Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (26 Зуль Каада 1438х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (26 Зуль Каада 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением. Сура Али ‘Имран, аят 185.

Каждый человек вкусит смерть и уйдет в землю. Она является ложем и пристанищем человека. Разумным человеком является тот, кто постоянно думает и размышляет о смерти. Он всегда говорит о ней, занят лишь приготовлением к смерти и к тому, что ждет после нее. Во всех раздумьях мысли должны вращаться только вокруг нее. Всевышний Аллах упоминает о смерти в Коране 164 раза.

Человек должен размышлять о братьях, ушедших из жизни, о том, как они разлучились с семьями. Им не помогло их богатство, ушла красота с их лиц, тело их изъедено червями, остались они в одиночестве и отчаянии в могиле, растеклись их глаза, покинуло их красноречие. После могильного допроса их ждут мучения или блага, и узнают они свое место в Раю или в Аду. После поминания смерти таким образом, человек, по воле Аллаха будет испытывать отвращение к мирской жизни и будет стремиться только к тому, что может помочь ему в Вечной жизни.

В Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) есть множество упоминаний о смерти и необходимости приготовления к ней.

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений – смерть!» ат-Тирмизи 2307, ан-Насаи 4/12, Ибн Маджах 4208. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды, когда я был с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к нему пришел один человек из числа ансаров, поприветствовал его и спросил: “О посланник Аллаха, кто является самым лучшим из верующих?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Наилучший из них нравом». Тот спросил: “А кто из верующих самый умный?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Тот, кто чаще других вспоминает о смерти, и лучше всех готовится к тому, что будет после нее. Они и есть умные!»” Ибн Маджах 4259, аль-Байхакъи в “аз-Зухд” 2/52. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-‘Иракъи назвали хадис хорошим. См. “ат-Таргъиб” 4/197, “Маджма’у-ззауаид” 10/312, “Тахридж аль-Ихъя” 5/194.

Имам ад-Дакъакъ говорил: “Тот, кто часто вспоминает о смерти, будет наделен тремя благами: быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто забыл о смерти, будет наказан тремя вещами: оттягиванием покаяния, недовольством своего удела и ленивым поклонением”. См. “ат-Тазкира” 1/27.

И сказал Аллах: «Все, которые есть на земле – они смертны». Сура 55 "ар-Рахман", 26

Мы движемся к нашему часу. Каждое мгновение мы приближаемся к смерти. Эти дни нашей жизни – это как вехи, как этапы на пути к смерти, на самом деле. Каждый день мы все ближе и ближе. И нет большей реальности, чем смерть! Но наши мечтания, наши далекие планы закрывают от нас эту реальность. Нам кажется это чем-то далеким, что случается с другими, но не с нами.

Да, умер кто-то сегодня, мы услышали. «Ну умер, умер. Я живой» - как будто тебя не коснется это.

Как страшно, как мерзко, когда человек в молодом возрасте забывает о поклонении Аллаху. Но еще ужаснее и омерзительнее, когда человек, голова которого покрылась сединой, забывает о поклонении Аллаху. На что он надеется?! Чего он ждет?!

Уходи из этого мира с запасом богобоязненности, деяний угодных Аллаху. Потому что, эта жизнь – она состоит из дней. А дней мало. Они все сочтены.

Однажды Суфьян бну ‘Уейна сказал такие слова, он сказал: «Человек испытывает наибольшую тягость, когда его душе очень тяжело и чувствует это одиночество, эту чуждость, этот страх, это беспокойство, дискомфорт – в трех случаях».

То есть, три этапа есть! Три момента в его существовании!

- «Первый момент – это, когда он выходит из чрева матери в этот мир». Да, ребенок чувствует себя в этом мире чуждым. Он чувствует дискомфорт. Почему? Потому что, он вышел из того места, где он находился, которое было для него привычным. Всякая душа привыкает к тому месту, где она находится. А он вышел оттуда в этот мир. И это очень тяжелый момент!

- «Второй момент – когда человек уходит из этого мира и когда он уже видит тех, кого не знал, кого никогда до этого не видел». Он видит существ, которые раньше никогда не видел. Он видит ангелов! Это очень тяжело! Этот переход – тяжелый переход, на самом деле. Потому что, если ты жил в этом мире 50, 60, 70 лет - ты привык. Как будто, это твой дом уже постоянный.

- «А третий этап, третий тяжелый момент, когда вдруг человек в День воскресения видит себя среди огромной бесчисленной толпы людей, которых собрал Аллах, всех до единого - для Суда». Спасти тебя от вот этого состояния стесненности, от зла, от беды в этот момент может только богобоязненность.

Смерть – она ищет нас! Смерть – она ходит за нами по пятам. Где бы мы ни были, смерть лишь ждет того момента, чтобы схватить нас, когда наступит предписанный Аллахом срок.

Поэтому Аллах говорит: «Поистине, скажи Мухаммад: «Смерть, от которой вы бежите – она непременно встретит вас» Сура "аль-Джуму'а", 8.

Встретит нас, когда мы в роскоши, в богатстве, заработали, накопили, построили - казалось бы, начинается жизнь.. - смерть встречает нас в этот момент!

Встречает нас, когда мы занимаем должность, сидим в кабинете, сидим в офисе, сидим у себя в магазине – смерть приходит, забирает нас в этот момент. Несмотря ни на что – ни на наши связи, ни на наши дела, ни на наш бизнес. Смерть приходит к нам, когда мы в воздухе, приходит к нам, когда мы на земле, приходит к нам, когда мы на море. Где бы мы ни были – смерть приходит. Ангел смерти приходит до семи раз в день к каждому и ждёт приказа Аллаха чтобы забрать душу.

«Смерть, от которой вы бежите непременно встретит вас. А потом вы будете возвращены к Тому, кто знает все тайное и все явное. И он сообщит вам все, что вы делали». Сура "аль-Джуму'а", 8.

Посмотрите на окружающий мир. На что бы вы не бросили свой взгляд - все это конечно, все это тленно. Вечен только Бог – вечен только Аллах Всевышний. Имущество, дети – все это уйдет от вас и вы уйдёте от этого. Посмотрите на владык. Посмотри на ‘Урмуза.. – наступил день, когда не спасло его его богатство. И ‘адиты – они тоже хотели вечности, укрепиться в этом мире. Хотели вечности, но не достигли вечности. И Сулейман (алейхи салям) – подчинены были ветры ему, которые дули перед ним, и люди, и джинны. Но это тоже не спасло его от смерти.

Посмотрите на этих владык, царей, властелинов, которые прошли. Которые были столь велики, что боялись их все и стекались люди со всех концов земли к ним - для поклона им! Спасло ли это их от смерти?! Где они сейчас?! Слышишь ли ты от них, хотя бы, шорох?!

Но! Но.. - мы придём к Аллаху непременно! Мы предстанем перед Аллахом непременно и получим расчет! Так не забывайте же об этом. Приготовьте свою провизию. Провизия – это не доллары и евро. Провизия – это не авторитет перед людбми. Провизия – это не имущество. Это каждое ваше благое деяние, ваш сауаб, ваши хасанаты для Аллаха. Потому что, дни наши сочтены. Каждый день мы все ближе и ближе к смерти.

Посмотрите.. еще на прошлой джуму’а были люди, которые еще были живы. Сегодня, эти люди уже не совершают джуму’а. Мы знаем этих людей. Еще вчера они ходили по земле – сегодня они под землей. Сегодня мы тоже над почвой, но завтра мы будем под почвой, а над почвой будут ходить уже другие люди. И, которые, возможно, даже не вспомнят о нас. Поэтому, запасайтесь богобоязненностью для дня встречи с Аллахом. Собирайте добрые деяния. Не собирайте из богатств этого мира много, потому что, все это придется вам оставить непременно.

Однажды Хасан аль-Басри был на похоронах. На похоронах там был один человек. И Хасан Басри сказал ему: «Посмотри.. этот, который умер, которого мы хороним сегодня – если бы он смог вернуться в этот мир, начал бы он совершать благие деяния, угодные Аллаху?».

Мужчина ответил ему Хасану: «Конечно! Конечно!». Потому что, кто умирает мечтает о том, чтобы вернуться и еще что-то успеть сделать. - «Конечно!» - сказал он.

Хасан Басри сказал ему такие замечательные слова – он сказал: «Если он не может сделать это, то, что мешает тебе сделать это?». Сделай это ты! Да, он не может уже. Но ты-то можешь! Не упускай этой возможности.

«Если ты видишь, что какой-то человек соревнуется с тобой в приобретении мирских благ, ты соревнуйся с ним в приобретении загробных благ».

Он завидует тебе, он соревнуется с тобой, чтобы обогнать тебя в богатстве или еще каких-то усладах этого мира. Ты соревнуйся с ним в богатствах вечного мира, чтобы приобрести благие деяния. Запасайся богобоязненностью, ибо ты не знаешь..

Ибо ты не знаешь, когда наступит ночь – доживешь ли ты до утра? До намаза фаджр – доживешь ты или нет?

Болезни и боль – это предвестники смерти. Когда наступает время оставить этот мир, приходит ангел смерти и говорит: «Сколько раз я тебя предупреждал о приближении смерти, сколько послов я отправлял к тебе с этой вестью. Я – последний, и после меня нет другого посланца. Хочешь или нет – прощайся с миром, покорись Господу, ибо нет у тебя другого выхода!» 

Когда душу вырывают из тела и окружающие плачут, ангел смерти говорит: «Над кем вы плачете? Клянусь Аллахом, я не совершил притеснения по отношению к нему, умерщвляя его преждевременно, я у него не отнимал пропитание. Вы плачьте о себе, я еще много раз буду приходить к вам, пока никого из вас не останется на земле».

Сколько людей, которые были здоровы, не болели ничем и умирали неожиданно. И, наоборот, сколько людей, которые болели, которые болеют, но еще живут какой-то срок. 

Сколько молодых, на которых люди смотрят и думают: «О! Этот проживет еще долго!». А уже оказывается его кафан (его саван) уже соткан, уже где-то в магазине продается эта ткань, которая ждет его. 

Сколько юношей, которые днем и ночью смеются и веселятся, а оказывается, что им уже очень скоро уготовано войти в чрево могилы. Сколько людей успешных, бизнесменов, спортсменов, торговцев, политиков - сделавших себе карьеру, которые тешатся своим успехом, радуются своим успехам, своим положениям – они не знают, что следующая могила на кладбище (следующая яма) – это его яма. 

Величайший завет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) дабы готовились мы к смерти, дабы мы готовились к уходу из этого мира прежде чем мы уйдем из этого мира. Люди лишают себя наград от Аллаха и возможности совершить благие деяния. И, воистину, если человек лишается благих деяний – это наказание от Аллаха. Упускает сауабы – это наказание от Аллаха. Но большее наказание, когда человек не видит того, что он лишен. 

Пусть Аллах не сделает нас из числа лишенных. Обо всем, к чему в жизни привык человек, он вспомнит перед смертью. Если он проводил все время в поклонении, то есть жил праведно, он и думать будет только об этом. А тот, кто постоянно предавался ослушаниям, будет думать о них и будет опечален из-за того, что приходится разлучаться с мирскими наслаждениями, и это станет для него своего рода завесой, которая будет мешать ему в поминании Аллаха. Поэтому разумный человек оставит мирское и займется вечной жизнью, извлекая урок из смерти. 

Человек должен размышлять о людях, ушедших из этой жизни, о том, как они разлучились с семьями. Им не помогло их богатство, ушла красота с их лиц, тело их изъедено червями, остались они в одиночестве и отчаянии в могиле, растеклись их глаза, покинуло их красноречие. После могильного допроса их ждут мучения или блага, и узнают они свое место в Раю или в Аду. После поминания смерти таким образом, человек, по воле Аллаха будет испытывать отвращение к мирской жизни и будет стремиться только к тому, что может помочь ему в Вечной жизни. 

О мусульмане, подумайте, как стыдно нам будет стоять перед Аллахом, как мы ответим и что скажем, когда будут спрашивать обо всем?! Размышляющий человек подготовит правильные ответы на эти вопросы.

Сделаем ду'а за нашего аксакала Вазиха хазрата, который ушёл к Аллаху. Пусть Аллах простит ему грехи, облегчит пребывание в могиле и даст достойное место в Ахирате! Аминь!