Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (15 Раби аc-Сани 1438х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (15 Раби аc-Сани 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Наш Создатель не оставил нас без верного руководства и отправил к нам Своего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и ниспослал Своё Писание, из которого мы узнаём, что нужно совершать, а чего следует избегать для обретения Его довольства. Однако о порочности многих поступков нам известно не только из священных текстов. Аллах наделил нас фитрой — первозданным естеством, благодаря которому мы тянемся ко всему чистому и сторонимся безобразного, а также разумом, благодаря которому мы размышляем, анализируем и различаем то, что приносит пользу, и то, что вредит. Именно поэтому даже люди, далёкие от религии, часто находят отвратительным, недостойным и скверным то, что осуждается и порицается исламом. В качестве примера можно привести честь человека и её оберегание. И в древние времена, и в недавние защита чести считалась жизненно важным делом у многих народов. А для некоторых честь важнее жизни, и есть люди, которые не видят смысла жить дальше, если их честь задета и на ней лежит пятно позора. Боязнь запятнать свою честь и испортить свою репутацию часто отдаляет от поступков, которые ислам называет греховными и от совершения которых человека удерживают разум и совесть. Честь человека в исламе — предмет особого внимания и заботы. Честь входит в число пяти самых важных и жизненно необходимых человеку вещей, которые ислам предписывает оберегать — наряду с религией, жизнью, разумом и имуществом. 

Благородный сподвижник Абу Хурайра (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина, и достаточно зла делает человек, который презирает своего брата-мусульманина!» [Муслим]. Таким образом, наша религия учит не только оберегать собственную честь, но и следить за тем, чтобы своими словами и действиями не задевать честь других людей. По другому и быть не может, ведь истинно верующий желает другим мусульманам то же, что и самому себе. А значит, когда возникает соблазн посягнуть на честь другого человека словом или делом, впору задуматься: хочешь ли ты подобной беды самому себе?.. Представления о чести неразрывно связаны с нашими представлениями о постыдных и низких деяниях. В известном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всё дозволенное ясно, и всё запрещённое ясно, а между ними находится сомнительное, относительно которого у многих людей нет знания, и кто избегает сомнительного, тот оберегает свою религию и честь, а кто впал в сомнительное, тот впал в запретное» [Бухари и Муслим]. 

Это значит, что если человек не сторонится грехов, то он ставит под угрозу свою честь и репутацию и даёт людям повод осуждать его и говорить о нём дурное. И даже сомнительный заработок и легкомысленные разговоры могут запятнать имя человека, ведь впасть в грех, совершая сомнительные поступки без разбора, так же просто, как обжечься об крапиву. Недопустимость посягательства на чужую честь каким бы то ни было способом многократно подчёркивается в аятах Корана и хадисах нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Одним из самых безобразных в этом отношении поступков является прелюбодеяние. Оно разрывает в клочья покрывало стыда и навлекает бесчестие на тех, кто его совершает и на их родственников, Аллах сказал: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 32)

Говоря другими словами, Коран запрещает не только прелюбодеяние, но и любые поступки, приближающие человека к нему. Однако задеть честь мусульманина — и соответственно навлечь на себя гнев Господа и заслуженное наказание — можно не только посредством прелюбодеяния и супружеской измены. Это легко может случиться и когда люди предаются пустословию на разного рода собраниях и встречах. Пустословие легко переходит в злословие, сплетни и прочие грехи. Абу Хурайра (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди, которые покидают собрание, на котором не поминалось имя Аллаха, покидают нечто подобное туше дохлого осла, и их ждёт скорбь» [Ахмад и Абу Дауд]. То есть собрания, на которых люди не поминают Всевышнего и не говорят о том, что приносит пользу, чаще всего сопровождаются сплетнями, злословием за спиной и разговорами, задевающими чью-либо честь, и как же безобразны и отвратительны такие разговоры! 

Сообщается, что однажды двое людей скверно отозвались о другом мусульманине, а через некоторое время, когда они проезжали мимо туши дохлого осла, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Спешьтесь и ешьте эту тушу!» Они воскликнули: «О Пророк Аллаха! Кто же станет это есть?» Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, как вы задели честь вашего брата недавно, гораздо хуже, чем поедание этой туши!» [Абу Дауд]. В другом достоверном хадисе говорится: «Поистине, к наихудшему ростовщичеству относится задевание чести мусульманина без права» [Абу Дауд]. Под этим подразумеваются клевета на мусульманина, поношение и унижение его, превознесение над ним и другие подобные действия. На них наложен ещё более строгий запрет, чем на ростовщичество, потому что честь для человека обычно дороже имущества. А ведь ростовщичество — это один из самых тяжких грехов, и совершающим его Всевышний Аллах даже объявил войну в Коране. «Без права» — оговорено в хадисе, и сделано это потому, что в некоторых случаях задеть честь мусульманина не является грехом. Например, разрешается упоминать о пороках человека с целью предостережения от них. Также дозволено задевать честь того, кто тянет с уплатой долга, который он в состоянии вернуть: тот, кому он задолжал, имеет право сказать о нём, что он поступает несправедливо и притесняет своего брата. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Честь состоятельного должника, который отказывается возвращать долг, разрешается задевать, а самого его дозволено наказать» [Ахмад, Абу Дауд и Насаи]. Такой человек, безусловно, заслуживает упрёка и порицания, и Шариат позволяет применить по отношению к нему в качестве меры наказания арест или другие ограничения.

Наказание в этом мире удерживает многих людей от посягательства на права других людей, на их честь, имущество или жизнь. Но ещё более страшное и мучительное наказание ожидает несправедливых грешников в мире вечном. К сожалению, сегодня многие вокруг не придают этому значения и с лёгкостью совершают поступки, за которые им неминуемо придётся ответить. Благородный сподвижник Анас ибн Малик (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда я был вознесён на небо, я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и спросил: “Кто они, о Джибриль?” Он сказал: “Это — пожиравшие плоть людей [посредством злословия и сплетен] и задевавшие их честь”» [Абу Дауд].

В другом хадисе говорится: «Кто съел что-то за счёт [оскорбления] мусульманина, тому Аллах даст вкусить столько же Адского пламени, и кто получил одежду за счёт [оскорбления] мусульманина, того Аллах облачит в подобное одеяние из Адского пламени, и кто [оскорбил] мусульманина для показухи и тщеславия, того Аллах опозорит в День воскрешения» [Ахмад и Абу Дауд]. Эти хадисы призваны дать мусульманину понять, что разумный человек, желающий себе благополучия и счастья в этом мире и после смерти, должен тысячу раз подумать, прежде чем словом или делом задеть чью-то честь. Никакие мирские блага, приобретаемые столь низким путём, не стоят того, чтобы ради них подвергнуться страшному позору и мучениям, которые нам даже трудно вообразить. А ведь именно любовь к богатству и власти, как ничто другое, подталкивает людей к несправедливости, пренебрежению людьми и посягательству на их права. 

Выдающийся богослов аль-Фудайл ибн ‘Ияд сказал: «Любой человек, любящий власть, завистлив. Он поступает несправедливо с людьми, выискивает у них недостатки, и ему не нравится, когда о ком-либо говорят хорошее». Совершенно иначе поступает благочестивый верующий, желающий снискать благоволение Всевышнего. Он стремится не причинять вреда людям ни словом, ни делом, заботится об имуществе своих единоверцев так же, как о своём собственном, а заметив у кого-либо из них недостатки, покрывает их и помогает ему добрым советом. Он честен со своими братьями и не позволяет себе ни плохих мыслей о них, ни предательского взгляда, который мог бы задеть их честь. Честь мусульманина неприкосновенна и после его смерти. Ошибается тот, кто полагает, что, задевая честь умершего, он не грешит, поскольку умерший якобы от этого никак не пострадает. Это низкое и недостойное занятие. Более того, злословить об умершем хуже, чем говорить дурное о живом человеке, потому что у живого можно попросить прощения и загладить нанесённую ему обиду, тогда как в отношении умершего подобное невозможно. 

Мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из ваших товарищей умрёт, то оставьте его в покое и не отзывайтесь о нём плохо» [Абу Дауд], то есть не говорите о нём дурное, задевая его честь, ибо он уже получает то, что приготовил для себя. Аллах спросит с него за всё, что он говорил и совершал, и если он сделал что-то плохое, то он ответит за это пред Господом. Вам не следует беспокоиться об этом, но должно позаботиться о самих себе, о чистоте ваших сердец и правдивости ваших поступков, ибо вы тоже предстанете перед Господом и ответите за всё, что вы говорили и совершали. Таким образом, задеть честь других людей можно самыми разными способами — словами, как произнесёнными, так и написанными, поступками и даже жестами. И то, что в наше время это недостойное занятие получило широкое распространение, не избавляет нас от ответственности за наши собственные слова и поступки. Посягать на чужую честь — тяжкий грех, и как же много тех, кто непременно пожалеет о том, что обсуждал пусть даже не самых праведных своих братьев, насмехался над ними и злословил за их спиной. Избегая слов и действий, задевающих честь других мусульман, мы оказываем благодеяние прежде всего самим себе, облегчая бремя грехов, которое мы заберём с собой при покидании мира этого. О Аллах, Господь наш и Господь всех людей! Помоги нам беречь собственную честь как зеницу ока, очисти наши сердца от зависти и злобы и отдали нас от любых форм посягательства на честь, имущество и жизнь других мусульман! 

Человек приходит в этот мир для того, чтобы трудиться. А в Судный день Он будет воскрешён, и ему воздастся за все его дела. Всевышний не сотворил человека просто так, без цели, и не предоставил его самому себе. Счастлив тот, кто готовит для своей души благие дела, которые он потом найдёт сбережёнными у Аллаха. И несчастен тот, кто творил зло, поступая несправедливо с самим собой, из-за чего сам же оказался в убытке. Седина — предвестник смерти, так давайте же готовиться к ней. Пусть не обольщают вас далеко простирающиеся надежды и мечты, и пусть не заставят они вас забыть о том, что однажды придёт наш час. Мечтам скольких людей не суждено было сбыться! Сколько проснувшихся утром не дожили до вечера! Сколько доживших до вечера не дожили до утра! Сколько людей на смертном одре страстно желали задержаться в этом мире, чтобы исправить свои дела и восполнить упущенное. Однако им было сказано: «Поздно! Время ушло, и то, чего ты желаешь, невозможно. Мы предупреждали тебя о том, что ты не вернёшься туда». 

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают так, окажутся потерпевшими убыток. Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как придёт к вам смерть и вы скажете: "Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников". Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил её срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (63:9-11). То, что они совершили – это благие и дурные дела, которые совершают люди при жизни. А следы их деяний — это благо или зло, ставшее результатом их дел после их смерти. Ибн Са'ди (да помилует его Аллах) сказал, комментируя этот аят: «Каждое благое дело, которое кто-то из людей совершает по совету другого человека или благодаря его знанию, а также побуждение к одобряемому, удерживание от порицаемого, знание, которое он оставил своим ученикам или поместил в книги, которые приносят пользу при его жизни и после его смерти, а также благое дело— намаз, закят, садака и другое— которое совершил человек, и его примеру последовали другие, или же он построил мечеть или что-то другое, приносящее пользу людям — это и есть следы деяний, которые записываются у Всевышнего. То же самое касается дурных дел».

Не только благие дела могут оставлять после себя след и приносить человеку пользу даже после его смерти. Зло дурных дел также может оставаться после смерти совершившего их, и они могут причинять ему вред после его смерти. Всевышний Аллах сказал:«Пусть они понесут свою ношу целиком в Последний день, а также ношу тех невежд, которых они ввели в заблуждение. Как же отвратительна их ноша!» (16:25).На человека, который оставляет людям скверное знание и неправильные убеждения, ляжет грех каждого из тех, кого он ввёл в заблуждение, точно так же, как сын Адама Кабиль (Каин), убивший своего брата, понесёт на себе бремя греха каждого убийцы, потому что он был первым, кто совершил убийство и подал людям дурной пример… Давайте же стремиться делать сегодня то, что принесёт пользу в мире вечном. Запасайтесь благими делами, которые будут приносить людям пользу, а вам — награду после вашей смерти.