Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (1 Раби аc-Сани 1438х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (1 Раби аc-Сани 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Сура Семейство Имрана (137-150) аяты

До вас уже прошли примерные обычаи согласно законам Аллаха; походите по земле и посмотрите, каков был конец считающих Послание Аллаха ложью! Это понятие как «Извещение о тех, кто истину провозглашает ложью». Мусульманам сообщается, что конфликт между верой и неверием не является проблемой, с которой сталкивались только они. Некоторые народы отбросили истинную веру и нет недостатка среди прежних народов, которые свои мысли и институты строили на основах неверия. Поэтому они обязаны посмотреть, какова была судьба этих двух сторон: последователей веры и тех, кто не веровал. История показывает, как Аллах поступал с благочестивыми и нечестивцами. Это значит: конец или крах в этом мире. Путешествуйте по Земле, и пусть следы их краха, которые вы узрите, послужат вам предупреждением. История повествует о крахе этих народов, а в Коране об этом говорится в нескольких местах. Вся Земля является местом человеческой жизни, а земля и жизнь — открытая книга, из которой можно черпать знания. Лишь Истина Аллаха постоянна и в конце она одержит победу. Поражение не должно нас сломить, и мы не должны отказаться от борьбы. Вера представляет собой надежду, активность, постоянное стремление к цели.

Это — разъяснение людям и руководство, и увещевание для богобоязненных. Сунна определяет образ жизни и поведения. Слово о направлении на истинный путь может проникнуть лишь в верующее, открытое сердце. А серьезное поучение, лишь в богобоязненное сердце, которое после этого встрепенется.

Не слабейте и не печальтесь ибо вы выше неверных, если вы из верующих! Это относится к битве при Ухуде, окончившейся почти поражением и приведшей к тяжелым человеческим потерям (числом около семидесяти человек). Не следует недоумевать, когда речь идет о потерях, которые терпит кто-либо в результате собственных упущений . Мусульманам в битве при Ухуде было причинено много боли. Им наносились раны, их убивали, их побеждали. Результатом этой борьбы явилось сильное душевное потрясение, которое они не ожидали после чудесной победы при Бадре. Коран показывает, каким образом Аллах постоянно расправлялся с непослушными народами, равно демонстрируя и мудрость, стоящую за этими законами. Прошлое должно научить мусульман, каким путем им следует идти в будущем. Они не должны думать, что одержат победу только потому, что являются мусульманами, не соблюдая условий, необходимых для достижения этой победы. Некоторые из них не придерживались в Ухуде первой заповеди, то есть послушания Аллаху и Его посланнику. Поэтому Аллах на этот раз позволил им вкусить горечь поражения для того, чтобы они познали истинные причины победы и поражения: поиск близости Аллаха, покорности Ему и веры в Него.

Если вас коснулась рана то такая же рана коснулась и того народа. Эти дни мы сменяем чередой среди людей и чтобы знал Аллах тех, которые уверовалии взял из вас мучеников за веру — поистине, Аллах не любит несправедливых! — Эти общие размышления также относятся главным образом к Ухуду: 1) Если тебя ранят во время борьбы за Истину, то будь уверен, что и противник получил раны, тем более, что у него нет веры, которая поддерживала бы его. 2) Любой в этом мире в различные времена переживает успех и поражения; из-за этого не стоит огорчаться, ибо нам не доступен совокупный план Аллаха. 3) Как золото очищается в огне, так и в несчастье выявляется истинная храбрость человека. 4) Мученичество (за веру) само по себе является честью и привилегией: какое достойное место в Исламской истории занимает Хамза, мученик, а в более поздние времена Хасан и Хусейн (Да будет доволен ими Аллах)! 5) Если в нас и существует нечистота, она будет очищена посредством отпора и борьбы. 6) Если злу предоставить место, оно будет работать на свое собственное уничтожение: оргии жестокости идолопоклонников после того, что они считали своей победой при Ухуде, переполнило меру их злодеяний: впоследствии они лишились поддержки лучших из своих рядов и тем самым ускорили уничтожение многобожия в Аравии. Здесь Коран объясняет причину, по которой верующих постигает несчастье. Как при молотьбе шелуху отделяют от зерна, так и посредством ударов судьбы искренние верующие отделяются от лицемеров. Верующие в несчастье проявляют терпение и непоколебимость, а лицемеры ломаются, и на дневной свет выходит учение их ложной веры. Зачастую человек недостаточно знает самого себя. Его сильные и слабые стороны остаются скрытыми для него самого. Необходим особый повод, посредством которого осадок, накопившийся в его душе, мог бы выйти наружу. С помощью испытаний, которым Аллах подвергает верующих, Он стремится к тому, чтобы они в вихре событий лучше узнали свое (глубоко скрытое) нутро. Решение Аллаха позволяет некоторым уйти мучеником за веру, может быть это не к ненависти к грешным врагам, борющимся против вас, а к Его любви к вам. Этим Аллах хочет показать всему человечеству, что истинно верующие готовы отдать свою жизнь за дело Аллаха, и потому Он выделил их перед лицом всего человечества. 

и чтобы очистил Аллах тех, которые уверовали, и погубил неверных. Данное очищение имеет два аспекта: 1) ряды мусульманских борцов очищаются от лицемеров; 2) время испытания укрепляет веру слабых и колеблющихся, ибо страдание в жизни имеет свой собственный смысл. Пример посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), который был ранен, но сохранил твердость как никогда, дал общине новую жизнь. 

Или вы думали, что войдете в рай, когда Аллах еще не узнал тех из вас, которые усердствовали во имя Его, и узнал терпеливых? Недостаточно, чтобы мусульмане боролись только на поле сражения. Здесь их призывают к тому, чтобы они показали непоколебимость по отношению к многосторонним обязанностям веры: терпение и постоянство в вере, выполнение ее заповедей и сердцем, и поведением, а также терпимость к (своим и чужим) человеческим слабостям. 

Вы желали смерти прежде, чем встретили ее. Вы ее уже увидели в то время, как смотрели! Посланник — да благословит его Аллах и приветствует! — не требовал оказывать сопротивление врагам за пределами Медины, но некоторые из его друзей, не участвовавших в битве при Бадре, отстаивали эту мысль и уговаривали его дать открытое сражение. Коран призывает теперь их взглянуть на результат своих уговоров и своего излишнего усердия. Этот аят напоминает им о том, что их сила и успех зависят не от желания самопожертвования, а от силы их веры в Аллаха.

И Мухаммад — только посланник, до которого были посланники. Разве же если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять (от Ислама)? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарным. Во время битвы при Ухуде вдруг раздались крики, что посланник Аллаха пал. Он, действительно, был тяжело ранен, но рядом с ним находились Талха, Абу Бакр и ‘Али, и его беспримерная смелость позволила уберечь войско мусульман от поражения. Когда спустя восемь лет посланник Аллаха умер естественной смертью, Абу Бакр данным аятом напомнил людям о том, что Аллах, чье Послание он передал, живет вечно. Этот аят мы должны помнить в двух случаях: 1) если мы чувствуем необходимость воздать кому-либо, кто был наиболее правдолюбивым, чистым и великим, большие человеческие почести, чтобы исправиться и вывести из забвения дух его учения и 2) когда мы чувствуем себя подавленными и забываем, что Вечный Аллах всегда заботится о Своих созданиях, как это было в прошлом и будет в будущем. Выражение «обратиться вспять» в зависимости от обстоятельств означает или, действительно, отход от веры или намеренный отказ от стремлений на пути Аллаха. Кто отвернется, тот терпит убыток. Он вредит самому себе тем, что уходит с истинного пути. Его отклонение ни в коем случае не может повредить Аллаху, ибо Ему не нужны ни человек, ни его вера. Он показал человеку прямой путь к счастью. Кто уйдет с этого пути, тот будет ощущать последствия — такие, как страдания и растерянность. 

Ни одна душа не умрет иначе, как с дозволения Аллаха, в установленный Им срок. И если кто желает награды ближней жизни, Мы даруем ему ее; а кто желает награды в последней, Мы даруем ему ее— и воздадим Мы благодарным! Стрелки во время сражения при Ухуде, оставившие свои места из-за дележа добычи, может быть и получили ее, но зато поставили под удар и себя, и всю армию. Из-за ничтожной земной прибыли они чуть не потеряли свою жизнь. Но тот, кто был более дальновидным и сражался храбро и дисциплинированно, получил быструю и надежную награду. Кто погиб, тот получил венец мученика, а кто остался в живых, тот приобрел славу в этой и будущей жизни. Жизнь любого человека определена и ограничена временем. Человек не умирает до наступления этого момента. Страх и колебание не могут продлить жизнь, а храбрость и стойкость не могут ее сократить. Это должно было бы научить мусульман тому, что бегство из-за страха перед смертью бессмысленно. Нам нужно заботиться не о том, как избежать смерти, а как лучше всего использовать время, данное нам на этом свете. Решающий вопрос гласит: должно ли оно быть использовано для земной или для будущей жизни? 

Сколько пророков, с которыми сражались многие толпыи они не ослабели от того, что постигло их на пути Аллаха, и не подчинились, — а Аллах любит терпеливых! Приведенный здесь пример имеет совершенно общее значение. Здесь не имеется в виду ни определенный пророк, ни определенный народ. Это должно показать мусульманам, что такое поведение было присуще и представителям других верований и что тяжкие искушения встречались, как правило, во всех религиях. Им не следовало бы унижаться перед врагом или уступать лицемерию. Хотя три понятия — «даф», «вахан» и «истикана» являются почти синонимами, между ними все же существует тонкое различие. Трусость, выросшая из страха смерти и любви к земной жизни обозначается словом «вахан», в то время как чувство, уничтожающее желание к действию, обозначается словом «даф». Для обозначения стремления к отступлению из-за двуличия используется слово «истикана». 

Речью их было только то, что они сказали: «Господи наш! Прости нам наши грехи и чрезмерность в нашем деле, укрепи наши стопы и помоги нам против людей неверных». Данные слова отражают смиренность людей, сопровождавших посланника. Они совершили ошибку, не оставшись на своем месте, на которое их поставил посланник, дав им четкие указания не покидать его ни при каких обстоятельствах. Они оставили его, когда им показалось, что мусульмане достигли очевидной победы. Их ошибка причинила мусульманам большой ущерб. Когда им было указано на их слабость, они признали свою ошибку, покаялись и молили Аллаха о прощении за свое упущение, молились о стойкости в борьбе против зла и о победе над своими врагами. 

И даровал им Аллах награду ближайшей жизни и прекрасную награду будущей. Поистине, Аллах любит делающих добро! Слово «хусн» необходимо подчеркнуть, ибо награда, которую Аллах держит наготове для тех, кто с жаром отстаивает Его дело, гораздо ценнее в сравнении с наградой в этом мире. 

О вы, которые уверовали! Если вы будете повиноваться тем, которые не веровали, они обратят вас вспять (к неверию), и вы вернетесь понесшими убыток. Поражение при Ухуде дало возможность неверным, лицемерам и иудеям Медины плести интриги. Подстерегавшие их враги могли открыто обнаружить свои чувства ненависти и извергать яд. В несчастье, постигшем каждую мусульманскую семью, а особенно семьи мучеников и тяжело раненых, они нашли благоприятную среду для распространения своих заговоров с целью посеять волнения среди мусульман. Они воспользовались создавшимся положением для подрыва решимости мусульман, они хотели, чтобы мусульмане, опасаясь последствий, побоялись вместе с посланником вступить в борьбу против курайшитов и их союзников. Настроение после какого-либо поражения всегда весьма благоприятно для распространения волнений, подрыва солидарности, роста недоверия к руководству и т. п. Поэтому Аллах именно в этом месте предупреждает верующих о том, чтобы они не следовали за неверными. Важнейшим аргументом пропаганды против Ислама в Медине было утверждение о том, что до поражения не дошло бы, если бы Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) действительно был посланником Аллаха. Он одержал победу при Бадре, а жители Мекки — при Ухуде, и, тем самым стороны, сравняли счет. Мусульман здесь предупреждают о том, чтобы они не слушали подобной пропаганды, а верили в Аллаха и придерживались пути посланника.

Да! Аллах — ваш покровитель. И Он — лучший из помощников!