Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (29 Джумада аль-уля 1441х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
«Знания — это душа Ислама и опора религии». Знания играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Именно знания позволяют обеспечить комфортные условия существования человека, а незнание ведет к полной деградации человека, как личности. О важности светских знаний и наук, я думаю, говорить не стоит, ибо мы знаем и видим их пользу, поэтому многие из нас и стараются поступить в высшие учебные заведения.
Хотелось бы остановиться на важности и ценности исламских наук и исламских знаний. Для человека нет большего несчастья и бедности, чем невежество в религиозных науках и знаниях. Тем не менее, большинство мусульман сегодня довольствуется своим невежеством. Обучение Исламу у многих из нас стоит на втором плане, если не на третьем. Недруги же Ислама пользуются недостаточностью исламских знаний у большинства мусульман. Наше оружие — Коран, хадисы, Шариат — они используют против нас же. Вырывая из контекста аяты Корана и хадисы, приводя их не к месту и не ко времени, они используют их для «подтверждения» своих убеждений, внушая людям, будто Коран и хадисы на их стороне. Ныне сектанты издают и распространяют среди мусульман разные листовки и брошюры, составленные таким образом. Еще Л.Н.Толстой писал: «Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и поэтому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это».
И сегодня мы с вами становимся свидетелями того, как правительство всячески препятствуют мусульманам в получении элементарных знаний. Это и запрет хиджабов в Российских школах и в ВУЗах, навязывание нашим детям участие в немусульманских праздниках и обрядах. С исчезновением СССР разрешили свободно исповедовать религию, открылись мечети и медресе, однако пороков в обществе стало еще больше. Разрешили открыто пропагандировать и распространять однополые браки, пьянство, воровство и др. Причем пропаганда пороков занимает несравненно большее место в печатных и электронных СМИ, чем пропаганда религии. Влияние религии ощущается в основном на той небольшой части общества, которая посещает мечети, медресе, другие исламские учреждения.
Удивителен тот факт, что ученые почему-то не проводят объективные исследования, которые бы позволили выявить истинное влияние Ислама на людей и на общество в целом. Информационная война, которую ведут с Исламом, гораздо страшнее и губительнее, чем война с оружием в руках. Единственным нашим оружием являются знания. Исламские науки учат нас должному поведению на этом свете, посредством них мы познаём Всевышнего Аллаха, узнаём, как правильно поклоняться Ему, различаем дозволенное халял и запретное харам. Они учат нас, как защищаться от врагов, разъясняют нам суть этого и потустороннего миров и в чем смысл жизни человека.
Ислам — это путь, указанный нам Всевышним Аллахом. Это единственный путь, ведущий человечество к счастью в обоих мирах. А знания — это душа Ислама. Подобно тому, как тело без души разлагается, и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания — это душа Ислама и опора религии» (хадис передал Абу Шайх).
Аллах сотворил человека и наделил его средствами для получения знаний, а именно — слухом, зрением, разумом. Разум, подобно душе и телу, нуждается в пище. И если тело питается физической пищей, а душа — верой и духовностью, то пища разума — это знания, для переваривания которых служит мышление. Таким образом, человеческий разум не может обойтись без знаний. И если его лишить знаний или давать ему ложные знания, то он от этого будет болеть и страдать так же, как и тело, которое голодает или получает отравленную пищу. Ислам — это религия знаний.
Первый аят из Корана, который был ниспослан, повелевает «читать», что является ключом к знаниям. Сказал Всевышний Аллах: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал» (Коран, 96:1-5). Из-за важности и значимости знаний, Аллах повелел Своему посланнику стремиться к их увеличению. Всевышний сказал: «… и говори: «Господи! Приумножь мои знания»» (Коран, 20:114). Аллах высоко оценил и похвалил ученых словами: «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Коран, 39:9).
Обратите внимание на то, какое большое значение придавал Посланник Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха) приобретению знаний. Для нас должно быть достаточно даже одного хадиса Пророка (Мир ему и благословения Аллаха), который гласит: «Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина» (Табарани, Байхаки и другие). Но приобретать знания, стремиться к ним нас призывает не один этот хадис, а сотни хадисов. Приведём смысл лишь некоторых из них: «Пример того достоинства, которое приобретает человек, — это разум. Он направляет своего обладателя к правильному пути и отклоняет его от погибели. Вера раба Аллаха не будет полной и религия его не будет праведной до тех пор, пока его разум не дойдет до совершенства». «Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (то есть знанием) религии» (Аль-Бухари, Муслим).
«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай» (Муслим, Хаким, Тирмизи и др.). «Поистине и ангелы простирают крылья под тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал поиск знаний обязанностью каждого мусульманина. Он сообщил нам, что превосходство обладающего знаниями над поклоняющимся, подобно превосходству Луны над остальными небесными светилами. Он сказал, что ученые являются наследниками пророков, и что пророки не оставляют в наследство динаров и дирхемов, их наследством являются знания, и тот, кто взял это наследство, приобрел великую долю. При поиске знаний нет таких понятий, как старший и младший, сильный и слабый, и даже человек и не человек.
Мудрый тот, кто берет знания при любой возможности. Пророк Сулейман (Мир ему) получил знания от птицы удода. И эти знания привели к Исламу целое царство царицы Савской. «Я узнал то, чего ты не знаешь, и явился к тебе из Сабы с верным известием» (Коран, 27:22). Сын Адама научился хоронить себе подобного от ворона: «И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрыть мертвое тело своего брата. Он сказал: «Горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата». И он стал сожалеть [об этом]» (Коран, 5:31). И даже сын может научить отца тому, что он познал. Вот что говорит своему отцу пророк Ибрагим (Мир ему): «О, отец мой, пришло ко мне знание, которого у тебя нет, так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь!» (Коран, 19:43).
В хадисе, приводимом Ибн Абд аль-Бари, говорится о том, что Посланник Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Приобретайте знания, ибо это — богобоязненность, стремление к ним — это поклонение ибадат, обсуждение их — это славословие тасбих, расспросы, связанные с ними, — это усилие, обучение им незнающего — это милостыня садака, передача их достойному — это деяние, которое приближает к Аллаху. Знания очерчивают границу между дозволенным халял и запретным харам, они — светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твоё украшение среди друзей.
Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие. Люди берут с них пример, прислушиваются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими; всё сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные — все просят Аллаха о прощении их грехов т. е. тех, кого Аллах возвысил знаниями. Потому что знания оживляют сердца от [смерти] невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Аллаха до уровня праведников.
Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение [книги] — с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они — предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их». Поэтому Ислам призывает человека искать в первую очередь истинные знания, каковыми являются знания Аллаха. А знания Аллаха — это такие знания, которые Всевышний даровал людям в Своем небесном откровении. Это знания Корана и Сунны, знания религии Ислама.
О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?
В Ухуде имело место неподчинение, то есть отсутствие дисциплины. Люди сначала много говорили, но потом не подтверждали свои слова делом. Но каждый раз, когда слова человека не согласуются с его поступками, Аллах с отвращением смотрит на это, и только Его милосердие сохраняет его от гибели. В широком смысле этот отрывок касается всех, кто сначала говорит о своей готовности выполнить все, что Откровение считает достойным желания, но потом не стремится со всей решительностью осуществить это намерение.
Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете.
Значение этого отрывка видно из его содержания. Слова и поступки мусульманина должны находиться в полном согласии. Он должен выполнять то, что говорит, а если он не может, то вовсе не должен об этом говорить. Этим обличаются те, кто сначала громко заявлял о своей готовности пожертвовать жизнью за дело Аллаха, а в минуту опасности — бежал.Отчего вы говорите о добре, призываете творить его и, может быть, даже хвалитесь им, тогда как сами не претворяете этого в жизнь? Отчего вы учите людей избегать зла и, может быть, даже делаете вид, что далеки от него, тогда как сами погрязли в пороках и злодеяниях? Разве подобает верующим поступать таким образом? Кто может быть более ненавистным Аллаху, чем тот, кто провозглашает то, чего не выполняет сам?
Всякий, кто учит людей добру, должен быть в числе первых, кто совершает его. А тот, кто предостерегает других от зла, должен в первую очередь сам избегать его. Всевышний сказал: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (2:44). А пророк Шуайб (Мир ему) сказал: «Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам» (11:88).