения поста в день предшествующий пятнице, или в день после неё]… 

Третьей целью было не упустить пост десятого числа, при плохой видимости луны [месяца Мухаррам], и её неверной идентификации, [что допускает возможность] назначения девятого числа на день, который на самом деле будет десятым». 

Наиболее весомая из этих категорий – это отличие от людей писания. Шейх уль-Ислам Ибн Таймийа (да помилует его Аллах!) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) запретил уподобление людям Писания (ташаббух би-ахли-ль-Китаб) в большом количестве хадисов, среди них… о Дне ‘Ашура: “Если я доживу до следующего[года], то буду поститься девятый день”». «аль-Фатава аль-кубра», Т. 6. В комментариях к хадису: «Если доживу до следующего», Ибн Хаджар (да помилует его Аллах!) пишет: «То, что он собирался соблюдать пост девятого числа не значит, что он собирался ограничиться этим, наоборот, он собирался соединить этот пост с постом десятого числа. Это могло быть вызвано тем, что он опасался упустить фактическое наступление десятого числа, или же он решил так поступить в целях расхождения с [обычаем] иудеев и христиан. Наиболее правильным, конечно же, является последнее, так как на него указывают некоторые риваяты (сообщения) Муслима». «Фатх аль-Бари», 4 / 245.

Вопрос: На мне лежит долговой пост Рамадана, и я хочу поститься в День ‘Ашура. Разрешается ли мне соблюдать пост ‘Ашура не исполнив долгового? Можно мне поститься в День ‘Ашура и одиннадцатого числа месяца Мухаррам с намерением исполнить долговой пост, и получу ли я при этом награду за пост ‘Ашура? 

Во-первых: не соблюдает дополнительные посты тот, на ком есть один или несколько долговых постов Рамадана. Он начинает с восполнения долговых постов Рамадана, а после того, как исполнит все свои обязательства, он соблюдает дополнительные посты. 

Во-вторых: человеку разрешается поститься 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам с намерением исполнения обязательств, которые были возложены на него по причине не соблюдения им поста в месяце Рамадан. Это будет искуплением двух его долговых дней. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям, и поистине, каждому человеку [достанется лишь то,] что он намеревался [обрести]!» «Фатава аль-Ладжна ад-Даима», 11 / 401. 

«Есть надежда, что можно получить долю за восстановление и долю поста этого дня». «Фатава манар аль-Ислам» шейха Мухаммада б. ‘Усаймина(да помилует его Аллах!), 2 / 358. Возможно ли получить награду за пост ‘Ашура тот, чьё намерение поститься возникло уже в течение этого дня? Известно о достоинстве поста в День ‘Ашура, о том, что он служит искуплением для предшествующего ему года. Однако по причине того, что мы используем григорианский календарь, мы узнали о наступлении Дня ‘Ашура только когда он уже наступил, но мы не ел ничего в тот день и днём сделали намерение поститься. Будет ли правильным этот пост? Дойдёт ли до нас достоинства этого дня, в виде искупления предшествующего ему года?

Поднят вопрос о том, обязательно ли принимать решение на соблюдения поста именно ночью соответствующего дня. От Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) передаётся указание на правомерность намерения на соблюдение дополнительных постов, которое делается в день самого поста, при условии не совершения человеком с утра соответствующего дня действий нарушающих пост. В частности, ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!) передала: В один день, зайдя к своим жёнам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) спросил:—Есть ли у вас что-нибудь [поесть]?—Нет…—ответили жёны.—Ну, в таком случае(изан) буду поститься!—сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха!). Муслим, № 1154 (170). Слово«изан» (в таком случае; при таких обстоятельствах) указывает на настоящее время (заман аль-хадыр), а это доказывает, что намерение на соблюдение дополнительного поста может быть сделано в течение самого дня поста. Что же касается обязательного поста, то он будет действительным, только если намерение возникнет ночью. Согласно хадису: «Кто до зари не вознамерится соблюдать пост, у того не будет поста!» Абу Дауд (№ 2454) и ат-Тирмизи (№ 726). Аль-Альбани назвал его достоверным в «сахих аль-джами’»(№ 6535). В этом хадисе говорится об обязательном посте. В соответствии с этим, наш пост является правильным.

Что же касается получения награды за пост, то тут уже возникает вопрос, получит ли человек награду за весь день поста, или только за то, что он соблюдал с момента возникновения намерения? Шейх аль-‘Усаймин (да помилует его Аллах!) сказал: «У ученых есть два мнения по этому поводу. 

Согласно первому мнению, он вознаграждается от начала дня, так как по шари’ату пост начинается с началом дня. 

Согласно второму, вознаграждение за пост будет иметь место только с момента изъявления желания на его соблюдение. Так, если намерение поститься у человека возникнет только к полудню, то он получит награду за пол дня поста. 

Это мнение является правильным, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал:«Поистине, дела [оцениваются] по намерениям, и поистине, каждый человек [получит лишь то, что] он намеревался [обрести]А так как такой человек не имел намерения соблюдать пост до определённого времени дня, его награда будет исчисляться с момента принятия им этого решения. 

Исходя из преобладающего мнения, если бы пост был связан с такими днями как понедельник, четверг, белые дни («айам аль-бид»–13, 14 и 15 числа каждого месяца) или три дня каждого месяца, а намерение у человека возникло бы в течение одного из этих дней, то поистине, не получит он специфическую награду соответствующего дня». «Шарх аль-мумти’», 6 / 373. Это правило распространяется на того, кто принял решение соблюдать пост ‘Ашура после появления зари. Его не постигнет награда, вытекающая из поста ‘Ашура, в виде искупления за целый год, по причине того, что нельзя сказать, что он постился весь День ‘Ашура, так как он постился только часть его – с момента принятия решения. Однако он получит общую награду поста в месяце Аллаха Мухарраме, «который является самым достойным для поста после Рамадана» (Муслим, № 1163). 

Вероятно, что одной из основных причин, по которой многие люди, заранее не знают о наступлении Дня ‘Ашура–использование григорианского календаря. Возможно, что упущения такого рода достоинств подтолкнут всех, кого Аллах облагодетельствовал правильным руководством, использовать лунный календарь хиджры–тот, который узаконил Аллах для Своих рабов и одобрил для Своей Религии. Необходимо использовать его хотя бы в масштабах личных дел и взаимоотношений друг с другом, для того, чтобы возродить этот календарь и то, о чём мы упоминалось наряду с ним, при рассмотрении различных шари’атских вопросов, а также для того, чтобы отличаться от людей Писания, от которых нам предписано отличаться, чтобы не походить на них в их обычаях и в характеризующих их особенностях, а главным образом, потому что лунный календарь использовался прежними народами – соотечественниками Пророков (Мир им), что можно понять из хадиса, объясняющего причину, по которой иудеи постились День ‘Ашура, – а это день, определяемый путём исчисления лунных месяцев. [Иудеи сказали,] что это день, в котором Аллах спас Мусу, что доказывает, что они использовали лунный календарь, а не европейский солнечный.«Шарх аль-мумти’», 6 / 471.

Среди мусульман бытует много заблуждений о дне Ашура. Эти заблуждения должны быть отброшены. Многие считают, что Ашура – это день траура и скорби о мученической смерти имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Шииты занимаются самобичеванием, истязают себя и детей. Но объяснять значение дня Ашура мученичеством имама Хусейна (да будет доволен им Аллах) нет никаких причин. Ашура считался важным днем еще во времена Пророка (мир ему и благословение), тогда как имам Хусейн (да будет доволен им Аллах) был убит через пятьдесят лет после смерти Пророка (мир ему и благословение). Вообще, особенность дня Ашура объясняют разными обстоятельствами и событиями, но большинство таких объяснений совершенно беспочвенны. Точно так же не следует примыкать к нововведениям тех, кто питает ненависть к ахлю-байт – семейству Пророка (мир ему и благословение) – или нововведениям невежд, тех, кто пороку противопоставляет порок, а нововведениям – нововведения.

Другая крайность - эти люди считают Ашуру днем радости и счастья. В этот день они веселятся, наряжаются, сурьмят глаза, надевают новые вещи, сорят деньгами, готовят особые блюда. Невежественные люди считают все это сунной, тогда как настоящая сунна ничего такого не предполагает, так как неизвестно ни одного достоверного хадиса, который бы дозволял подобные действия. Что касается вымышленных представлений об особых свойствах дня Ашура, то в наше время их можно услышать достаточно. Например: У того, кто в день Ашура пользуется сурьмой, весь год не будут болеть глаза. Тот, кто в день Ашура искупается, не заболеет до следующего года. Кто увеличивает расходы на свою семью в день Ашура, Аллах увеличит его пропитание на весь оставшийся год. Что же касается утверждений: о достоинстве какого-то дополнительного намаза в этот день; о том, что в этот день было принято покаяние Адама (мир ему); о том, что в этот день Ибрахим (мир ему) был спасен от огня; о том, что в этот день Исмаил (мир ему) был спасен от заклания; о том, что в этот день Юсуф (мир ему) был возвращен Якубу (мир ему), то все эти утверждения – вымысел. Отметим, что из целого ряда вымыслов, связанных с днем Ашура, один хадис не является вымышленным – это хадис о ковчеге Нуха (Мир ему), который в этот день пристал к суше, т.к. этот хадис есть в «Муснаде» имама Ахмада. Итак, день Ашура – это знаменательный день. 

Помня о его значении, давайте сторониться нововведений и ничем не подтвержденных обычаев, соблюдая которые мы лишаем себя благословений и вознаграждений этого дня. Давайте будем крепко держаться за Коран и Сунну, которые даруют успех в обоих мирах. Аминь.