Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (18 Джумада ас-Сани 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Если ты возлюбил Аллаха больше всего на свете, готовься к испытаниям. Награда за эту любовь безмерно велика, но получит её лишь тот, кто докажет свою правдивость. Коран гласит: «Неужели люди полагают, что их оставят [в покое] и не подвергнут испытаниям только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже испытали тех, кто жил до них. Аллах непременно узнает тех, кто говорит правду, и непременно узнает лжецов» (сура 29 «Паук», аяты 2-3)
.
Однако, даже испытывая Своих рабов, Аллах не перестаёт заботиться о нас. По милости Своей Он посылает нам испытания, которые нам проще всего выдержать. Он не возлагает на нас больше, чем мы можем вынести. Прежде чем подвергнуть нас испытанию, Он наделяет нас необходимым терпением, а вслед за трудностями посылает облегчение.
Одному Аллах посылает болезнь, зная, что тот может злоупотребить своим благополучием, а другого Он одаряет крепким здоровьем, зная, что он не сможет вынести тягот болезни. Он одаряет человека щедрым уделом, если тот не сможет благодарить Его в период лишений, и делает скудным удел того, кто легко обольщается богатством.
Самые тяжелые испытания выпадают на долю тех, кто борется со своими слабостями и во всем берёт пример с Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Таких верующих Всевышний испытывает великими целями и устремлениями: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному богобоязненным» (сура 3 «Семейство ‘Имран», аят 133)
; «Ради такого [вознаграждения в Раю] пусть трудятся труженики!» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 61)
.
И они трудятся, трудятся не ради богатства или карьеры, не ради славы или признания, но ради довольства Всевышнего Господа и приближения к Нему в жизни вечной. Только не подумайте, что они полностью отрекаются от этого мира. Нет, они много работают, но зарабатывают только честным трудом и сторонятся всего запретного.
Они не подворовывают и не берут взяток, даже когда заработка не хватает на удовлетворение всех нужд. Они тоже хотят иметь просторную квартиру и удобный автомобиль, но не берут кредитов в банке и не называют это вынужденной мерой. Они довольствуются тем благим, что Всевышний посылает им, и стараются снискать Его милость дозволенными путями, и Он непременно вознаграждает их за благочестие и терпение.
Из того, что они зарабатывают, они обязательно раздают милостыню. Не важно, много или мало, но они делают это регулярно, потому что их цель не преумножить свое состояние, а успеть сделать больше добра. Потому и сказал Всевышний, что они «трудятся ради выплаты закята» (сура 23 «Верующие», аят 4)
. То есть они не просто раздают милостыню, а работают и зарабатывают именно ради того, чтобы помогать беднякам и слабым.
А ещё они много молятся. Не только днём, когда они заняты поисками земного удела и едва успевают совершить обязательные молитвы, но по ночам, когда мир вокруг утихает и ничто не отвлекает их от размышления над аятами Корана. А ведь они любят размышлять над Кораном, в котором они находят ответы на самые сложные вопросы и поддержку в самый трудный час.
Размышляя над писанием Всевышнего, они понимают, как мало они стараются ради будущей жизни и как велика их ответственность за происходящее вокруг. Видя рядом страдающих и беспомощных людей, они не могут расходовать свои сбережения на приобретение того, без чего они могут обойтись. И как не похожи они на тех, чьи мысли заняты дорогими нарядами, развлечениями и путешествиями, даже если те молятся и постятся рядом с ними. Наверное, именно об этом говорится в хадисе, который приводится в «Зухде» имама Ахмада (с. 77): «Среди худших людей в моей умме те, которые живут в роскоши, едят много разных блюд, носят много разных одежд и говорят высокопарно». И хотя иснад этого сообщения отосланный, оно усиливается похожими хадисами, рассказанными со слов ‘Аиши, Абу Умамы и Абу Хурайры.
Мыслящий верующий близок к тому, чтобы погубить себя из-за того, что люди вокруг не внимают увещеваниям и приближают свою погибель. Его гнетёт собственный грех, за который он неустанно молит Аллаха о прощении. Его гнетёт беззаботность и беспечность окружающих. Он понимает, что не успеет сделать всё, что задумал и что угодно его Господу. Ему не хватает времени и средств. Он едва находит себе единомышленников, готовых разделить с ним все радости и трудности этого пути. Несмотря на это, он не торопит события, покорно принимает волю Всевышнего и делает то, что должен.
Он исправляет то, что можно исправить, распространяет свет знания и сеет семена добра, не взирая на недовольство и непонимание окружающих. Его не заботит, прорастут эти семена или нет, ведь он из тех, кто посадит саженец, даже если солнце взойдёт на западе. Он понимает, что гораздо проще говорить то, что люди хотят услышать, но ведь он ищет не признание толпы, а довольство Всемогущего Царя. И поэтому он никогда не променяет беспокойство великой цели на сладость неразумения.
О Аллах, облегчи наше испытание, прости грехи наши и даруй благополучие нам и нашим близким! Вдохнови нас на великие добрые дела и не дай пропасть в плену жалких амбиций и низких устремлений! Аминь.
Путь к благочестию лежит через преодоление соблазнов и совершение поступков, которые тягостны для души. Нелегко расставаться с богатством, раздавая милостыню беднякам. Ведь завтра ты можешь оказаться на их месте, и многие станут злорадствовать и отвернутся от тебя. Нелегко отказываться от запретного, наблюдая за тем, как богачи купаются в роскоши и наживаются нечестным путем. Но если человек уверовал в Аллаха и не сомневается в Его обещании, то для него нет выбора. Он знает, что Всемилостивый Господь испытывает верующих трудностями и лишениями, богатством и славой. Времена меняются, и вслед за тяготами наступает облегчение. Наш земной удел предопределен задолго до того, как мы пришли в этот мир, и мы не покинем его, пока не вкусим последнюю крупицу добра, предначертанную для нас. В поисках этого удела мы должны трудиться, совершенствовать свои умения и навыки, часто молить Аллаха одарить нас благами. Вместе с тем нужно быть разборчивыми и не протягивать руки к тому, что Аллах запретил. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Вкушайте благое из того, чем Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху» (сура 2 «Корова», аят 172).
Человек не может быть благодарен Аллаху, если не жертвует своим имуществом на благие дела, и не может быть благодарен, если не отказывается от нечестного заработка ради своего Господа. Как добрые дела не сравнятся с грехами по своему исходу, так и честный заработок не сравнится со скверным. Даже намаз не удерживает некоторых мусульман от ростовщичества и мошенничества, от торговли алкогольными напитками и даже языческой атрибутикой. Они радуются земному богатству больше, чем праведным деяниям и довольству Всевышнего, и приходят в отчаяние, когда упускают выгодную сделку, словно не знают, что предначертанная прибыль не могла пройти мимо. Они читают Коран, но поступают с точностью до наоборот, ибо сказал Всевышний: «Скажи: “Это милость и милосердие Аллаха”. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают» (сура 10 «Йунус», аят 58).
Верующий не забывает о своем земном уделе, но больше всего заботится о своей душе. Он знает, что Всемилостивый Господь, который привел нас в этот мир и одарил верой, не оставляет его без поддержки и ведет по жизни. Он устраивает его дела лучше, чем кто-либо иной, и избавляет от нужды в людях. Он лишает его прибыли там, где она может повлечь за собой беду, и вознаграждает его за старания оттуда, откуда он совсем не ждет. Он кормит и одаряет его так красиво, что верующий приходит в изумление и, воздевая руки к небу, говорит: «Господи, как же безгранична милость Твоя и как велик мой грех! Свят Ты и хвала Тебе! Я не заслуживаю всех этих благ, но нуждаюсь в них и нуждаюсь в большем, и только Ты знаешь мою бесконечную нужду в Тебе. Не отворачивай от меня лика Твоего и не предоставляй меня самому себе даже на мгновение ока. Помоги мне благодарить Тебя и стать лучше! Прости меня, ибо никто не отпускает грехи, кроме Тебя».
В «Сунане» ат-Тирмизи сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскрешения раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырёх вещах: как он провёл свою жизнь? Как потратил свою молодость? Как заработал и как израсходовал своё богатство? И поступал ли он в соответствии со своими знаниями?» Обратите внимание, за материальные блага человек будет спрошен дважды: каким путем они были приобретены и как были потрачены? Но если богатство было нажито нечестным путем, то расходование его на благие цели не избавляет человека от ответственности. В хадисе говорится: «Если человек приобретает имущество, совершая грех, а потом расходует его на родственников, или раздает милостыню, или жертвует им на пути Аллаха, то все это будет собрано и вместе с ним брошено в геенну».
Запрещенный заработок не принесет человеку пользы даже в том случае, если он раздаст из него милостыню или совершит паломничество. Даже мольба того, кто ест, пьет и одевается из заработанного нечестным путем, не доходит до нашего Господа. Конечно, потратить такое имущество на помощь больным или нуждающимся лучше, чем израсходовать его на греховные удовольствия. Но это не тот путь, который ведет к спасению и успеху. Избавить от пагубных последствий грехов в этой жизни и после смерти может только искреннее покаяние.