Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (14 Зуль Хиджа 1437х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Разве вы не видели тех, кто знает истину, но поступает вопреки ей? Разве мы сами не поступаем так, уступая своим желаниям или проявляя слабость? А ведь пытаемся бороться со своими страстями и испытываем чувство стыда, когда не получается. Только в нашем случае для достижения цели одних стараний мало. Потому мы и просим Аллаха: «Веди нас прямым путём».
Как же точно эти слова передают нашу бесконечную нужду в Божьем руководстве! Мы не просто молим Его указать нам на прямой путь. Мы умоляем Его не предоставлять нас самим себе и уберечь от испытаний, взять за руку и вывести из тумана сомнений, поддержать на крутых подъемах и защитить от силков шайтана. Размышляя об этом, понимаешь смысл слов нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кому Аллах желает добра, того Он учит разбираться в религии» (ал-Бухари и Муслим). То есть добиться успеха дано лишь тем, кто обладает ясными знаниями или следует советам знающего и мудрого наставника.
Когда твёрдых знаний нет и рядом нет того, кто подскажет прямой путь, шайтану не составляет труда ввести человека в заблуждение. Он и без того блуждает в потёмках, в лучшем случае пытаясь интуитивно отличить хорошее от плохого. Но даже тогда, когда человек руководствуется ясными доводами, шайтан не оставляет попыток расправиться с ним. Он редко довольствуется тем, что склоняет верующего к дурным поступкам. Его цель — сердце верующего и его убеждения. Ведь убеждения — это основа любого деяния, и если они подпорчены, то человек поступает неправильно, даже не сожалея об этом. А что может быть желаннее для нашего врага?
Искушая верующего, шайтан изучает его поведение. Он постепенно отдаляет его от всего, что помогает устоять на прямом пути. Он удерживает его от дополнительных молитв и чтения Корана, подбивает закрывать глаза на мелкие грехи, возбуждает интерес к праздным занятиям и развлечениям. Он прекрасно знает, что такие интересы отдалят его от набожных и знающих людей, которые могут дать полезный совет или предостеречь от греха.
Наконец, когда человек остаётся один и ничто, кроме богобоязненности в сердце, не удерживает его от заблуждения, шайтан прибегает к своему излюбленному средству. Он подбрасывает в его сердце сомнения относительно веры или её отдельных положений. Нащупав слабое место, шайтан продолжает давить на него, пока не добьётся желаемого. А почувствовав твёрдость, он пытается увести верующего в противоположную крайность.
Боже, сколько заблуждений распространилось среди мусульман по этой причине! Возмущённые убийством потомков пророка, мир ему и благословение Аллаха, шииты переусердствовали в их возвеличивании. В своём стремлении утвердить законы Всевышнего хариджиты объявили дозволенным выступление против правителя-мусульманина и пролитие крови своих единоверцев. Стараясь избежать антропоморфного описания Аллаха, мутазилиты и их последователи отвергли даже те божественные атрибуты, которые упомянуты в Коране и Сунне. Критикуя сторонников умозаключений за вольное обращение с мусульманской традицией, сторонники хадисов прибегли к их буквальному прочтению. В противоборстве мазхабов и течений так трудно избежать крайностей и устоять на прямом пути.
Вот почему позиция верующего не должна быть реакцией на чьё-либо заблуждение или несправедливое решение. Коран гласит: «Пусть неприязнь к кому-то из людей не подтолкнёт вас к несправедливости» (сура 5 «Трапеза», аят 8)
, то есть не позволяйте эмоциям управлять вами и соотносите ваши поступки с тем, чему вас обучил Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха.
Искать истину нужно не отталкиваясь от того, что мы не понимаем своим разумом или не принимаем сердцем. Возможно, позабытые грехи не дают нам отделить зёрна от плевел, а страсти мешают нашему сердцу вместить то, что сделает его мягче и добрее. Лишь тот следует прямым путём, кто руководствуется ясными доводами и движим любовью к своему Господу, а не желанием поступать наперекор людям. Иначе, отвергая одно заблуждение, легко впасть в другое.
О Аллах, только Тебе мы поклоняемся и только Тебя молим о помощи. Веди нас путём тех, кто знает истину и неотступно следует ей, не тех, кто осознанно уклонился от истины, навлекая на себя гнев Твой, и не тех, кто заблуждается, не ведая того.
Когда нас постигают испытания, мы чаще всего расстраиваемся и не проявляем терпение. При этом мы не задумываемся о том, что таким способом Всевышний Аллах помогает нам снискать Его довольство и попасть в Рай. Посылая Своему искреннему рабу испытание, Всевышний Аллах не посылает ему избавления до тех пор, пока он не перестаёт связывать надежды на избавление с кем-то иным. Только когда человек ясно осознаёт, что ему не поможет никто, кроме Всевышнего, и никто, кроме Него, не избавит его от постигших тягот, и никто, кроме Него, не принесёт ему облегчения, — только тогда Всевышний Аллах посылает ему избавление.
Так Всевышний помогает нам не надеяться и не уповать ни на кого, кроме Него. А если мы проявляем терпение и демонстрируем довольство предопределением Всевышнего, Он дарует нам щедрую награду, и это помогает нам войти в Рай. Если ты познал Аллаха, восхваляешь Его, поклоняешься Ему Одному и уповаешь на Него, ты будешь счастлив, доволен и спокоен даже в убогой хижине у покосившегося очага. А в противном случае ты не сможешь обрести счастье и спокойствие, даже если будешь жить в роскошном доме и у тебя будет всё, что душе угодно: после недолгого наслаждения тебя ждёт вечное несчастье. А что такое мгновение радости по сравнению с годами печали? А всё потому, что у тебя нет ключа к счастью.
Давайте вернёмся во времена сподвижников Посланника Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха). Что же мы увидим? Многие из них жили в убогих и тесных жилищах, знали голод и холод, питались простой пищей, носили невзрачную одежду из грубой ткани и вынуждены были ходить пешком, поскольку не имели средства передвижения и не могли позволить себе приобрести даже осла. И тем не менее они были счастливы. Сердца их были наполнены покоем, умиротворением и упованием на Аллаха, а дома озарены светом искренней веры.
А где счастье Каруна и радость Хамана? Одного поглотила земля, другой проклят: «Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, красование и похвальба между вами, и стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, после которого растения восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и Его довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения» (57:20).
Биляль, Сальман аль-Фариси и ‘Аммар ибн Ясир были счастливы, хотя у них почти не было имущества. Их богатством была их вера и их упование на Всевышнего: «Они являются теми из обитателей Рая, от которых Мы принимаем наилучшее из того, что они совершили, и которым Мы прощаем их злодеяния согласно истинному обещанию, которое им было дано» (46:16).
'Аид аль - Карни "Не грусти!"