Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (29 Раби аc-Сани 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!»Этот хадис передали Ибн Маджах 207, 209, 210, ат-Тирмизи 2677.
Тот, кто следует Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его халифов, да будет доволен ими Аллах, порицает порицаемое, оживляет Сунну и умерщвляет нововведение (бид’а) – в этом есть наилучшая награда и прекрасно упоминание.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел нам: «Не упускайте возможность совершать 3 вещи: повелевайте благое, предостерегайте от порицаемого и обучайте людей Сунне». «Самое страшное, чего я боюсь для вас – имамов, вводящих в заблуждение». «Кто будет придерживаться моей сунны, когда умма пребывает в упадке, получит награду сотни мучеников за веру». Да сделает нас Аллах теми, кто соблюдает его сунну, да благословит его Аллах и приветствует, когда Умма будет пребывать в упадке! И да поможет нам Аллах опровергать того, кто вводит нововведения и постоянно совершает их; напоминать тому, кто ошибся и пребывает в этом состоянии; повелевать следование Сунне тому, кто не любит её и остерегается; помочь ему в совершении обязательных дел.
В противовес тому, кто питает неприязнь к её сущности; кто, отрицает и идет против нее, следуя своим страстям и преследуя свои цели; кто следует пути, скрывающем в себе то, что противоположно внешнему, пути тех, кто оспаривает истину, когда она стала ясной для него. Потерпел убыток тот, кто воздвигает ложь. Наша цель в этом – следование повелению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое заключается в том, чтобы делать наставление и помогать. Также хадис, который передал Саубан, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не перестанет группа людей из моей общины явно придерживаться истины, которой не повредят те, которые выступят против них, пока не придёт веление Аллаха».
Тот, кто узнал в наше время о какой-либо сунне, нуждается в её соблюдении и обучении этому других. Пусть он стережётся быть обманутым из-за обычаев портящих сунну и от погибели, наоборот пусть он воспользуется тем, что он познал из сунны. Потому что если он будет говорить о сунне, то попадет в одну из двух ситуаций: или от него это примут или нет. Если примут, то он получит свидетельство от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что он будет вместе с ним в Раю, так как сказано в хадисе: «Тот, кто оживит мою сунну, которая вымерла, то он подобен оживившему меня, а тот, кто оживит меня, будет со мной в Раю». Следовательно, что этим достоинством будет обладать и тот, от кого приняли эту сунну, потому что он помог другому в оживлении сунны, а тот, кто помог в благом является соучастником в этом, и нет сомнения в том, что помощь в оживлении сунны получает и тот, кто принял и последовал за тем, что было повелено ему, или же отстранился от того, от чего его остерегали. А если же от него не примут эту сунну, то он получит от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельство на то, чего не под силу достичь ни ему, ни кому другому. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Богослужение в период смуты подобно переселению вместе со мной» - как это было выше упомянуто, и нет ничего выше, чем переселение вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.
Для того чтобы оживлять Сунну надо обладать безупречной репутацией и примером в обществе
Пытающийся исправлять общество должен быть богобоязненным и искренне предавшимся Аллаху Тааля. Мусульманин может достигнуть совершенства, только обладая прекрасной моралью. Зрелый и нравственно возвышенный человек это тот, кто обладает прекрасным нравом и учтивостью. Наша религия содержит все нужные повеления, рекомендации и запреты для нравственного самосовершенствования человека. Порядок мира зависит от морали, так как, ради мира и спокойствия общества, его члены должны быть высокоморальными людьми и уважать друг друга. Любой член общества должен категорически избегать бесправности и нанесения ущерба другим. Морально-этические нормы имеют огромное значение в вопросе обретения человеком доверия и уважения в обществе. Высокоморальные мусульмане бывают, любимы не только Аллахом и пророком мир ему и благословение Аллаха, но бывают, уважаемы и любимы людьми. Именно поэтому было сказано, что «благовоспитанность ценнее золота». Пользу от прекрасной нравственности человек увидит как в этом, так и в ином мире.
Дабы быть высокоморальными индивидуумом и жить нравственной жизнью, каждый мусульманин должен подчиниться повелениям Всевышнего Аллаха и должен избегать запрещённых Им вещей; каждый верующий должен действовать в соответствии с сунной пророка мир ему и благословение Аллаха, должен сторониться любой формы бесправия и тирании. Чтобы обрести прекрасную нравственность, любой мусульманин должен помнить, что Аллах везде его видит. Он не должен произносить бесполезных речей, должен говорить мало, но с пользой, не должен попусту проводить время, а должен пытаться провести время с пользой как для этого, так и загробного мира. Мусульманин не должен ни за кем злословить и не должен никого беспокоить, наоборот он должен пытаться помочь всем как материально, так и морально; верующий должен уважать старших, проявлять милосердие к младшим. Скромность, искренность, любезность и радушие является отличительной чертой нравственно возвышенного мусульманина. Да одарит нас Аллах этими прекрасными качествами и сделает нас обладателями прекрасного и возвышенного нрава.
Понятие «развитие» означает увеличение чьих-либо способностей и возможностей. Оно подразумевает движение вперед, перемещение с данного уровня на уровень более высоких достижений. Для того чтобы развиваться, индивидуально или коллективно, необходимо определить те цели, которых мы хотим добиться. Каждый человек при рождении наделен некоторыми основными способностями. Как эти способности будут формироваться в дальнейшем, зависит от заложенного в самом человеке потенциала, окружающей среды и других внешних факторов.
Ислам уделяет большое внимание самосовершенствованию, при котором человек берет на себя ответственность за понимание смысла жизни и за то, чтобы прожить ее наилучшим образом, на благо как себе, так и всему обществу. Ислам также содержит всеобъемлющее руководство по достижению этой цели.
Развитие человека состоит из процессов роста и изменений, протекающих от колыбели до могилы. Внешнее влияние на процесс развития оказывает та информация, которую человек получает через органы чувств, в то время как внутренним двигателем развития являются процессы, происходящие в теле и сознании человека. Здесь мы хотим сфокусировать внимание на развитии человеческого сознания, происходящего под влиянием как внешних впечатлений, так и внутренних мыслительных процессов. Это развитие включает обучение в широком смысле этого слова – как приобретение знаний, так и их усвоение для последующего практического использования.
Ислам признает два фактора, один из которых способствует, а другой, напротив, препятствует развитию человека. Вдохновение, почерпнутое из Божественного руководства, способствует человеческому развитию. Небрежность к этому и восприятие ложной информации, поступающей из окружающей среды, – препятствует.
Человеческое развитие можно рассматривать как с «обывательской» точки зрения, так и с точки зрения философии и различных наук: психологии, социологии, антропологии и т. д. Современные исследования человеческого развития часто включают также изучение средств его коррекции в том случае, если оно затруднено из-за темперамента человека, личностных проблем, негативного воздействия родителей или общества, неблагоприятного стечения обстоятельств и других факторов.
Люди наделены различными способностями. Так что же следует делать для того, чтобы способности каждого развились до уровня, необходимого для достижения желаемой цели? В то время как существует много факторов, имеющих определяющее значение для человеческого развития, мы остановимся сначала на самых фундаментальных.
Наиболее важными факторами, играющими конструктивную роль, являются самооценка человека, его стремление к совершению правильных поступков и удерживание себя от импульсивного поведения. Как заставить работать данные факторы?
Это происходит в процессе, который можно назвать «построением собственной личности» (что подразумевает поиск принципов, которые помогут наилучшим образом реализовать человеческий потенциал, а также ролевых моделей, в которых эти принципы воплощаются). Такой процесс можно считать исходной точкой, поскольку он дает нам чувство определенности и собственной значимости. Казалось бы, вместо того, чтобы бессистемно перенимать манеры действия различных окружающих нас людей, было бы проще выбрать один хороший пример для подражания и следовать ему во всем. Однако в нашей сегодняшней запутанной действительности трудно найти достойный пример.
Кроме того, пример лишь одного человека, пусть даже хорошего, может оказаться неспособным показать нам, как следует вести себя во всех без исключения жизненных обстоятельствах. Даже если бы это и было так, оставался бы открытым вопрос о принципах, которыми руководствуется этот человек, – ведь они далеко не являются очевидными. Эти принципы можно понять лишь путем длительных наблюдений и исследований.
Здесь нам может придти на помощь история из Корана. Мы можем взять несколько примеров живших когда-то известных людей, а также извлечь уроки из истории цивилизаций. Для своего правильного развития нам следует выбрать непогрешимый пример для подражания. Мы должны принять за основу принципы, не вызывающие сомнения.
Задумавшись об этом, большинство людей выберет Аллаха как идеальный источник руководства и пример пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), достигшего наивысшей степени развития. Таким образом, помня обАллахе, человек начинает понимать, какой путь будет наилучшим для совершенствования его способностей. Человек перестанет испытывать отчуждение. Он всегда сможет найти утешение в присутствии Господа, буквально беседовать со Всевышним как в периоды благополучия, так и в периоды бедствий, поддерживая в себе гармонию и избегая как крайностей во время процветания, так и излишнего уныния во время бедности.
Конечно же, может показаться, что проще найти более «материальный» объект руководства и это будет служить тем же целям. Однако присутствие Аллаха может почувствовать каждый, взывающий к Нему. Это – проявление Божественной милости.
Другим важным фактором является то, что в результате подражания пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), мы должны становиться праведными и правдивыми. Мы должны стремиться не только к индивидуальному, но и к коллективному благополучию. Для того чтобы добиться этого, нам следует приобретать уже существующие знания и участвовать в процессе получения новых.
Качества призывающего к Аллаху распространяющего Его Слова
1. Призывающий к Аллаху должен знать то, к чему призывает других. Неграмотный человек не сможет стать проповедником Ислама. Всевышний Аллах велел своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: ―Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно убеждению».Аллах сказал: «Призывай, на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути». Сура «Пчелы», аят 125.
2. Он должен сам совершать то, к чему призывает. Поступая таким образом, проповедник становится прекрасным примером для окружающих. Его слова не расходятся с делами, и недруги не могут ничего возразить ему. Всевышний Аллах сказал, что пророк Шу’ейб сказал своим соплеменникам: «Я не хочу сам совершать то, что запрещаю совершать вам, а лишь хочу исправления [ваших] деяний, насколько это в моих силах». Сура «Худ», аят 88. Господь также сказал: «Чья речь прекраснее, чем у того, кто призывает к Аллаху, совершает благие дела и говорит: «Воистину, я - один из мусульман»?! Сура «Разъяснены», аят 33.
3. Он должен вести свой призыв искренне ради Аллаха, а не для показухи и не ради славы, величия, почета или мирской выгоды. Если же проповедником движет стремление к какой-либо из этих целей, то он призывает людей к правой вере не во имя Аллаха, а ради самого себя либо ради собственной выгоды. Поэтому Аллах сообщил, что один из пророков сказал своему народу: «Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров». Сура «Поэты», аят 109
4. Он должен начинать с самого главного и уже затем переходить к менее важному. В первую очередь, он должен исправить вероубеждения людей и разъяснить им необходимость поклоняться одному Аллаху и недопустимость приобщения к Нему сотоварищей. После этого он может призвать их к совершению намаза, выплате закята и выполнению других обязательных предписаний и предостеречь их от совершения грехов. Именно так поступали все посланники Аллаха, о чем Всевышний сказал: «Мы отправили к каждому народу посланника, чтобы они сказали им: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте ложных богов». Сура «Пчелы», аят 36.
5. Он должен стойко переносить трудности, которые выпадают на его долю из-за призыва к Аллаху. Люди часто наносят обиды и оскорбления тем, кто учит добру, и дорога проповедника терниста и опасна, мусульманина на ней подстерегают неприятности и опасности, что хорошо видно на примере пророков Аллаха. Сколько насмешек и оскорблений своих соплеменников они терпели! Всевышний Аллах сказал пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «И до тебя посланников называли лжецами. Но они терпели то, что их обвиняли во лжи и что причиняли им страдания, пока не явилась к ним Наша помощь». Сура «Скот», аят 34. Верующих, которые следуют стезей Божьих посланников и призывают людей к Аллаху, также постигают беды и лишения, и чем сильнее человек привержен дороге пророков, тем тяжелее ему приходится.
6. Он должен обладать превосходным нравом и проповедовать Ислам мудро и рассудительно, потому что это является основной причиной успеха. Аллах также сказал: «Призывай, [о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути». Сура «Пчелы», аят 125.
7. Проповедник должен быть оптимистом. Ему следует надеяться на то, что его народ ответит на его призыв и встанет на прямой путь и не отчаиваться в помощи и поддержке Аллаха, даже если он распространяет среди людей ислам долгое время, а они все равно не внимают ему. Подобное происходило и с посланниками Аллаха. Пророк Нух (мир ему) девятьсот пятьдесят лет жил среди своего народа и призывал его не поклоняться никому, кроме Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в течение многих лет распространял среди арабов ислам, но они лишь причиняли ему страдания. Если проповедник не будет обладать такими качествами, то он споткнется в самом начале своего пути и потерпит неудачу.
Этих важных принципов должен придерживаться каждый, кто распространяет религию Аллаха. А кто не руководствуется ими и не следует путем пророков, тот потерпит крах, а все его труды и старания не принесут ему ничего, кроме усталости. Мусульмане стали уделять внимание не призыву людей к поклонению единому Аллаху и распространению праведных мусульманских воззрений, а разъяснению второстепенных вопросов, претворению в жизнь сразу всех законов шариата. Все это очень важно, но есть нечто еще более важное. Как можно требовать наказывать людей когда вокруг приобщают к Аллаху сотоварищей, как можно добиваться того, чтобы тяжба разрешалась в соответствии с предписаниями шариата, пока они не применяются в отношении тех, кто поклоняется идолам и могилам, кто отрицает прекрасные имена и качества Аллаха, кто изменяет их и искажает их смысл.