Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (2 Шаабан 1438х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (2 Шаабан 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

По Воле Аллаха сегодня 2 день месяца Шаабан 1438 года по хиджре и это значит, что до наступления Священного Рамадана остается месяц. Есть вероятность, что месяц Рамадан по Воле Аллаха должен начаться 27 мая, соответственно первый намаз Тараувих в ночь с 26 на 27 мая. Аллах Знающий.

О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите средств и путей приблизиться к Нему и ревностно делайте усилие на пути Аллаха чтобы вам был успех. Сура аль — Маида, аят 35. 

Надо иметь страх перед Аллахом, потому что только это состояние отвечает достоинству человека. Страх перед мечом или плеткой — это недостойное человека чувство. Богобоязненность сопутствует совести тайно и явно и удерживает от зла в ситуациях, о которых не имеют представления другие люди и куда не достает рука правосудия.

«Таква» можно перевести здесь как «богобоязненность», но следующее предложение показывает, что это понимается не в обычном смысле слова «боязнь», ибо это означало бы «избегать того, кто внушает страх». Совсем наоборот: богобоязненность есть горячее желание избегать всего, что противоречит Его воле и закону. На самом деле это — сознание долга перед Аллахом, потому что мы призваны усердно искать средства, чтобы стать ближе к Нему, а этого мы можем достичь только борясь всеми силами за Его дело. Через исполнение долга и служение Аллаху. 

«Васила» означает «средства для достижения чего- либо». Всеми силами ищите средств, чтобы приблизиться к Аллаху и снискать Его милость. Ищите близости Аллаха, повинуясь Ему и творя добро. Это слово не обозначает посредника между человеком и его Господом. Стремиться к близости Аллаха — значит со всей энергией и всеми средствами бороться за Его дело. 

«Джахада» означает «напрягаться, стремиться, стараться», но это не полностью передает смысл. Это слово значит, что верующий должен бороться против всех сил, которые преграждают путь к Аллаху, то есть против всех врагов на всех фронтах. С одной стороны верующий противостоит шайтану, с другой стороны — своему собственному «я» с его искушениями. С третьей стороны он противостоит многим людям, которые ушли с пути Аллаха, но с которыми он связан тесными общественными, культурными и экономическими отношениями. С четвертой стороны он выступает против всех религиозных, культурных и политических систем, построенных на неповиновении Аллаху, которые заставляют людей подчиниться лжи. Хотя все эти враги пользуются разным оружием, они преследуют одну цель — подчинить себе свою жертву. Совершенно ясно, что подлинного успеха можно добиться только тогда, когда целиком и полностью станешь рабом Аллаха и будешь явно и тайно повиноваться только Ему и никому другому. «Успех» в духовном смысле, ибо это и есть самое важное, поскольку жизнь в этом мире коротка и быстро уходит и имеет малое значение по сравнению с вечностью.

Поистине, если бы во власти неверных было все, что есть на земле, и еще столько же чтобы откупиться в Судный День от наказания, то оно не примется от них; им будет жестокая мука. Сура аль — Маида, аят 36.

Будут желатьвыйти из огня, но они не выйдут из него; им будет постоянная мука. Сура аль — Маида, аят 37.

С месяцем Шаабан у мусульман связано немало ритуалов, которые не основаны на достоверных хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Относительно достоинства ночи 15 шаабана есть множество хадисов, и мнения учёных относительно этих хадисов расходятся, однако большинство считает их слабыми (да‘иф). Будучи мусульманами, мы должны остерегаться того, чтобы приписать Благословенному Пророку Мухаммаду слова, которых он не говорил. И неважно при этом, ради благих целей происходит такое приписывание или ради дурных. Строгое предупреждение на эту тему содержится в словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто преднамеренно говорит обо мне ложь, тот пусть готовится занять своё место в Аду» [Бухари, 10; Муслим, 4]. Некоторые из ошибочных убеждений относительно Шаабана приводятся ниже, сопровождаемые разъяснениями известных учёных из числа приверженцев Сунны (ахль ас-сунна). 

Середина Шаабана не обладает особыми достоинствами. Одно из самых распространённых ошибочных убеждений связано с приписыванием особых достоинств ночи 15 шаабана. Однако в книгах хадисов нет достоверных хадисов на эту тему. Вот что заявляет шейх Ибн Джибрин: О достоинстве середины шаабана нет ни одного хадиса категории сахих марфу‘ (хадис, который можно возвести непосредственно к Пророку, да благословит его Аллах, без разрывов в цепи передатчиков). Есть лишь несколько сообщений категории макту‘ (сообщение, цепь передатчиков которого доходит до эпохи последователей сподвижников (таби‘ин)), передаваемых со слов таби‘инов, и есть несколько хадисов, степень достоверности которых не превосходит категорий мауду‘ (поддельный) и да‘иф джиддан (крайне слабый). Согласно этим [слабым] сообщениям, в этот день [середины шаабана] определяется срок жизни живущих или список тех, кому предстоит умереть в наступающем году. В связи с этим [отсутствием достоверных хадисов] не следует проводить эту ночь в молитвах, или поститься в этот день, или выделять середину шаабана какими-либо иными актами поклонения. Да не обманет никого из мусульман это невежество… А Аллах знает лучше. 

Выделять середину Шаабана особым поклонением запрещено. Таким образом, на основании вышеописанного можно сказать, что выделять середину месяца шаабан особым поклонение не следует. В этой связи учёные говорят следующее: «Если кто-либо желает совершить дополнительную ночную молитву (киййам) в эту ночь — так же, как он это делает в другие ночи, не выделяя эту ночь среди других, — всё нормально. То же относится и к посту в день 15 шаабана, который продолжает пост середины месяца (аййам аль-бид) после поста 13-го и 14-го числа, или если этот день пришёлся на понедельник или четверг: если 15 [шаабана] совпал с понедельником или четвергом, нет нарушения в том, [чтобы поститься в этот день]».

Поститься в последний день Шаабана запрещено. Ещё одно заблуждение связано с постом в последний день шаабана, который также обозначается как «день сомнения». Он называется так потому, что порой невозможно установить, начался уже Рамадан или нет. На эту тему есть множество хадисов и высказываний учёных, например: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не упреждайте рамадан постом за день или два до его начала, но если кто начал поститься раньше, пусть постится»[Бухари, 1914; Муслим, 1082]. Поэтому если кто-то постоянно постится по понедельникам, а последний день шаабана пришёлся на понедельник, ему дозволительно соблюдать этот добровольный пост. В целом же учёные сказали о дне сомнения: «Сунна указывает, что поститься в этот последний день шаабана запрещено (харам)» [Фатава аль-ляджна, 10/117]. 

Слабость хадисов о прощении в день 15 Шаабана (Ночь Бараат). Аллах нисходит на первое небо не только в ночь 15 шаабана, но, как это обоснованно утверждается в обоих «Сахихах», а также в других сборниках хадисов, каждую ночь, в последней её трети. Соответственно, ночь 15 шаабана ничем в этом смысле не выделяется. Поэтому неудивительно, что, когда ‘Абдаллаха ибн аль-Мубарака спросили о нисхождении Аллаха в ночь 15 шаабана, он воскликнул: «В ночь 15-го?! Он нисходит каждую ночь!» [И’тикад ахль ас-сунна, № 92; передал Абу ‘Усман ас-Сабуни]. 

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост». Это достоверный хадис. Поэтому, в соответствии с этим достоверным хадисом, тот, кто не держал пост в начале месяца, пусть не держит его и после того, как пройдет половина месяца. И тем более не должен он держать пост в конце месяца в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предворяйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». А тот, у кого выпал пост в эти дни из-за обычая выполнять другую сунну, то нет в этом проблем. Если его обычаем является держать желательный пост в понедельник и четверг, то нет проблем в том, если он будет держать этот пост в эти дни. Или его обычаем является держать пост через день, то тоже нет в этом проблем. А что касается того, чтобы он начал пост после половины шаабана только по причине этого месяца, то это не разрешено. 

Не разрешается держать пост в день сомнения (яуму аш-шакк), даже если закрыто небо. Таково правильное мнение, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь, увидев его (новолуние), и прерывайте пост, увидев его. А если скрыто небо от вас, то отсчитайте для шаабана 30 дней». (Муслим 1081.)