Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (10 Шавваль 1437х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Любим ли мы своих детей? Многим этот вопрос может показаться странным, а кого-то может даже возмутить. Почти каждый родитель точно знает, что он любит своего ребёнка, и тот, кто потакает любым его капризам, и тот, кто проявляет чрезмерную суровость, и тот, кто едва находит время для общения по выходным. Каждый любит своих детей по-своему, но при этом все стараются сделать их счастливыми и подготовить их к взрослой жизни. Священный Коран подчеркивает, что любовь к детям естественна и проистекает из нашей человеческой природы. Вместе с тем она направляется нашим разумом, и вера учит нас тому, чтобы эта любовь была подчинена любви к Всевышнему. Верующий любит только ради Аллаха, а не наряду с Аллахом. Им движет не бессознательное желание сохранить потомство и не гордость за своё потомство. Он принимает каждого ребёнка с благодарностью и покорностью, как аманат от Аллаха, за который он несёт ответственность и который может стать его самым большим приобретением, если они вместе сумеют снискать довольство Господа. Вот почему верующий хочет видеть своих детей не просто здоровыми, обеспеченными и счастливыми, но прежде всего — благонравными и благочестивыми. Однако же ребёнок, даже праведный и благовоспитанный, даже после того, как он вырастает, остаётся серьёзнейшим испытанием для любого верующего.
Всевышний сказал:«Поистине, ваше имущество и ваши дети — всего лишь испытание» (сура 64 «Обделение», аят 15). Любимые чада вынуждают щедрого человека скупиться и делают смелого мужчину пугливым. И как трудно оставаться беспристрастным, когда дело касается твоего сына или твоей дочери, если они поступают несправедливо с другими. А сколько праведных людей совершали тяжкие преступления и даже отступали от веры для того, чтобы спасти своих детей, попавших в беду из-за своего нечестия. Всевышний предостерегает нас от такого дурного конца:«О вы, которые уверовали! Не делайте своими близкими ваших отцов и братьев, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые сделают их своими близкими, суть несправедливые» (сура 9 «Покаяние», аят 23). Если мы действительно любим своих детей и желаем им наилучшего, то должны помочь им стать сознательными, правдивыми и деятельными мусульманами. Мы должны обучить их истине и привить им любовь к ней, разъяснить им опасность заблуждения и научить их избегать ловушек шайтана, дать им специальность, чтобы они могли самостоятельно зарабатывать на жизнь и помогать другим. Своим примером мы должны показывать им, как нужно поклоняться Аллаху и делать добро, трудиться и говорить правду, даже если она может навредить в этой жизни. Только так мы можем надеяться на то, что Всевышний Аллах соберёт нас вместе с нашими любимыми в тени Своего трона и сделает одних из нас заступниками за других. А иначе в день воскрешения отцы и дети станут врагами друг другу, как сказал об этом Всевышний:«Грешник пожелает откупиться от мучений того дня своими сыновьями, своей женой и братом своим, и своим родом, который поддерживал его, и всеми обитателями земли, лишь бы самому спастись» (сура 70 «Ступени», аяты 11-14).
В тот день люди будут радоваться возможности отнять добрые дела у своих матерей, отцов и детей, если те когда-то причинили им обиду или поступили с ними неправильно. Благородный сподвижник ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «В день воскресения Аллах соберёт людей от первого до последнего, а потом глашатай возвестит: «Пусть каждый, с кем поступили несправедливо, придёт и возьмёт то, что ему полагается». И человек будет радоваться, если его родитель, ребёнок или жена будут должны ему даже что-то малое. Это находит подтверждение в Книге Аллаха:«А в тот день, когда затрубят в рог, между ними не будет родства, и не будут они расспрашивать друг друга» (сура 23 «Верующие», аят 101). Каждого человека будет заботить только его собственное спасение. Ни праведные родители, ни благодарные дети не смогут помочь тому, кто не преуспел благодаря своим деяниям. Поэтому люди перестанут гордиться своим происхождением, и никто не станет расспрашивать друг друга: «Из какого ты рода и какой фамилии?» А встретив родственников, которые мешали им совершать добрые дела или не удерживали их от грехов, они станут лишь проклинать и упрекать друг друга.
Чем же мы сможем помочь нашим детям в тот день, если не обучим их благодарности и благочестию, пока у нас и у них есть возможность приготовиться к встрече с Господом? Разве смог пророк Нух помочь своему сыну, который отказался уверовать и утонул вместе с остальными язычниками? Он не посмел даже помолиться за него и сказал: «Господи, сын мой — из моей семьи, и обещание Твоё истинно, и Ты — Наимудрейший из судей» (сура 11 «Худ», аят 45). Комментаторы разошлись во мнениях о том, когда пророк Нух произнёс эти слова. Некоторые считали, что он воззвал к Господу до того, как волна смыла его сына. Однако контекст отрывка указывает на то, что слова эти были произнесены уже после того, как его сын умер неверующим. Пророк Нух будто спрашивал у Аллаха разрешение помолиться за своего сына. Трудно представить, что происходило в тот момент в его душе, и, несмотря на это, Всевышний не позволил ему заступиться за сына и сказал: «Он не из твоей семьи, и поступок этот не праведный. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Поистине, Я предостерегаю тебя, чтобы ты не был одним из невежд» (сура 11 «Худ», аят 46).
Страшно подумать, что такое может произойти и с нами и что наши дети, в которых мы сегодня души не чаем, ради которых жертвуем многим из того, что имеем, завтра могут стать нашими врагами. И тогда мы будем горько сожалеть о том, что не находили время для того, чтобы рассказать нашим детям об исламе, когда они сами тянулись к нам и радовались каждой проведённой рядом с нами минуте. Как же скоротечны эти прекрасные годы и как тяжело пробуждение от сна беспечности!«Поистине, в убытке окажутся те, которые потеряют себя и свои семьи в день воскресения. Знайте же, что это и есть явный убыток» (сура 39 «Толпы», аят 15). Исламская вера имеет много особенностей, делающих еë привлекательной для людей разного возраста и образа жизни. Она примечательна ещё и тем, что ислам — религия золотой середины. Всевышний Аллах обращается к нам в Своей Книге:«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (сура 2 «Корова», аят 143). О том же сообщает нам и Пречистая Сунна.
Имам аль-Бухари приводит такие слова нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, религия легка, и она непременно одолеет того, кто станет тягаться с ней, [взваливая на себя непосильное], так что следуйте прямым путём, старайтесь приблизиться [к такому следованию, если не способны следовать им неуклонно,] радуйтесь [ожидающей вас награде] и используйте [для совершения благих деяний] утро, вечер и часть ночи». А в другой версии добавлено: «Придерживайтесь умеренности, и вы достигнете цели». Таким образом, жизнь мусульманина должна проходить под девизом золотой середины и умеренности. Что это означает на практике? Наша жизнь подобна извилистой реке, и задача заключается в том, чтобы на протяжении всего нашего земного существования не терять бдительности и плыть примерно посередине реки, не приближаясь к скалистым берегам, о которые наше хрупкое судёнышко рискует разбиться в щепки — а именно это происходит, когда люди религиозные начинают впадать к крайности.
Крайности — это зло. Всегда и во всём. Непонимание сути этой умеренности, неспособность оценивать последствия своих поступков и сохранять хрупкое равновесие между земным и вечным может привести — и часто приводит — к настоящим трагедиям. Впадая в крайности, человек ломает собственную жизнь и оставляет нереализованным огромный заряд созидательной энергии, которую рождает внëм вера, либо, того хуже, превращает его из созидательного в разрушительный и начинает творить зло, часто сам того не ведая. Мы испытываем боль, видя, что делает с нашими единоверцами уход в крайности. Но ещё больнее видеть, как это происходит с подрастающим поколением по вине недальновидных или смотрящих на мир однобоко родителей. Конечно, все мы желаем своим детям только лучшего. Но одного желания мало. Важно разуметь, в чём заключается благо для наших детей, и очень чётко представлять и обучать их тому, что любое благо заключается в следовании путём Пророка (мир ему и благословение Аллаха) без излишеств и упущений. Однако в наши дни всë чаще можно видеть, как религиозный пыл при отсутствии правильного понимания религии играет с людьми злую шутку.
Впадая в крайность, некоторые родители-мусульмане считают, что ребёнку нужно только шариатское знание, а остальное неважно. Речь не идёт о тех родителях, которые в образовании своих детей делают упор на изучение Корана и религиозных дисциплин. Такое стремление похвально, и в определённой мере даже обязательно. Но кем вырастет ребёнок, если ему с малых лет внушают, что мирские знания и умения нужны как летний снег и что он как-нибудь проживёт, потому что удел отмерен всем? Утверждение о том, что мирским знанием можно пренебречь — очень опасная крайность, которая может иметь страшные последствия для наших детей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Никто из вас никогда не ел лучшей еды, чем та, которую он зарабатывает трудом рук своих, и, поистине, пророк Аллаха Дауд питался тем, что зарабатывал трудом рук своих» [Бухари]. «Пусть никто из вас не сидит сложа руки, отказываясь добывать хлеб насущный и ограничиваясь словами: “О Аллах, даруй мне пропитание!” Ведь вы знаете, что небеса не проливают золотых и серебряных дождей!» — предупреждал второй праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Даже у пророков были ремёсла, и они зарабатывали себе на жизнь, подавая пример своим последователям. В «Сахихе» Муслима сообщается, что пророк Закария был плотником. Есть предания о том, что пророк Идрис был первым, кто начал шить одежду, а до того люди носили одежды из шкур животных [Фатх аль-Бари].
В тафсирах сообщается, что пророк Дауд был первым, кто начал изготавливать кольчуги из колец [Тафсир аль-Куртуби]. Иметь своё ремесло и приносить людям пользу посредством приобретённых навыков — достоинство, а не порок. Лучший из людей (мир ему и благословение Аллаха) вспоминал, как пас овец, и упоминал о том, что все пророки занимались этим. Позже он преуспел в торговле, самостоятельно зарабатывая себе на жизнь. То же самое можно сказать о его сподвижниках, среди которых были и земледельцы, и скотоводы, и торговцы, и плотники, и кузнецы, и врачеватели, и писцы. И они зарабатывали на жизнь своим трудом и считали позором ходить с протянутой рукой. Они не желали быть обузой для своих единоверцев. Напротив, они стремились зарабатывать больше, чтобы помогать нуждающимся и поддерживать своих братьев по вере с более скромным достатком или недееспособных. Они помнили слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Оставить наследников своих состоятельными лучше для тебя, чем оставить их нищими, вынужденными просить у людей» [Абу Дауд]. Они не относились к этому знанию и этим навыкам презрительно под предлогом того, что всё это «мирское». И они понимали приказ Всевышнего «оберегайте себя и свои семьи от Огня» не поверхностно, в отличие от многих мусульман сегодня. Как бы достигла исламская цивилизация невиданных высот и принесла столько пользы людям, если бы верующие считали мирское знание недостойным внимания? Как раз наоборот, именно исламский дух любознательности, трудолюбия и стремления к совершенству помог мусульманам осуществить этот прорыв. Всевышний сказал:«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро тебе, и не стремись распространять нечестие на земле» (сура 28 «Рассказ», аят 77).
Но вместо трудолюбивых и способных людей, готовых созидать и преображать, мы имеем неграмотную, неприспособленную к жизни, неспособную идти в ногу со временем и обеспечивать себя молодёжь. Как следствие — трудности с поиском работы и с созданием семьи, которую необходимо обеспечивать, неспособность реализовать себя и быть по-настоящему счастливым. У одних со временем получается преодолеть этот стереотип, и они осознают важность разных мирских умений и профессии, но на приобретение необходимых навыков у них уходит гораздо больше сил и времени, чем если бы они посвятили этому время в школьном и студенческом возрасте. А в глазах других «мирские» науки так и останутся недостойными внимания, и они по-прежнему не могут найти себя и устроить свою жизнь, как правило, оставаясь обузой для своих родственников или других мусульман. Возможны и другие последствия — озлобленность, трудности в общении с мусульманами, избежавшими этой крайности, зависть, несущие беды нашей общине.
С каждым годом мусульмане страдают от этих страшных явлений всё больше и больше. Если порождения невежественной религиозности возникали в благодатную эпоху сподвижников, то что говорить о нашем времени, когда правильного понимания ислама не хватает, а разного рода отклонений стало намного больше. И они лишний раз доказывают, что само по себе заучивание аятов и хадисов не превращает человека в сознательного верующего, понимающего свою религию и способного сохранять равновесие между мирским и вечным. Но можно увидеть отклонение и в другую сторону. Некоторые родители настолько увлечены стремлением к тому, чтобы их ребёнок стал «кем-то» в мирском понимании, что исламские знания практически исключаются из списка их приоритетов. Ребенок почти всё время посвящает учёбе, сидит с репетиторами, посещает множество курсов, за которые родители отдают баснословные деньги, а затем отправляется в престижный вуз, чтобы сделать карьеру и разбогатеть. Казалось бы, всё отлично и его ждёт светлое будущее. Но что происходит на деле? Шайтан не дремлет, как и обещал Всевышнему:«Я приукрашу для них мирское и непременно собью с пути их всех, кроме Твоих избранных рабов» (сура 15 «Хиджр», аяты 39–40). Их отпрыск, совершенно не окрепший в исламе, а зачастую почти ничего не знающий о своей религии, став студентом, сталкивается с мощным потоком всевозможных искушений, к которым у него, увы, нет никакого иммунитета в виде религиозного знания и твёрдой веры. И очень часто юноша или девушка позволяют этому потоку смыть себя. И последствия страшны. В лучшем случае это множество грехов, ожесточающих сердце и отдаляющих человека от ислама. А в худшем... Будут ли родители-мусульмане радоваться учёным степеням и блестящей карьере своего отпрыска, если он потеряет веру и навлечёт на себя гнев Всевышнего?
Нередко ради обучения юный мусульманин покидает родные пенаты и попадает в среду с совершенно иными ценностями и мировосприятием. Он видит запретное и то, как другие это запретное совершают, и сказывается стадное чувство и отсутствие у подростка того самого духовного стержня, о котором должны были позаботиться родители-мусульмане. Как будет неуклонно совершать молитву тот, кто не понимает её сути, не чувствует её обязательности, не осознаёт её важности? И как сохранит приверженность исламским ценностям тот, кого никогда не побуждали читать, смотреть и слушать об этом? И как будет относиться к запретам Всевышнего тот, для кого они ничего не значат и кто не понимает их назначения? Это трагедия невежественной молодёжи, перед которой ставили исключительно мирские цели и которая в силу скудных познаний не представляет себе религию как целостную систему и как образ жизни. Об этом должен задумываться каждый родитель. Это прекрасно, когда мы хотим, чтобы наши дети получили отличное образование, хорошую и востребованную специальность, стали знатоками своего дела и состоятельными людьми, способными содержать себя и близких и заниматься благотворительностью. Но нельзя забывать о том, что если нам самим не так легко выстоять под градом разных искушений и испытаний, то нашим детям это труднее вдвойне — сказываются юность, неопытность, наивность, сила кипящих внутри страстей. Мы должны, обязаны снабдить подрастающее поколение надёжным и действенным оружием против шайтана.
О Аллах, убереги нас и наших детей от крайностей и от их пагубных последствий. Сделай нас одними из тех, кто знает истину и неотступно следует ей, принося пользу людям и обретая Твоë довольство!