Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (5 Зуль Каада 1438х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (5 Зуль Каада 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий.

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует отправляться в путь (никуда), если не считать трех мечетей: Заповедной мечети (Масджид аль-Харам), Мечети Посланника и мечети Аль-Акса» (Аль-Бухари).

المسجد الأقصى‎ Мечеть Аль-Акса в Байт аль-Макдис Иерусалиме — один из символов Ислама, который, однако, находится в небрежении как никакой другой. По разным причинам — от политического компромисса до опасного самоуспокоения — умма игнорирует не только достоинства, но и саму судьбу этой святыни.

Аль-Акса — непростая мечеть: она лежит в основе нашей истории и является краеугольным камнем в судьбе всего человечества. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) во многом посвятил свою жизнь тому, чтобы привить сподвижникам чувство уважения к мечети Аль-Акса и подготовить их к тому, чтобы предпринять поход на Иерусалим, который в то время находился в руках могущественной Византийской империи.

Мечеть Аль-Акса должна занимать важное место в сердце верующего. Неслучайно многие благочестивые люди жертвовали ради нее своим имуществом и жизнью. На это было много причин, в том числе то, что Аль-Акса является:

1) первой кыблой мусульман;

2) местом, куда был перенесен Пророк (мир ему и благословение Аллаха), чтобы оттуда вознестись на небо (Исра валь-Мирадж);

3) вторым из домов Аллаха, построенных на земле;

4) местом, где похоронены сотни посланников Аллаха;

5) местом, где похоронены многие сподвижники Пророка (мир ему и благословенне);

6) местом, где по воле Аллаха совершались чудеса;

7) местом, которое сам Аллах назвал «благословенным»;

8) прямо или косвенно упоминается в Коране в общей сложности 70 раз;

9) местом, куда сошли ангелы с посланием Аллаха;

10) единственным местом на земле, где состоялась общая молитва всех посланников Аллаха во главе с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение);

По этим (и множеству других) причинам мы должны осознавать нашу ответственность за сохранение мечети Аль-Акса, над которой нависла угроза уничтожения.

В наши дни мусульманам запретили совершать намазы в Аль Аксе, перекрыты входы-выходы в мечеть, запрет на совершение в ней пятничной молитвы, арестован муфтий Иерусалима шейх Мухаммад Хусейн и ранен имам Мечети аль-Акса шейх Икрима Сабри..

К сожалению многие мусульмане крайне мало знают о третьей святыне ислама. Если они хорошо знакомы с Заповедной мечетью в Мекке и мечетью посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, поскольку совершают хадж и умру (малое паломничество) и имеют возможность видеть их своими глазами, то относительно мечети Аль-Акса имеют весьма отдалённое представление. Сегодня на хутбе я хотел бы рассказать о том, кто её построил и какое место она занимает в Исламе.

Кто построил мечеть Аль-Акса

Аль-Акса является второй мечетью после мечети Аль-Харам в Мекке, построенной на земле. Муслим передаёт от Абу Зарра: «Однажды я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?» Он ответил: «Заповедная мечеть (Аль-Масджид aль-Харам)». Я спросил: «А после неё?» Он ответил: «Отдалённейшая мечеть (Аль-Масджид aль-Акса)». Я спросил: «А сколько лет прошло между построением одной и другой?» Он ответил: «Сорок лет», после чего добавил: “Вся земля является мечетью («масджид» – место для поклонения), и где бы ни застало тебя время молитвы, совершай её”».

Нет однозначных достоверных текстов, в которых говорилось бы о том, кто первым построил мечеть Аль-Акса. Однако нет разногласий в том, что она была построена в то же время, в которое была построена мечеть Аль-Харам в Мекке, и в том, что мечеть Аль-Акса была построена пророками или ангелами.

Аль-Куртуби пишет: «Аллах повелел ангелам построить на земле мечеть и совершать вокруг неё обход, это было до сотворения Адама (мир ему). Адам достроил её часть и совершал вокруг неё обход (здесь имеется в виду Заповедная мечеть в Мекке). Затем её достраивали пророки после него. А её строительство завершил Ибрахим (мир ему), на что указывает следующий аят: «Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): “Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий ”». Таким образом, возможно, что мечеть Аль-Акса построил Адам или кто-либо из его сыновей через сорок лет после Заповедной мечети. Также возможно, что её построили ангелы по велению Аллаха после построения Заповедной мечети». Таким образом, мечеть Аль-Акса была построена через сорок лет после Заповедной мечети, и построили её либо ангелы, либо Адам (мир ему) и его дети.

Положение мечети Аль-Акса

1. Аль-Акса является второй мечетью, построенной на земле, о чём было подробно сказано выше.

2. Мечеть Аль-Акса была первой киблой, в сторону которой мусульмане обращались во время молитв, на протяжении шестнадцати или семнадцати месяцев, пока это положение не было отменено и мусульмане не были направлены лицом к Каабе, которая находится в Мекке. Аль-Бара бин Азиб говорил: «Я молился вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в сторону Иерусалима в течение шестнадцати или семнадцати месяцев, а затем мы повернулись к кибле в Мекке».

3. В мечети Аль-Акса и её окрестностях заключено благословение Аллаха. Аллах говорит в Коране: «Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1). Если бы у Аль-Аксы не было никаких других достоинств, кроме этого аята, то этого было бы достаточно для её высокого положения по причине наличия в ней изобильной благодати, ведь если были благословенны её окрестности, то она сама благословенна вдвойне. Поэтому она выделяется от остальных мечетей наряду с Заповедной мечетью в Мекке и мечетью Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине.

4. Она является местом ночного переноса из Мекки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Ночной перенос был осуществлён из мечети, которая была установлена на земле первой, во вторую, установленную на земле после неё. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воочию увидел обе киблы, познал их достоинства и почтение. Муслим приводит от Анаса бин Малика, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ко мне привели Аль-Бурак (белое животное выше осла и ниже мула, которое передвигалось в мгновение ока). Я оседлал его и прибыл на нём в Иерусалим, после чего привязал его к кольцу, к которому привязывали своих животных пророки. Затем я вошёл в мечеть и совершил в ней два раката молитвы, после чего вышел. Потом ко мне подошёл Джибриль (мир ему) с двумя сосудами: с вином и молоком. Я выбрал молоко, и Джибриль (мир ему) сказал мне: «Ты выбрал фитру (то, что соответствует естеству, природе)», – затем мы вознеслись на небо…»

5. Мольба Мусы, мир ему, относительно этой земли. Возвеличивая святую землю и Иерусалим, Муса (мир ему) перед смертью обратился к Аллаху, чтобы Он приблизил его к этой земле. Аль-Бухари приводит в своём «Сахихе»: «Муса (мир ему) попросил Аллаха приблизить его к святой земле на расстояние броска камня». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу, которая находится у дороги рядом с красным холмом». Имам Ан-Навави сказал: «Что касается просьбы Мусы (мир ему) о приближении его к святой земле, то это по причине положения этой земли и её достоинства, так как там были похоронены пророки и другие праведники».

6. Радостная весть о том, что эта земля будет принадлежать мусульманам. Одним из знамений пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) было оповещение о взятии Иерусалима задолго до того, как он был взят. Передаётся от Ауфа бин Малика: «Во время похода на Табук я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), находившемуся в кожаном шатре, и он сказал мне: “Сосчитай шесть предзнаменований приближения Судного дня, ими станут: моя кончина, затем завоевание Иерусалима, затем мор, который будет косить вас, как косит овец падёж скота, затем увеличение богатства до такой степени, что если кому-нибудь дадут сто динаров, он останется недовольным, затем смута, которая не обойдёт стороной ни одного дома арабов, и затем перемирие между вами и бану аль-асфар, которые проявят вероломство и явятся к вам с восьмьюдесятью знаменами, под каждым из которых будет находиться двенадцать тысяч воинов”» (Аль-Бухари).

7. К этой мечети отправляются в путь. Учёные единогласны в желательности посещения мечети Аль-Акса и молитвы в ней. И не отправляются в путь для совершения молитвы, кроме как к трём мечетям, среди которых и мечеть Аль-Акса. Это три мечети, обладающие достоинствами, которых нет у других мечетей. В сборниках Аль-Бухари и Муслима от Абу Хурайры передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует отправляться в путь никуда, кроме трёх мечетей: Заповедной Мечети (Аль-Масджид aль-Харам), Отдалённейшей мечети (Аль-Масджид aль-Акса) и этой моей мечети».

8. В ней увеличивается награда за молитву. Передаётся от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Однажды находясь вместе Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы обсуждали, какая из двух мечетей более почитаема: мечеть Посланника Аллаха или иерусалимская. И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Однако молитва в моей мечети лучше, чем четыре молитвы в Иерусалиме, и как же прекрасно это место молитвы. И даже если у человека будет участок размером с уздечку, откуда виден Иерусалим, это лучше для него, чем весь этот мир целиком» или он сказал: “весь этот мир и всё, что в нём есть”» (привёл аль-Хаким, назвав его достоверным, с чем согласились аз-Захаби и аль-Альбани).

9. Достоинство молитвы в мечети Аль-Акса. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Сулейман бин Дауд завершил строительство Иерусалима, он попросил у Аллаха о правлении; власть, равной которой не будет ни у кого после него; и о трёх вещах: правление, которое соответствует Его правлению, власть, подобной которой не будет ни у кого после него, и, если эту мечеть посетит кто-либо только с целью молитвы в ней, чтобы он вышел из неё очищенным от грехов как в тот день, когда он родился». Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что касается первых двух вещей, то они были дарованы ему, и я надеюсь, что была дарована и третья вещь» (Ан-Насаи, Ибн Маджа).

10. Место сбора и суда. Иерусалим – место, куда будут собраны люди в День суда, и это место Суда. Передаётся от Маймуны бинт Са’д, вольноотпущенницы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что она сказала: «О Пророк Аллаха, расскажи нам об Иерусалиме». Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это место сбора и отчёта» (хадис назвал достоверным аль-Альбани).

Палестина - земля и колыбель Пророков (Мир им). В Коране упоминаются пророки Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, Дауд, Сулейман, Салих, Закария, Яхья и Иса (да будет мир над ними). Все они жили в Палестине, а Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и привестввует) посещал ее. Несколько пророков племени Израилева, не упомянутых в Коране, так же жили на этой благословенной земле. Об одном из них упоминается в достоверном Хадисе Ушаа (да пребудет мир над ним). Палестина так же является землей, которую Всевышний облагодетельствовал тем, что взял с нее Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в ночное путешествие (Аль-Исраа) в мечеть Аль-Акса и из нее произошло его восхождение на Небо (Мирадж). 

В мечети Аль-Акса Аллах собрал всех пророков для намаза, которую возглавил Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует). Это было знаком продолжения послания ат-Тавхида (Единобожия), с которым приходили все Пророки (Мир им), и передачей их наследия, а так же призывом (Даава) к ат-Тавхиду мусульманской Уммы. Это зафиксировано в достоверном Хадисе о том, что мечеть Аль-Акса является "Землей воскрешения и сбора". 

Еще один достоверный Хадис говорит о том, что Билад аш-Шам, неотъемлемой частью которого является Палестина, "является стражем Ислама и центром Имама (Освободителя) Махди во времена "кризиса и хаоса". Тот, кто находится в Палестине для защиты Ислама, становится борцом на пути Аллаха, как говорится в Хадисе, записанным ат-Табарани, "люди Аш-Шама, их жены, сыновья и рабы, все - борцы на пути Аллаха. Кто бы из них не находился в ее крепостях или городах - на пути усилмя". В другом Хадисе, записанном имамом Ахмадом, говорится, что трудолюбивый и победоносный народ живет в аш-Шаме, особенно в Доме Святости и соседствующих с ним районах.

Таким образом, не является удивительной или странной эмоциональная привязанность мусульман к этой Святой и Благословенной земле и их готовность пожертвовать ради нее свою кровь и души.

Передают со слов Абу д-Дарды, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Молитва в Масджид аль-Харам равна 100 тысячам молитв; молитва в моей мечети (в Медине) равна тысяче молитв; молитва в Байт аль-Макдис (т. е. в мечети Аль-Акса в Иерусалиме) равна пятистам обычным молитвам» (Аль-Байхаки).

Джабир передает, что посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Кто из людей войдет в рай первым?» Тот ответил: «Пророки, затем мученики за веру, затем муэдзины мечети Аль-Харам, после них — муэдзины Байт аль-Макдис и муэдзины моей мечети (т. е. мединской), а за ними — остальные муэдзины, по их деяниям» (Фадайл Байт аль-Макдис, Аль-Макдиси, 643, с. 93).