Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (17 Раджаб 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Всевышний Аллах поклялся в своей Книге: «Клянусь временем, что люди непременно окажутся в убытке». Время – это ночь и день, и Он поклялся ими, что убыток неизбежно понесут все Его рабы, кроме тех, кто обладает следующими четырьмя качествами: «…кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103: 1-3). Эти качества включают в себя все благие дела, как скрытые, так и явные. Вера (Иман), праведные дела, призыв к стойкости и терпению – всё это требуется от человека для соблюдения покорности Аллаху и отказа от ослушания Ему, а также для того, чтобы достойно переносить трудности, предопределённые Аллахом. Верой и праведными делами человек совершенствует самого себя, а благодаря призыву к Истине и терпению на этом пути, он делает лучше окружающих его людей. Если же все эти четыре качества будут присутствовать в человеке, то он избежит убытка и получит великую прибыль, так как спасение человека во многом зависит от того, насколько он полезен для других, насколько сильно он старается делать им добро, призывать их к Истине и терпеть на этом пути. Мы обязаны делать добро людям и приносить им пользу всеми возможными средствами.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что те, кто помогают другим, являются одними из самых любимых людей для Аллаха, он сказал: «Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей». Это те, кто приносит людям пользу, оказывая им благодеяния посредством своего имущества, положения и возможностей. Ведь люди – это рабы Аллаха, и если человек будет делать им добро, то он очистит свою душу, возвысит свою честь, достоинство и обретёт благо, а защищая их от зла, он сам избавится от него. Любое доброе дело, которое мы делаем людям, является милостыней, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Любое доброе дело – это милостыня (садака)». Это важные слова, ведь, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), каждый человек должен ежедневно давать милостыню триста шестьдесят раз, по количеству данных нам Аллахом суставов. «За каждый сустав человеку надлежит давать милостыню (садака)».
Это очень много, откуда нам взять такое количество денег, чтобы позволить себе раздавать столько милостыни? Как нам собрать средств на триста шестьдесят пожертвований ежедневно? Добрые дела и польза, которую ты приносишь людям, – это обширная дверь милостыни, через которую мы сможем внести свою часть необходимых пожертвований, через эту дверь мы сможем дать все триста шестьдесят пожертвований и даже больше, если пожелаем. Поминание Аллаха — зикр, соблюдение определённых прав своих братьев тоже считается милостыней: Как сказал аль-Бара ибн `Азиб (да будет им доволен Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал нам семь вещей: навещать больного, участвовать в похоронах, желать [милости Аллаха] чихнувшему, помогать в выполнении клятвы поклявшемуся, выступать в поддержку притеснённого, распространять приветствие (салям) и отвечать на приглашение». Аллах назначил большую награду тем, кто приносит людям пользу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто помогает своему брату в какой-либо нужде, тому Аллах поможет в его собственной нужде. Кто развеет какую-либо скорбь мусульманина, тому Аллах развеет одну из скорбей Судного Дня. Кто покрывает мусульманина, того Аллах покроет в День Суда».
В другом риваяте этого хадиса говорится: «Кто пойдёт вместе с притеснённым и добьётся восстановления его прав, тому Аллах укрепит его стопы во время перехода через Сырат, в тот День, когда многие стопы поскользнутся». Посланник Аллаха также сказал: «Аллах помогает Своему рабу до тех пор, пока этот раб будет помогать своему брату». «Кто решит какую-либо потребность своего брата, тому Аллах поможет в его собственных нуждах». Если человек будет оказывать своему брату необходимую помощь, когда тот нуждается в ней, это добро вернётся к нему самому, и Аллах будет помогать ему, когда у него появится нужда. Эти хадисы являются напоминанием о достоинстве братской взаимовыручки и указывают, что награда за это будет подобна нашим делам: если мы будем заботиться о своих братьях, то заслужим заботу самого Аллаха. Эти хадисы говорят о том, насколько важно быть полезным для других людей и помогать им своими знаниями, умением, имуществом, советом и всем, что может принести им пользу.
Путей для совершения добра очень много. Наш Господь проявил к людям великую милость, Он всем дал большие возможности, и каждый человек в состоянии найти то, чем он может быть полезен для других. Бывает так, что человек не может помочь ни физически, ни материально, зато он может дать нужный совет и оказать тем самым неоценимую услугу. Самыми любимыми людьми для Аллаха являются те, которые приносят людям больше пользы, а среди самых любимых дел для Аллаха – это доставление радости мусульманину, утешение в скорби, покрытие долгов людей, оказавшихся в затруднении, кормление голодных. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пойти с моим братом мусульманином для решения его проблем нравится мне больше, чем неотлучно пребывать в мечети на протяжении месяца». При этом заметьте, что речь идёт не просто о мечети, а о Пророческой мечети в Медине! Одной из причин, благодаря которым наша Умма стала лучшей общиной этого мира, является то, что она приносит людям больше пользы.
Эта Умма приносит огромную пользу народам земли, а самой важной пользой является призыв к прямому пути Ислама и, как следствие, достижение Рая и спасение от адского наказания. Всевышний Аллах сказал: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3: 110). Несмотря на то, что кто-то не любит мусульман и не доволен исламским призывом, эта община является самой полезной для людей этого мира. Всевышний Аллах сказал: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: „Воистину, я – один из мусульман“?» (Коран, 41: 33). Призывающий к Религии Аллаха занимается очень важным и значимым делом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах посредством тебя наставит на верный путь одного человека, то это будет лучше для тебя, чем обладание красными верблюдами». «Кто призовёт к верному руководству, тот получит такую же награду, как и те, кто за ним последует». Это говорит о важности и значимости призыва, ведь это миссия пророков Аллаха и их наследие. Что же тогда можно сказать про имама или проповедника, какова будет их награда на пути Всевышнего!
Также общественной пользой является оказание помощи как притеснённому, так и притеснителю. Если с первым всё понятно, то чем же мы должны помочь притеснителю? Помощь ему заключается в том, чтобы остановить его, помешать ему дурно поступать в отношении других людей и заставить его вернуться к достойному поведению. Например, запретить сплетнику продолжать свои скверные разговоры, потому что распространение пересудов о ком-либо является одним из худших видов несправедливости по отношению к другим людям, ведь жертва сплетен наиболее беззащитна, так как человек из-за своего отсутствия не может дать отпор самостоятельно. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто защитит честь своего брата, лик того человека будет защищён Аллахом от адского Пламени в День Воскрешения». Поэтому если вы слышите, что кто-то в собрании плохо отзывается об отсутствующем человеке, то должны сказать ему: «Замолчи, мы знаем о нём только хорошее». Если же у обсуждаемого человека действительно есть известные недостатки, то все равно следует призвать своих собеседников к удержанию своих языков от сплетен и не говорить у человека за спиной.
Дурной отзыв об отсутствующем человеке дозволен в следующих случаях:
1. Когда потерпевший приносит кадыю или имаму жалобу на своего обидчика.
2. Про человека, постоянно занимающегося дурными делами, можно сообщить человеку, в чьей власти наказать виновного.
3. Можно сообщить служителю шариата о понесенной обиде, или понесенном ущербе, чтобы узнать, какое наказание по шариату заслужил виновный.
4. Можно открыть дурные дела кого-то, чтобы предостеречь других мусульман от подражания этому человеку.
5. Человека, занимающегося дурными делами, можно осудить и в его отсутствие.
Всевышний Аллах сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Коран, 3: 103). «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (Коран, 49: 9). «Примирение – это благо» (Коран, 4: 128). Аллах делает успешными дела тех, кто примиряет и улучшает, и не даёт успеха тем, кто портит и нарушает. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не указать ли мне вам на нечто лучшее, чем степень поста, молитвы и милостыни?»Сподвижники сказали: «Да [укажи нам на это], о, Посланник Аллаха».Пророк сказал:«Это примирение людей. А внесение порчи между ними [, напротив,] сбривает Веру». В другом хадисе говорится: «Лучшая милостыня – это примирение между людьми».
Существует великое множество полезных дел, давайте немного углубимся в этот вопрос и спросим себя: что мы делаем для того, чтобы людям было удобно поклоняться Аллаху? Что делаем, чтобы помочь им совершать веления своего Господа Миров и быть покорными Ему? К таким делам относится строительство и уход за мечетями. Вспомните, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был обеспокоен тем, что не прочитал заупокойную молитву (джаназа) за человека, который убирался в мечети. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал, что этот человек умер, то прочитал по нему молитву, несмотря на то, что уже прошёл месяц со дня его смерти. Почему он так сделал? Потому что этот сподвижник делал важное дело, он оказывал услугу людям, наводя порядок в месте, в котором они поклонялись Всевышнему Аллаху. Какую большую награду получают люди, которые строят мечети и оборудуют места поклонения с чистым намерением заслужить довольство своего Господа?! Это даёт другим людям возможность совершать коллективную молитву, поминать Аллаха, уединяться в мечети во время последней декады месяца Рамадан. Мечети – это места, где мусульмане собираются для получения знаний.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто построит мечеть ради Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю». При этом люди могут принимать совместное участие в возведении мечети, будь то мужчины или женщины, каждый может внести свою лепту, и все они войдут в Рай благодаря своему участию и той доле, которую они внесли в это благое дело, надеясь на награду Аллаха. Будьте полезны, где бы вы ни были, и ищите пути совершения добрых и полезных дел.
Но бывают мечети построенные не ради Аллаха, а с дурным намерением. В Коране есть сура «Тауба», аят 107, в котором говорится: «Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами». Среди жителей местечка Куба были лицемеры, которые построили рядом с мечетью Куба еще одну мечеть. Они намеревались причинить вред правоверным мусульманам и внести раскол в их ряды. Они также обещали некоторым из неверующих, которые воспротивились Аллаху и Его посланнику, что эта мечеть при необходимости может послужить для них бастионом. Однако Всевышний Аллах опозорил этих нечестивцев и раскрыл их заговор. Аллах сообщил, что лицемеры построили эту мечеть для того, чтобы нанести вред верующим и мечети, в которой они собираются. Они намеревались поддержать неверие, в то время как другие стремились поддержать правую веру. Они также намеревались посеять смуту и разногласия между мусульманами и помочь неверующим, воюющим против Аллаха и Его посланника и питающим к мусульманам лютую ненависть. Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, получил откровение по этому поводу, он велел нескольким мусульманам разрушить и спалить эту мечеть. Они выполнили его приказ, и впоследствии она превратилась в свалку для мусора.
«Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся». Коран, сура «Тауба», аят 108. Никогда не совершай намаз в мечети, которая построена для того, чтобы нанести вред мусульманам. Мечеть, которая с первого дня основана на богобоязненности и благочестии, больше заслуживает того, чтобы ты совершал в ней намаз. «Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил его на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». Коран, сура «Тауба», аят 109.
Различия между мечетями заключаются в различии между намерениями их прихожан и соответствии этих намерений тому, что угодно Аллаху. Если мечеть построена с добрыми намерениями и в строгом соответствии с Его предписаниями, если ее устроители поступали искренне ради Аллаха и руководствовались дорогой Пророка Мухаммада, то она будет превосходить мечеть, которая построена на самом краю обрыва, готового обрушиться вместе с этим строением прямо в огненную преисподнюю. Воистину, Аллах не помогает беззаконникам узнать, что может принести им пользу в мирских и религиозных вопросах. «Строение, которое они построили, всегда будет порождать сомнения в их сердцах, пока их сердца не разорвутся. Аллах – Знающий, Мудрый». Коран, сура «Тауба», аят 110.
Из этих коранических откровений можно сделать следующие полезные выводы:
Запрещается возводить мечеть рядом с другой мечетью с намерением причинить ей вред. И если мусульманам становится известно о подлинных намерениях устроителей мечети вреда, то она не должна быть. Намерение отражается на любом деянии, и поэтому даже самое достойное деяние может оказаться запрещенным. Именно дурное намерение привело к тому, что для устроителей мечети вреда все закончилось так плохо. Любой поступок, который может внести раскол в ряды мусульман, является грехом, и правоверные обязаны избегать таких грехов и искоренять их. А любой поступок, который способствует единению мусульман, является обязательным, и правоверные должны призывать к таким поступкам и вдохновлять людей на них. Аллах сообщил, что устроители мечети вреда преследовали именно намерение посеять раздор между мусульманами, и поэтому их поступок был грехом. Также греховными являются любые поступки с намерением поддержать неверие или воспротивиться Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Запрещается совершать намаз в местах, где люди ослушаются Аллаха. Мусульмане должны сторониться таких мест и не приближаться к ним.
Грехи оказывают влияние на место, в котором они совершаются. Греховный поступок лицемеров также повлиял на построенную ими мечеть, и мусульманам было запрещено молиться в ней. Праведные деяния также оказывают влияние на места, в которых они совершаются. И поэтому Аллах сказал о мечети Куба: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней» (Коран, 9:108).
Мечеть Куба была отмечена особенностями, которыми не обладали многие другие мечети. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, посещал эту мечеть каждую субботу, совершал в ней намаз и призвал мусульман молиться в ней. Из причин, упомянутых Всевышним Аллахом, вытекают четыре важных религиозных принципа, согласно которым любой поступок, который наносит вред мусульманам, или является ослушанием Аллаха и порождением неверия, или вносит раскол в ряды правоверных, или помогает грешникам, которые враждуют с Аллахом и Его посланником, является запрещенным, и наоборот. Если мечеть Куба является мечетью, которая была основана на богобоязненности и благочестии, то мечеть Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, основание которой он заложил своей благородной рукой и в которой он трудился, в еще большей степени заслуживает такого эпитета. Любой праведный поступок зиждется на искренности перед Аллахом и строгом соответствии дороге Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Основанием таких поступков являются богобоязненность и благочестие, и они приводят человека в райские сады блаженства. Если же человек имеет дурные намерения и совершает ересь и заблуждение, то он закладывает фундамент своих поступков на самом краю обрыва, который непременно обвалится вместе с ним в огненную преисподнюю, ведь Аллах не наставляет на прямой путь несправедливых людей.
Просим Аллаха (Велик Он и Славен) помочь нам во всех наших делах и сделать так, чтобы мы поминали Его, благодарили и поклонялись наилучшим образом. Хвала Аллаху! Мир и благословение Аллаха Его Посланнику Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам!