Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (4 Раджаб 1441х.)

Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (4 Раджаб 1441х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что Всевышний Аллах не смотрит на вашу внешность и на то, красивые вы или уродливые, высокие или низкие, но Он смотрит на ваши сердца и ваши дела. Всевышний смотрит на сердце каждого человека, а не на него самого. Как сказано в хадисе, если сердце благое, то и всё тело будет благим, а если оно испорчено, испорченным будет и всё тело. Сердце человека отвечает за познание Всевышнего, любовь к Нему, страх перед Ним и надежду на Него, и намерение, из-за которого Всевышний принимает или отвергает то или иное дело, рождается в сердце. Пророк ﷺ сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и поистине, каждому человеку воздастся в соответствии с его намерением…» [Аль-Бухари]. 

Имам Шамсуддин (да помилует его Аллах) сказал: «Самое благородное и достойное в человеке — его сердце. Оно знает о Всевышнем, стремится к Нему и любит Его. Сердце — обитель веры и познания. Именно к сердцу были направлены посланники и именно к нему они обращали свой призыв. Сердцу даровано самое драгоценное — вера и разум, а все остальные части тела следуют за сердцем. Оно использует их, как использует владыка своих рабов. Оно — пастырь для остальных частей тела. 

Преславен Переворачивающий сердца и помещающий в них всё, что пожелает из тайн сокровенного, и возводящий преграду между человеком и сердцем его. Он знает, как сердце человека повинуется Ему, и как оно соблюдает Его религию. Он поворачивает сердца, как пожелает, и Он внушает сердцам Своих приближённых, чтобы они устремлялись к Нему, и они устремляются к Нему и предстают перед Господом миров, а остальным Всевышний не пожелал того же. Он сказал им: «Сидите вместе с сидящими!». 

Когда Посланник Аллаха ﷺ клялся, он чаще всего говорил: «Нет, клянусь Переворачивающим сердца!» [Аль-Бухари]. Он обращался к Всевышнему с такой мольбой: «О Аллах, о Переворачивающий сердца, утверди наши сердца в покорности Тебе!» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным]. О рабы Аллаха! Поистине, сердца ожесточаются и становятся словно камни, или ещё черствее, отдаляясь от Аллаха, от Его милости и покорности Ему. Больше всего отдаляются от Всевышнего чёрствые сердца, которым не приносит пользы напоминание, и которые не смягчает наставление, и которым слова не дают понимания религии. Обладатель такого сердца хранит в своей груди камень, который не приносит пользы и от которого исходит лишь зло. А есть мягкие сердца, наполненные богобоязненностью. Они покорны своему Создателю и обладают пониманием религии. Они близки к Аллаху, и Его милости и повинуются Ему. Это милосердные и добрые сердца, от которых всегда исходит благо. Какое у человека сердце — мягкое или чёрствое — зависит от его действий и его поведения. 

Одним из важнейших способов смягчить сердце является чтение и прослушивание Корана. Всевышний сказал: «Поистине, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» (50-Каф:37). Всевышний также сказал: «Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы» (50-Каф:45). Приведённые аяты подтверждают, что Коран — величайшее средство смягчения сердец при условии, что человек читает его или слушает его чтение внимательно и сосредоточенно. Каждому мусульманину следует обратиться к Книге своего Господа, читая её, изучая, размышляя над ней и поступая согласно ей, чтобы она стала верным руководством для него и жизнью для его сердца. Мусульманин ни в коем случае не должен уподобляться людям Писания, которым были дарованы Тора и Евангелие, а они отвернулись от них, и сердца их ожесточились из-за этого: они не принимают наставлений и их не способно смягчить ни благое обещание, ни угроза… 

Больше всего смягчает сердца размышление о смерти, конце этого мира и переселении в мир вечный. А больше всего ожесточается сердце человека тогда, когда он забывает о смерти и мире вечном и уделяет внимание только миру этому. А Пророк ﷺ сказал: «Посещайте могилы, ибо, поистине, они напоминают о мире вечном» [Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным]. Пророк ﷺ также сказал: «Чаще вспоминайте прерывающую наслаждения (то есть смерть)» [Аль-Баззар; аль-Альбани назвал его хорошим]. 

Когда человек размышляет о судьбе неверующих общин прошлого, погубленных Всевышним, и извлекает для себя урок из постигшего их, его сердце смягчается, а если он не задумывается об этом, его сердце, напротив, ожесточается. Частое поминание Всевышнего Аллаха также смягчает сердца, а сердце того, кто поминает Аллаха редко, становится чёрствым. Всевышний сказал: «Верующими являются только те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты, и кто уповает на своего Господа» (8-Анфаль:2). 

Исполнение велений Всевышнего и соблюдение Его запретов смягчает сердца, а ослушание Всевышнего ожесточает их. Когда человек принимает Истину и следует ей, его сердце становится на правильный путь и наполняется верой. А когда человек отвергает истину, его сердце отклоняется от правильного пути и становится нечестивым. Когда человек смотрит на больных, бедных и тех, на чью долю выпали нелёгкие испытания, и размышляет о том, что постигло их, это становится для него назиданием, и его сердце смягчается. А когда человек здоров, силён и богат, ему кажется, что так будет всегда. Он не задумывается о положении других, и его сердце ожесточается. Пророк ﷺ сказал: «Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше, ибо это поможет вам не считать ни одну из милостей Аллаха незначительной» [Муслим]. Когда человек заходит в больницу и видит страдания больных людей, и когда он видит бедных и сирот, которых изнуряют нищета и голод, он понимает, как велика милость Всевышнего к нему, и сердце его смягчается. А когда он обращает свой взор на утопающих в роскоши богачей, которым даровано множество мирских благ, сердце его ожесточается и наполняется высокомерием. Не зря Всевышний велел Своему Пророку ﷺ больше общаться с бедными и слабыми мусульманами, не обладающими ни властью, ни богатством, ни влиянием, и не предпочитать им беспечных богачей. 

Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, и делайте всё возможное для того, чтобы ваши сердца были живыми, и не ожесточались, ведь чёрствое сердце — мёртвое, а именно от сердца человека зависит его счастье в мире вечном. Знайте о том, что в наше время мы очень часто сталкиваемся с тем, что ожесточает наши сердца. Мы с головой погружаемся в услады и заботы мира этого, нас ослепляет его блеск, мы гонимся за его наслаждениями… Мы редко получаем правильные наставления, большую часть времени проводя в приобретении мирских благ и наслаждении ими. Это одна из причин того, что наши сердца ожесточаются. 

Ещё одна причина: мы много времени отдаём развлечениям, иногда бесполезным, а иногда и запретным. Мы ежедневно видим завлекающие образы, когда смотрим фильмы и сериалы или читаем газеты и журналы, и часто слушаем музыку и песни, которые неверующие стараются сделать популярными среди мусульман, хотя они запретны. Музыка рождает в сердце лицемерие, возбуждает страсть в душе и отвращает человека от прослушивания Корана, потому что дудочка Шайтана несовместима с Кораном Милостивого. 

Многие люди, особенно молодёжь (в том числе, и мусульманская), увлекаются спортивными соревнованиями. Они постоянно смотрят трансляции этих соревнований по телевидению, после чего часами обсуждают их. А ведь это занятие не приносит им никакой пользы и, к тому же, ожесточает их сердца… Когда человек слишком часто шутит и предаётся веселью, его сердце также становится чёрствым, и мусульманин должен обращать внимание на подобные вещи. Сердце человека ожесточается, и когда он ест или пьёт запретное, потому что запретное пропитание оказывает дурное влияние на нравственность человека и его поведение. Веления Всевышнего он исполняет лениво и неохотно или же не исполняет вовсе, зато грехи совершает постоянно и без зазрения совести. Это легко заметить в поведении тех, кто берёт взятки и занимается ростовщичеством, употребляет алкоголь и наркотики. Влияние этих отвратительных вещей отражается на их телах, их действиях и нраве. 

Вообще ослушание Аллаха в любой форме ожесточает сердце и ослепляет его, и закрывает от него свет веры и верного руководства. А Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, когда верующий совершает грех, на его сердце появляется чёрная точка. Если он раскается и попросит у Аллаха прощения, она стирается с его сердца, а если он продолжает грешить, она увеличивается до тех пор, пока не покроет всё его сердце. Это и есть окутывание, о котором упомянул Аллах: "Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели" (83-Мутаффифин:14)» [Имам Ахмад; ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его хорошим]. 

Когда человек дружит и общается с дурными людьми и грешниками, и часто находится в их обществе, его сердце также черствеет. Недаром говорят: «Не спрашивай о человеке — спроси о его друге». Всевышний сказал: «Если же Шайтан заставит тебя забыть об этом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь» (6-Ангам:68). А Пророк ﷺ сравнил дурного товарища с раздувающим кузнечные мехи, указывая на то, что общение с ним неизбежно наносит человеку вред.

Истикама - Прямота свидетельствует о совершенстве веры и искреннем принятии ислама. Следование прямым путём приносит человеку почёт Всевышнего и возвышает его степень в мире вечном. Прямоты должно придерживаться сердце человека и все остальные части его тела. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Прямота — это когда ты неуклонно исполняешь веления Всевышнего и соблюдаешь Его запреты, не исхитряясь и не виляя, подобно лисе». А Ибн Таймиййа (да помилует его Аллах) сказал: «Если бы они придерживались прямоты в своей любви к Аллаху и поклонении Ему, они не уклонялись бы от прямого пути ни вправо, ни влево». 

О рабы Аллаха! Следование прямым путём в религии Аллаха требует терпения и усердия, самоконтроля и строгого исполнения велений Всевышнего, а также неуклонного следования тому, что ниспослал Аллах и с чем пришёл к нам Его Посланник ﷺ. Пророк ﷺ сказал: «Всевышний Аллах проложил прямой путь, по обе стороны которого тянулась ограда, а в ограде были открытые двери с опущенными занавесками. На этом пути стоит глашатай и взывает: " Вступите на прямой путь все вместе и не разделяйтесь!" И такой же глашатай взывает с середины этого пути. А когда кто-то из идущих по нему желает открыть одну из дверей, глашатай предупреждает его: "Горе тебе, не открывай её! Ведь открыв её, ты выйдешь отсюда!" Этот путь — путь ислама, ограда — ограничения, установленные Всевышним Аллахом, открытые двери — это запреты Аллаха, а глашатай — увещеватель Аллаха в сердце каждого мусульманина» [Имам Ахмад]. 

О мусульмане! Помните об Аллахе, и Он будет оберегать вас, и остерегайтесь нарушать установленные Им границы и открывать двери Его запретов, ибо, поистине, поступая так, вы впадаете в явное заблуждение и окажетесь в великом убытке. Пусть Книга Аллаха будет вашим товарищем и собеседником, а Сунна Его Посланника ﷺ — вашим девизом и путём. Оберегайте органы тела своего от того, что запретил Всевышний, чтобы заслужить Его блаженство и Его Рай ин ша Аллах!