Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (28 Зуль Хиджа 1437х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (28 Зуль Хиджа 1437х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Хвала Всевышнему Аллаху! Завершается последний, двенадцатый, месяц лунного мусульманского календаря Зуль-Хиджа 1437 года по хиджри, и ин ша Аллах завтра, с началом намаза Магриб начнётся первый месяц 1438 года, называемый «аль-Мухаррам».

Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха) со своим сподвижником Абу Бакром асСиддиком (Да будет доволен им Аллах), из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Как было сказано выше, мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие – на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать.

Почему этот месяц назван аль-Мухаррам?

По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.

2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).

3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам

Месяц аль-Мухаррам – это первый месяц лунного года и он также один из четырех запретных месяцев, выделенных Аллахом. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (ат-Тауба 9: 36).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них: Зуль-къа’да, Зуль-хиджжа и аль-Мухаррам – следуют друг за другом, а четвертым является Раджаб мудар, занимающий свое место между месяцами джумада санийа и ша’баном». аль-Бухари 3197.

Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Аллах открывает год месяцем Мухаррам и завершает год этим месяцем, и нет месяца в году после Рамадана, величественнее перед Аллахом, чем Мухаррам по причине его святости”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.

‘Усман аль-Хинди говорил: “Они (саляфы) возвеличивали десять дней трех месяцев: Десять последних дней месяца Рамадан. Десять первых дней месяца зуль-Хидджа. И десять первых дней месяца аль-Мухаррам”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.

Что же касается желательности поста в этот месяц, то от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам». Муслим 1163.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал аль-Мухаррам – месяцем Аллаха, и причисление этого месяца к Аллаху указывает на его почетность и достоинство”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 89.

Имам ас-Суюты писал: “Я был спрошен: «Почему месяц аль-Мухаррам выделяется названием «месяц Аллаха» из прочих месяцев, несмотря на то, что есть месяца, которые по своему достоинству подобны ему, и даже превосходят его, как месяц Рамадан?» И я нашел то, что дает ответ на этот вопрос: Суть этого именования в том, что название этого месяца является исламским, в отличии остальных названий лунных месяцев в джахилии. В джахилии аль-Мухаррам именовали как «сафруль-ауаль», а который следовал за ним «сафру-ссани». Когда же пришел Ислам, то Аллах назвал этот месяц «аль-Мухаррам», и по этой причине этот месяц приписывается к Аллаху”. См. “ад-Дибадж ‘аля Сахих Муслим” 3/251.

Кто-то может спросить: Если добровольный пост в месяц аль-Мухаррам, является наилучшим постом, то почему тогда нет сообщений от сподвижников, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в этот месяц усердно, как скажем в месяц ша’бан, о котором ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Ни в одном месяце пророк (мир ему и благословение Аллаха), не постился больше, чем в ша’бане”. аль-Бухари 1970, Муслим 1156.

Ответ на это дал имам ан-Науауи, сказавший: “Одной из причин, по которой посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не постился в месяце Мухаррам так же усердно, как он постился в ша’бане, может являться то, что знание о превосходстве поста в Мухарраме могло быть ниспослано ему в конце жизни”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/232.

Также этот великий месяц аль-Мухаррам выделяется тем, в нем день ‘Ашура.

 Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшее дело — то, которое хоть малое, но постоянное». Недаром говорят, что «из капель собирается поток» и «капля камень точит».

Наша беда в том, что мы берёмся за какое-то дело, а потом бросаем его. А если бы мы спланировали ту или иную работу и выполнили бы её спокойно, размеренно, не спеша, она не утомила бы нас и не наскучила бы нам. Недаром Всевышний Аллах вменил нам в обязанность ежедневный пятикратный намаз. Каждый из пяти намазов не занимает много времени, но человек совершает их постоянно на протяжении всей жизни. Представьте на мгновение, что все пять намазов нужно было бы совершать сразу в одно время. Человек уставал бы и воспринимал бы это как тяжкую обязанность, исполняя её без энтузиазма и должной сосредоточенности.

Лучше трудиться постоянно, но размеренно. А для этого нужно продумывать и планировать свою деятельность, чтобы не получалось так, что сегодня мы ничего не делаем, а завтра делаем всё быстро и кое-как, пытаясь наверстать упущенное вчера и доводя себя до изнеможения. Отсутствие упорядоченности в любой деятельности приводит к тому, что сам человек начинает нервничать и изводить себя, а работа не делается должным образом. Поскольку мусульманин совершает ежедневно пять обязательных намазов, ему удобнее всего планировать свои дела и составлять дневное расписание, ориентируясь на них, а ни намазы подгонять под свои мирские дела. Мусульманин должен подумать, что он будет делать между каждыми намазами. Это поможет сделать его деятельность упорядоченной и плодотворной. К тому же у него не будет поводов беспокоиться из-за того, что он что-то не успевает. Важно также, чтобы этот план был выполнимым. Очевидно, что если человек планирует сделать за сутки то, что при всём желании не сделать и за двое, то у него вряд ли что-то получится. Некоторым людям хочется многое успеть. При этом они не понимают, что, надрываясь, они не помогают себе достичь цели, а напротив, удлиняют свой путь к ней. Человек, который не спит много часов, желая сэкономить время на сне, в конце концов засыпает и спит много часов, поскольку организму требуется время, чтобы восстановиться после переутомления. Просыпаясь, он чаще всего чувствует себя разбитым. При этом совершенно очевидно, что крайне утомлённый человек выполняет работу хуже, чем тот, кто чередует труд и отдых. Тот, кто соблюдает режим, рано встаёт и с новыми силами принимается за дело, обычно достигает большего, чем человек, который работает как заведённый в течение многих часов, а потом падает без сил, подрывая этой беспорядочной деятельностью своё здоровье и ставя себя на грань нервного срыва.

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) любил, когда человек делал что-то благое и полезное пусть понемногу, но регулярно, и сам следовал этому правилу. А в Посланнике Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) был прекрасный пример для нас. Для ищущего знаний особенно важно учиться упорядоченно. Например, после утреннего намаза учить и читать Коран, между Зухром и Асром — читать определённые книги, между Асром и Магрибом — проводить серьёзные исследования, между Магрибом и Иша — беседовать с людьми, а после Иша читать книги и уделять время семье.