Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (13 Мухаррам 1438х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (13 Мухаррам 1438х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Альхамдулилляхи, нам даровано счастье, которого многие из нас не замечают, — это счастье быть мусульманином. Мы жалуемся на постигающие нас испытания — на бедность, болезни, на то, что не сбываются наши мечты, не осуществляются наши желания, не приходят к нам мирские блага, которых мы жаждем… И при этом отказываемся замечать величайшее благо, которое даровано нам, — благо имана — веры. Посмотрите вокруг: сколько мы видим людей, которые не веруют в Господа Миров, не верят в существование Рая и Ада, отказываются признавать награду и наказание Всевышнего и не замечают Его бесчисленных чудес во Вселенной. Они не надеются на милость Всевышнего, им неведома радость, которую приносит человеку вера, упование на Всевышнего, обращение к Нему с мольбами, поклонение Ему, ощущение Его близости, заботы, поддержки и защиты. А мы забываем о величайшем из благ ради благ преходящих и ничтожных!

Кто такой человек - это его нрав и дела, и напрасно некоторые судят о других по их внешности и состоятельности. Какая польза от красивого человека, который при этом высокомерен, обладает скверным характером, обижает людей, отказывается помогать им, относится к ним с презрением и не желает делать добро кому бы то ни было? И чем может повредить заурядная внешность и отсутствие красоты тому, кто делает добро людям и старается принести им пользу, у кого благой нрав и много достоинств, кто благороден и честен, обладает острым умом, искренностью и добротой? Какой толк от богатого и влиятельного человека, если он использует своё богатство не ради Аллаха, а для того, чтобы творить зло, совершать запретное и удовлетворять собственные животные инстинкты, и люди не видят от него ничего, кроме зла, обид, гордыни, неблагодарности, заносчивости и презрения? И так ли уж страшна бедность, если человек делает добро по мере возможности, стремится поделиться с другими тем, что имеет, несмотря на скромный достаток, старается дать людям добрый совет и проявляет чистосердечие по отношению к ним?

Три вещи составляют счастье человека: сердце, благодарящее Всевышнего, язык, поминающий Всевышнего, и тело, проявляющее терпение. Сколько бы ты ни читал о счастье, оно не придёт к нам, пока мы не сделаем шаг в его сторону и пока мы не начнём прикладывать усилия для того, чтобы обрести его. Что же помогает человеку стать счастливым? Благие дела: «А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, где они будут получать удел безо всякого счёта» (40:40). Хорошая, праведная жена: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках» (25:74). Просторный дом: «О Аллах, сделай дом мой просторным!» Благой (то есть дозволенный) источник дохода: «Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого». Благой нрав, пробуждающий симпатию и любовь к его обладателю: «Он сделал меня благословенным, где бы я ни был» (19:31). «Лучшие из верующих — наиболее благонравные из них». Отсутствие долгов и отказ от расточительства: «Не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных» (6:141). «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее [не будь скуп] и не раскрывай её во всю длину [не расточительствуй], а не то останешься порицаемым и опечаленным» (17:29).

Станет ли задаваться вопросами и искать ответы тот, кто считает, что живет и поступает правильно? Уверенность в собственной правоте расслабляет, усыпляет и обольщает. Словно предостерегая нас от этих качеств, Всевышний приказывает нам в каждой намазе просить: «Веди нас прямым путём».

И мы молим Его не просто указать нам на этот путь и разъяснить опасности, подстерегающие нас на нём, а взять за руку и провести по нему, защитив от обольщения мирскими прелестями, от козней наших врагов и от нас самих. Разумеется, такого внимания и заботы удостаиваются лишь те, которые сами шагают навстречу Господу Миров. Когда Он желает чего-нибудь, то создает для этого причины, и если Он желает человеку добра, то помогает ему изучить религию и разобраться, что приносит пользу, а что вредит и губит. И вот здесь человека подстерегает его лютый враг.

Изгнанный из рая, он принес великую клятву, что будет вводить потомков Адама в заблуждение и соблазн. Он сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоём прямом пути, а потом буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты увидишь, что большинство из них неблагодарны» (сура 7 «Ограды», аят 17). Одних шайтан заставляет усомниться в будущей жизни, других прельщает земными удовольствиями, третьих запутывает в вопросах религии, четвертым приукрашивает совершение дерзких грехов. И среди силков, которые он расставляет для верующих, — сомнения относительно полезности мирских знаний и успеха в нашей земной жизни.

Когда шайтану не удается соблазнить верующего мирскими усладами, он пытается ввергнуть его в противоположную крайность и говорит: «Для чего тебе мирские знания, если они отвлекают тебя от изучения Корана и мешают познавать Аллаха? Они останутся здесь, как и всё, что ты можешь приобрести благодаря им. И разве ты не веришь, что Аллах прокормит тебя, если ты будешь правильно поклоняться Ему? Как же мало ты уповаешь на твоего Господа…»

Шайтан подкрадывается к сердцу верующего постепенно, чтобы не спугнуть его, один за другим разрушая бастионы веры. Он выращивает в его душе семена лености, небрежности, неряшливости, безответственности, безразличия, попустительства. Он ласкает его сердце нашептываниями о том, что благодаря своему поклонению он лучше тех, которые в поте лица трудятся ради тленных мирских благ; их жалкие старания не принесут им пользы и не спасут их от мучений.

В результате мусульмане, поддавшись искушению стать самыми правильными, оставляют учёбу в вузе и проводят дни напролет в кругу собратьев, рассуждающих о пользе религиозных наук, но плохо разбирающихся в том, как нужно постигать их. Они вырастают в старших братьев, которые в лучшем случае занимаются мелким предпринимательством и тоже проводят свои дни в джамаате, уделяя мало внимания своим семьям. Плохие мужья, плохие соседи, никчемные работники, своим поведением они отталкивают от Ислама людей размышляющих, образованных, целеустремленных.

Малограмотные люди были всегда, но ещё полвека назад они стыдились своей неграмотности и уважали людей образованных, а сегодня некоторые из мусульман гордятся тем, что они не доучились. Говорю об этом не для того, чтобы задеть чувства этих братьев, и даже не потому, что они формируют неправильный образ мусульманина. Тревожно от того, что однажды — и такой день наступает для многих — шайтан подберётся к ним с другой стороны и покажет, как непривлекателен избранный ими путь. И сделает он это, когда рядом не будет человека, способного подставить плечо и удержать от падения. «Поистине, шайтан оставляет человека без поддержки» (сура 25 «Различение», аят 29).

Ислам предостерегает от праздности и безделья, порицает невежество и леность, призывает учиться, работать и делать наилучшим образом всё, за что берёшься. Предостерегая от обольщения земными благами, Коран запрещает пренебрегать нашей мирской долей и возлагает на нас ответственность за благоустройство земли и поддержание на ней порядка. Хорош не тот верующий, который бежит от этого мира, а тот, который использует его для совершения праведных дел и приближения к Аллаху. И правдивый человек, который много трудится, помогает бедным и защищает слабых, приносит намного больше пользы, чем богомолец, который едва способен прокормить себя и своих домочадцев. Вот только уберечься от искушения богатством и устоять на срединном пути безмерно трудно. Оттого и просим мы Всевышнего вести нас прямым путём, не предоставляя самим себе и не оставляя один на один с нашими врагами.