Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (24 Зуль Хиджа 1438х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (24 Зуль Хиджа 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Тайна межличностных отношений кроется в тех оценках, которые мы даем другим людям и самим себе при общении с ближними. Если мы смело ставим штамп на другом человеке как низшем, худшем или неправом по отношению к нам, то вряд ли наше общение с ним будет ровным и гладким. Если же мы видим в нем светлое и доброе, то, естественно, у нас будет больше шансов на светлое и доброе общение с ним. Не случайно одна из Восточных мудростей гласит: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». Вообще-то, если говорить о наших суждениях, то Господь Миров заповедует нам никого не судить и осуждать. Ведь мы сами не судьи, а подсудимые и потому не знаем, что представляет собой тот или иной человек по своему существу, не знаем, почему в одной ситуации он поступил хорошо, а в другой плохо. Иногда же и сам наш взгляд на другого, что якобы он поступает греховно, глубоко ложен и несправедлив перед всевидящим оком Всевышнего. Однажды одну мечеть посетил человек, просивший мольбы о больном ребёнке. Имам сказал: «Хорошо, помолюсь, но и ты что-нибудь сделай для здоровья ребенка, если уж сам молиться не можешь, по крайней мере оставь курение и всё греховное, сделай хотя бы это для начала». Человек прислушался и с готовностью оставил сигареты и зажигалку в мечети. После пришли люди для намаза и один прихожанин, который, увидев эти сигареты, подумал, что курит сам имам. Другой случай, обыватель проходя мимо мечети бросил банку пива во двор, спустя время имам выходя после намаза увидел её, поднял и понёс к мусорному ящику. Кто-то из молящихся увидел в руках имама банку и начал распространять слухи о непорядочности имама.

Вот так и каждый из нас судит о других людях в меру своей собственной испорченности. Причем в такие минуты мы абсолютно уверены, что наше представление о другом, наше внутреннее ощущение его соответствует действительности. Есть такое сравнение: пчела, залетая в какой-нибудь двор, минует мусор и хлам и непременно найдет прекрасный цветок, на который и сядет, муха же, влетая в прекрасный сад с благоухающими цветами, все равно отыщет грязь и нечистоту. «Вот так, – каждый судит о другом по чистоте и расположению своего сердца. Так одних можно отнести к категории мухи, а других – к категории пчелы. А мы себя куда относим?» Иногда нам кажется, что другой человек неприветлив к нам, неласков. Мы начинаем думать, что он не чувствует душу других людей, не любит их. А может быть, этот человек замкнулся в себе, потому что сильно переживает. У него неприятности, отчего не нашлось сил быть отзывчивым к другим людям. И не винить его в своей душе, а поддержать и помолиться за него – вот что так требуется.

Есть давнее наблюдение. В суждении человека об окружающих во многом проявляется личность самого судящего. Как именно? Увы, мы часто судим о других по себе. Как правило, в своих суждениях человек наделяет других собственными качествами – либо отрицательными, либо положительными. В этой связи можно даже сформулировать: скажи мне, как ты отзываешься о ближних, и я скажу, кто ты. А у поэта Расула Гамзатова есть такие строки: «Вон человек, что скажешь ты о нем?» - Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком незнаком, Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нем?» – Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком незнаком, Что я могу сказать о нем плохого?» Итак, во многом от нас самих зависит, что именно видим мы в другом человеке – хорошее или дурное. При встрече с людьми больше всего нужно избегать подозрительности, от которой происходит пагубное осуждение. Есть множество примеров, доказывающих, что всякий судит о других согласно собственному душевному состоянию. Допустим, например, что кому-то случилось стоять ночью у дороги, и мимо него проходят три человека. Увидев стоящего, один из них подумает, что он, наверно, поджидает кого-то для блудного свидания; другой подумает, что этот, несомненно, вор: вид у него подозрительный; третий подумает, что этот, наверно, с кем-то условился пойти вместе в мечеть сделать вечерний намаз и потому ждет его. Так, трое видели одного и того же человека на одном и том же месте, но подумали о нем совсем разное. И это, очевидно, соответственно настроению каждого из них. Как черно-желтые и худосочные тела всякую пищу, какую бы они ни приняли, превращают во вред, хотя бы она была и самой полезной, так и душа с испорченным нравом получает вред от всего, с чем имеет дело, даже от самого хорошего. А имеющий добрый нрав подобен тому, кто имеет здоровый организм, который если и проглотит что-либо и не совсем полезное, все же превратит все в хорошее. Так и мы, если будем иметь добрый нрав и будем хорошо себя настраивать, то от всякого дела получим духовную пользу.

Многие люди, начав осуждать других, готовы в своих фантазиях крушить всё подряд, ниспровергать всех и вся, они болезненно реагируют на недостатки других и в итоге своих мысленных пререканий приходят к полному внутреннему изнеможению. Осуждение ближних разрушает внутренний мир, приводит к нервозности, лишает сна. Откуда же это в нас – подмечать в других людях, прежде всего, плохое? Причина осуждения коренится в нашем самолюбии. Если мы любим себя больше, чем других, то, конечно же, видим в ближних в первую очередь недостатки, а в себе – только достоинства, иначе как признать, что мы лучше других. Какие же средства даны мусульманину для преодоления этого искушения?

Во-первых: «Не судите, да не судимы будете». Приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным и грешным. Кто почувствует себя таким образом, тому некогда будет судить других и остаётся только говорить: "Господи, помилуй! Господи, прости мои прегрешения!». Действительно, если мы знаем свои недостатки и совесть наша не дает покоя за то, что мы поступили в каком-то деле неправильно, то обратим ли мы внимание на оплошности ближнего? Будем ли мы осуждать другого за что-то, зная, что сами не раз поступали не праведно? Прощая другим и никого ни в чем не обвиняя, мы вносим мир в свою душу.

Во-вторых: перестать высмеивать ближних и окружающих. У многих это стало уже своего рода потребностью – хоть в чем-то осмеять другого. Между тем эта привычка только с виду кажется невинной потехой, в действительности же совмещает в себе злорадство с жестокостью, а ближний ставится вообще ни во что. Если мы испытываем удовольствие в насмешках над другими людьми, то это верный признак высокомерного, а в каком-то смысле и враждебного отношения к ближнему. Ведь всякая насмешка уязвляет и унижает другого человека, стало быть, насмехаясь, мы, возможно не задумываясь, вредим ему, делаем зло. Насмехаясь за глаза, мы портим только самих себя, а насмешка, высказанная в присутствии человека, способна ожесточить и озлобить его. Насмешки – признак внутренней нечистоты, когда голос совести уже не слышен, и потому такой человек уязвляет других своей колкой речью и непристойным поведением. Он смеется, если другой поступил худо, и опять смеется, если другой поступил хорошо. Смеется, когда услышит о веселой истории, но и если услышит о чужой неприятности, снова смеется. Нет в душе такого человека чего-то глубокого, серьезного, подлинного. Как вести себя тому, над кем смеются? Не обращать на колкости никакого внимания – это главное оружие против насмешек. Если мы будем хладнокровны к насмешкам, значит, они не достигнут своей цели – и над нами перестанут смеяться. Ведь часто дразнят тех, кто дает здесь слабинку. Отнеситесь к насмешкам равнодушно, и им никто не поверит.

В-третьих: не нужно разглашать чужие грехи и недостатки, нам неизвестны мотивы многих поступков других людей: почему они поступили в конкретной ситуации именно так, а не иначе. Часто бывает, что полученная нами информация не соответствует действительности, а мы уже спешим расписывать своим знакомым, «как же он так поступил». Это вредно для души, которая всегда после таких пересудов испытывает внутренний дискомфорт и опустошение. И каждому из нас, прежде чем распространять сплетни и слухи о наших ближних, стоило бы просеивать всё это через три сита – правды, доброты и пользы. Даже при очевидно отрицательном поступке ближнего мы не имеем права осуждать его. Ибо нравственная ответственность за поступки бывает неодинаковой у людей, живущих в разных жизненных обстоятельствах. Таким образом, в жизни подчас всё далеко не так, как это кажется лично нам. Поэтому лучше весь суд о других людях предоставить Аллаху, самим же обратить внимание на решение проблем собственной духовной жизни и преодоление всего того, за что мы сами можем быть осуждены в Судный День.

Как же велика ненависть шайтана к тем, кто уверовал и поклоняется Аллаху! Если ему не удается ослабить их решимость, то он открывает перед ними двери к добрым делам, чтобы заманить их в свои силки с другой стороны. Он пугает их наказанием Аллаха и заставляет забыть о Его милости. Он дует в их сердца и преувеличивает значение их молитв и постов, добиваясь от них безразличного отношения к другим обязанностям. А потом он внушает им, что они на особом счету у Всевышнего, но люди вокруг не понимают этого. Он возбуждает в них презрение к тем, кто ослушается и оступается, даже когда те молят Аллаха о прощении.

Мы видим, как такие люди обольщаются своим поклонением и забывают делать добро. Они соблюдают заповеди, но не размышляют над их духовной сущностью. Призывая на путь Аллаха, они будто призывают к подражанию себе. В их словах и поведении нет той мягкости, которая сближает сердца и топит лед недоверия. Они позорят тогда, когда нужно покрыть недостатки, и отдаляют тех, кого нужно привлечь, и усложняют там, где нужно облегчить. Они словно берут на себя полномочия Всевышнего, выносят приговоры за Него и отказывают людям в Его милости. Они осуждают и клеймят, забывая о том, что Аллах ищет оправдание для людей, прощает и любит прощать. Знамения Божьи лишились святости в их глазах прежде, чем благочестие укоренилось в их сердцах.

Если ты попытаешься достучаться до их сердец, то скорее всего наткнешься на стену непонимания. Если ты предложишь им поразмыслить над тем, что они говорят, они откажутся размышлять. Если даже ты приведешь им неопровержимые доводы, они все равно не примут их от тебя, потому что им удобнее смотреть на мир через собственную призму, не задаваясь вопросами, которые могут поставить под сомнение их исключительность.

Порой кажется, что шайтан перестает наущать таких людей в делах религиозных. Он не мешает им подниматься на намаз, собираться в мечети и читать Коран. Он довольствуется тем, что они пренебрегают своими семьями и своими обязательствами перед людьми. Но если шайтану предоставляется случай, он подводит их к уничижающему греху, который ломает им жизнь и разбивает их надежды. Разочаровавшись в себе или в выбранном пути, они могут полностью отвернуться от веры, если Аллах не поддержит их в такую минуту. Недаром говорят, что грешить и просить прощения лучше, чем не грешить вовсе и обольщаться собой.

Как же важно не просто встать на прямой путь, но пройти им до конца! Удается это лишь тем, кто понял суть и увидел картину целиком, кто соразмерил свои устремления со своими возможностями и поступает в соответствии с приобретенными знаниями. Удается это только благодаря милости Всевышнего и Его заботе. А тем, кто не преуспел благодаря своим деяниям, не помогут ни амбиции, ни мечтания.