Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (6 Джумада аль-уля 1438х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (6 Джумада аль-уля 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Цените пять вещей, пока их не заменят другие пять: жизнь до прихода смерти, здоровье до болезни, богатство до бедности, свободное время до полной занятости, молодость до наступления старости». 

Итак, первая вещь, упомянутая в хадисе – это жизнь. Аллах привел нас в этот мир, и мы живем: едим, спим, ходим на работу… Представьте, что нам дали много денег и сказали: вы будете жить, пока не закончатся эти деньги. Вначале мы бы обрадовались – денег-то много, но с каждым последующим днем денег становилось бы все меньше и меньше, а наше беспокойство бы росло. А ведь отведенные нам дни, так же как и эти деньги, имеют свой конец. Жизнь не будет длиться бесконечно. Мы любим откладывать на потом, оставлять на старость. В двадцать лет говорим: стану совершать намаз, когда мне исполнится сорок. А что, в сорок лет кто-то чувствует себя старым? Нет! И в сорок лет люди умудряются оставлять на потом. Да что там говорить, если даже в шестьдесят лет некоторые утверждают, что их время еще не пришло! Время уже настало! Наше время сейчас, пока мы дышим. Сколько еще мы собираемся ждать? Сегодня мы живы, завтра нас может уже не быть. Потому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам ценить жизнь, не тратить наше время понапрасну. 

Дальше в хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упоминает здоровье. Мы видим, слышим, ходим без посторонней помощи – всё по милости Аллаха. А разве мало тех, кто не в состоянии и рукой пошевелить? Сколько людей сегодня не могут совершить хадж из-за отсутствия здоровья? Болезнь может постичь любого из нас, а вот вернется ли потом здоровье, ведомо лишь Аллаху. 

Далее Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит об имуществе. Сегодня Господь вверил вам имущество. С его помощью мы можем делать благое, проявлять щедрость на пути Аллаха. Пользуйтесь этим, ведь многие не имеют такой возможности. Есть люди состоятельные по Воле Всевышнего. Суммы, которую они бы платили в качестве закята, было бы достаточно, чтобы содержать мечети. Где же теперь их имущество – уже не важно, потому что многие ушли из этого мира, но так и не использовав богатство для спасения своей души. Что они ответят, когда Аллах пожелает узнать, как они распорядились дарованным имуществом? Поэтому ученые говорят: кто обладал богатством, но не потратил его на благие цели, тому мучение в этом мире – он постоянно переживает, боится обанкротиться, заключить невыгодную сделку, даже заплатить закят, как того требует Ислам, что уж говорить о добровольной милостыне – и страдание в мире вечном, где ему предстоит отвечать перед Господом. 

Четвертая вещь, упомянутая в хадисе – это свободное время. Сегодняшний мир таков, что невозможно сидеть на месте и бездействовать: работаем или учимся целый день, бежим домой, где поджидают домашние хлопоты. Из поклонения успеваем совершить лишь обязательные пятикратные намазы. А выдастся свободная минута, так мы спешим к телевизору, компьютеру и т.д… Почему бы не посвятить это время поклонению: прочитать дополнительный намаз, зикр или Коран? Ведь за это Аллах обещает немалую награду. 

Последнее, о чем сообщает Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в этом хадисе – это молодость. Одна мусульманка задала вопрос. Она, как повелевает Аллах, носит хиджаб, но не всем членам семьи это нравится. Ей постоянно говорят, что не стоит так укрываться, пока молода, надо радоваться жизни, а не скрывать свою красоту. А к чему призывает нас Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)? Уже с молодости, с юных лет признавать Аллаха и следовать его предписаниям. Чья молодость прошла в поклонении Всевышнему, тому Он обещает Рай. Но это не означает, что пришедших в Ислам в зрелом или пожилом возрасте Аллах не вознаградит. Вспомните, среди сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были и стар и млад. Но все они, познав истину – о единстве Господа и пророчестве Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) – отрекались от прошлой жизни и отдавали себя на служение Исламу. А как происходит у нас? Да, нам известна истина, но пока мы не можем жить по всем законам Ислама. Отговорки, братья и сестры, найдутся всегда, а молодость и жизнь не вечны.

Разве справедливо знать Аллаха, Его законы с юности, а прийти к Нему лишь состарившись, потратив лучшие годы на развлечения, накопление денег, на все, кроме служения тому, кто обеспечил тебя всем? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призывает нас уделять больше внимания поклонению не запрещая мирских дел. Ислам не порицает стремления много зарабатывать, иметь большой красивый дом, светское образование… Все, от чего он предостерегает – это впадение в запретное. А чтобы избежать харама, нужно научиться его узнавать. Для этого мы и получаем исламское знание: изучаем фикх (исламское право), арабский язык, акыду, хадисы, сиру пророка (Да благословит его Аллах и да приветствует)… Сейчас, хвала Всевышнему, изучение Ислама стало доступным для каждого из нас. Нельзя находить отговорок, не обманывайте себя. Учиться может любой человек, было бы желание. Не теряйте драгоценного времени! Вспомните хадис. В нем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращается к каждому из нас. За кем же нам следовать: за заботящимся о нас Пророке (мир ему и благословение Аллаха) или же за шайтаном, единственное желание которого затащить нас с собой в Огонь Ада?

Все мусульмане прекрасно знают, что всё в этом мире происходит по воле Аллаха, любое, даже самое малое событие, не происходит без веления Всевышнего Господа.На протяжении истории мы знаем немало примеров того, как Аллах возвышал незначительные народы и унижал великие. Всемогущий Господь не раз делал царями мировых держав безвестных и забытых всеми людей, а могучие и неприступные державы по его воле падали, словно карточные домики на глазах у изумлённых людей, считавших эти империи такими же непоколебимыми, как горы. 

Аллах (Велик Он и Славен) сказал в Священном Коране: «Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все блага – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь». (Коран 3: 26). 

История даёт нам множество подтверждений истинности этого аята. Как бы ни мудрствовали историки и аналитики, зачастую они затрудняются объяснить резкий, неожиданный взлет империй и такое же поразительное их падение. Нередко они объясняют это стечением удачных или неудачных исторических обстоятельств. Но на самом деле, эти обстоятельства создаются Аллахом, и если Всевышний

решил, что и как должно произойти в этом мире, то никто не в силах этого предотвратить. В этом заключена великая мудрость нашего Господа. Сменой положения на Земле, Аллах напоминает людям о непостоянстве и недолговечности этого мира. Этим Аллах испытывает людей, раскрывает лучшие стороны души истинно верующих и стойких в своей вере мусульман и отличает их от сомневающихся и лицемеров. 

Аллах сказал: «Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (побед и поражений) между людьми, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников». (Коран 3: 140). В этом аяте Аллах оповестил мусульман, что испытания этого мира никогда не закончатся, после побед приходят поражения, а после поражений наступают победы. Душа верующего не должна быть привязана к событиям этого мира. В этом аяте Аллах раскрыл нам одну из реалий мирской жизни – непостоянство и смена расстановки сил на земле. 

Народы сменяются народами, цивилизации приходят на смену цивилизациям. Так Аллах испытывает людей. Человек, выросший в исламской среде, может выполнять внешние исламские обычаи и обряды, исходя из того, что это ему привычно так же, как ему привычна национальная еда и уклад жизни его народа. Но именно во время потрясений испытывается Вера человека, и он узнает, следовал ли он велениям Аллаха осознанно или в угоду привычке. Аллах же всегда знает, что скрывает человек у себя в душе, но Он делает скрытое явным, чтобы не было у людей отговорок в День Великого Суда.